По ком кричит сова

(2013)

По ком кричит сова?

Недавно на своем верном девайсе отсмотрел творение 1 канала «Крик совы». Сразу оговорюсь — в сюжетной составляющей фильм прекрасен, а вот все остальное…

Во первых, изрядно утомляют пируэты героев в первых сериях по поводу 37 года, заградотрядов и прочей ереси. Для меня милицейские и шпионские фильмы — это, прежде всего, жанровое кино, которому изрядно мешают излишне надрывные рефлексии по поводу того, «кто где служил».

Сюжет, в общем, интересный. Дальше могут встречаться жесточайшие спойлеры, так что внимание!

Итак, во время налета на продмаг получает ранение капитан милиции Сиротин. В бреду он начинает рассказывать что-то на хорошем немецком про Гете, дядю и порядок строк, чем вызывает подозрение хирурга Фридзона(еще более подозрительная фамилия!). Ну и тут понеслась — звонок в область, прибывает доблестный гэбешник — и началось.

Год выбран странно — 1957. Ну, то есть ХХ съезд уже был, преступления обличили, как бы можно уже и делом заняться. Так нет! Местному милиционеру Балахнину все не дает пока прошлое гэбэшника Митина. Ну, про историческую достоверность оставим в стороне, но даже по логике — чего слюной брызгать — человек приехал работать, выяснять и выявлять. Видно, авторам сценария тоже хотелось бы вот так в лицо гэбне покуражится — другого обоснования у данного элемента нет.

Авторы сразу дают понять — местный народ активно сотрудничал с немцем, и даже подполье сдал. Зрителю сразу становится ясно, что народ к разного рода сатрапам приучен и можно сразу вывести его за скобки. Останутся только гэбешники, менты, бандиты — ну и те, кто с ними сюжетно связан. Чем живет город из фильма вообще не понятно — в городских сценах все либо пьют, либо смотрят в хмурую даль.

Присутствует в фильме и любовная линия — довольно невнятная. Мы знаем, что героиня Мироновой вышла замуж за человека старше себя, потом его на пустом месте обвинили, он умер — с тех пор героиня Мироновой ненавидит гэбэшных палачей. Как ее саму с такими взглядами не упрятали — загадка.

Первую половину фильма мы пытаемся выяснить — немецкий ли агент Сиротин или нет. Интересно это, впрочем, только капитану Митину. Остальные заняты своими делами — герой Мерзликина кадрится к героине Мироновой, бандиты грабят почту, начальство гневно хмурит брови.

Кстати, удивительно, но похищение денег с почты вообще не обыгрывается авторами фильма. В блестящем сериале «Рожденная революцией» в сериях, где налетчики выкрали деньги из заводской кассы, милиционерам приходится работать под колоссальным давлением народных масс. А тут — ничего — нету денег — и Бог с ними, на следующий месяц еще привезут. Абсолютный провал.

Героиня Мироновой оказывается вовлеченной в злодейские дела лже-Сиротина. Она отправляет сорок тысяч рублей в Псков, а потом еще и забирает из города фальшивый немецкий паспорт. Общественность в шоке — конечно, гэбэ любой порядочный человек должен ненавидеть. А вот узнать, откуда у простого советского милиционера колоссальные по тем временам деньги… ну, это как-то… неприлично что ли…

Расследование ведется плохо. За главным свидетелем никакого досмотра, лейтенант Оборин, непосредственный подчиненный Митина, вместо оперативной работы строчит на него доносы. Всех свидетелей мочат. Даже лже-Сиротина кто-то спокойно травит прям в больнице. А что? Его ж пытать нельзя — значит, и караулить незачем.

В свете таких дел капитан Митин еще успевает ездить в Псков, играться с пластилиновыми подозреваемыми (зачем этот ход нужен — вообще неясно, по фильму он ничем не помог в расследовании), а также волочиться за вдовой врага народа. Я не знаю, что использовали сценаристы при создании текста сценария, но это явно что-то забористое.

Бандиты в сериале показаны вообще без должного пиетета. Обычно же страну в лихие годины спасали штрафбатовцы и уголовники, а не армия и милиция. Но здесь как-то линия с бандитами провисает. Они постоянно друг друга подставляют, да потом они вообще оказываются не бандитами, а шайкой бывших полицаев (привет гэбешникам! 57 год на дворе — а под Псковом недобитая банда палачей и карателей бегает!). После череды предательств и хладнокровных убийств, деньги оказываются у главупыря, о котором скажу позднее отдельно.

К середине и ближе к концу, правда, наконец идет непосредственно расследование, и там смотреть в принципе можно. Но неплохое в целом впечатление от сериала напрочь уничтожается последней серией, в которой авторы как бы извиняются перед мыслящей публикой за то, что позволили себе увлечься детективной интрижкой.

Во-первых, выясняется личность главупыря. Это заведующий музеем, личность примечательная, которая уже с середины картины вызывает подозрения. Оказывается, что это самый настоящий маньяк, который начал работать еще до революции и — внимание!!! — всегда мечтал работать у красных! Вот это поворот! То есть старший надзиратель лагеря смерти, маньяк-убийца в душе всегда мечтал поступить в ЧК!!! Бурные и продолжительные аплодисменты!!!

Авторы добивают и примкнувших к просмотру домохозяек. Оказывается — возлюбленная Митина, героиня Мироновой — дочь главупыря!!! Как жить, куда податься??? Я не знаю, зачем эта сцена понадобилась авторам. Дети за родителей, а тем более неизвестных, не в ответе, а капитан Митин, к тому же, не похож на припадошную институтку, чтоб всю жизнь терзаться навязанными ему проблемами. Короче, не знаю.

Дальше градус ползет вверх. Изымается сверхсекретный архив с именами людей, сотрудничавших с фашистской администрацией. Казалось бы — в броневик его — и в область. Но нет. Архив остается под присмотром боевитого очкарика, который для тех, кто в танке, разжевывает, как советская власть всех покарает за такие дела. Ну, нормальная власть самых отморозков может и покарает, а с остальных просто возьмет на карандаш — вдруг кто-то резко политикой или армией заинтересуется? Но такие тонкости не понятны ни создателям сериала, ни его героям. Милый дедушка благополучно сжигает весь архив, усыпив «охрану» рюмкой водки. Мотивировка простая — все мы люди, все ошибаемся. Прям Лука из «На дне вспоминается». Тут я даже не знаю что сказать — уровень идиотии запредельный.

Ну а последний удар — это конечно спрятанный в ящичек фотоархив, который главупырь отщелкал себе перед отбытием за кордон. Тут я не знаю, что сказать. Если авторы хотели показать, что Митин выбрал простое семейное счастье — то это чушь. Имея эти фотоархивы, он может даже встать на место главупыря — видимо, в этом был тонкий ход создателей. А что, с работы погнали (достоверность изгнания Митина с работы — просто дополнительный сферический шарик в гейзере вакуума) теперь можно и к врагу отправиться.

Героев, как сообщает нам 1 канал, в природе не бывает.

12:13
02:41
+1
Я смотрел этот сериал. Во многом вы правы. А желание главного упыря я расценил так: он хотел служить в ЧК потому что там он мог бы вволю заниматься своим любимым делом — пытать и убивать людей, мучительно убивать. Причем на самых законных основаниях. Ещё бы и медаль бы какую-нибудь дали, а может даже орден.
23:25
Ну то есть по логике это единственное место, где он мог самореализоваться?
03:37
Ну в ЧК не взяли, так он нашёл другие места.
16:28
Попахивает антисоветчиной
03:24
+1
Я ТАК ПОНЯЛ, ЭТО БЫЛА КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ. Я БЫ НЕ ЗАХОДИЛ НАСТОЛЬКО ДАЛЕКО, ЧТОБЫ НАЗЫВАТЬ ЕЁ ВЗБАЛМОШНОЙ, ИСТЕРИЧНОЙ ИЛИ ПСИХОПАТИЧНОЙ, НО ЧТО-ТО В НЕЙ ТАКОЕ ЕСТЬ, ПРАВДА?
… КСТАТИ, О ЛЮБВИ К ПЫТКАМ. Я, КОНЕЧНО, СОГЛАСЕН С ТЕМ, ЧТО СВОЮ ПРОФЕССИЮ НУЖНО ЛЮБИТЬ, ХОТЯ НЕ ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНО ЛЮБИТЬ. МЕЖДУ ПРОЧИМ, ВАДИМ, ВЫ В «КРИЗИСЕ ЖЕНСКОГО ВОЗРАСТА» УБИЛИ БЛОНДИНКУ ЭЛЕКТРОШОКОМ. ЕСЛИ ВЫ НЕ ОСТАВИЛИ В ЖИВЫХ БРЮНЕТКУ ИЛИ ХОТЯ БЫ РЫЖУЮ, ЭТО СЧИТАЕТСЯ КАК БЫ… НУ, ВЫ ПОНИМАЕТЕ.
Здесь, в комментарии я написал о том, как я понял желание персонажа сериала служить в ЧК. А что касается «Кризиса», то вы имеете ввиду моё предвзятое отношение к блондинкам? Вовсе нет. Так было надо по сюжету, вот и всё. Не мог же я оставить такого монстра в живых, да ещё и с деньгами убиенного мужа.
03:50
ВЫ ЗНАЕТЕ, ПАЛАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РАССУЖДАЮТ ИМЕННО ТАК ЖЕ. ХА-ХА, ВЫ ПОПАЛИСЬ!
О БЛОНДИНКАХ.ЭТО БЛИЖЕ К КОДЕКСУ ХЕЙСА ИЛИ, ЕСЛИ ХОТИТЕ, К КАНОНАМ ЖАНРА — БЛОНДИНОК НЕ УБИВАЮТ, А ЕСЛИ И УБИВАЮТ, ТО ПОТОМУ, ЧТО ОНИ ГЛУПЫЕ И ПОДЛЫЕ — НО В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ВСЕГДА ОСТАВЛЯЮТ В ЖИВЫХ ДРУГУЮ ДЕВУШКУ, УМНУЮ И ХОРОШУЮ. «НОВАЯ ВОЛНА», КОНЕЧНО, РАЗРУШИЛА ЭТИ ЗАКОНЫ, И ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ОПРАВДАННО. Я БЫЛ ПРОСТО ШОКИРОВАН ОДНИМ ИЗ КУЛЬТОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «НОВОЙ ВОЛНЫ» — ПОВЕСТЬЮ «ПАРЕНЬ И ЕГО СОБАКА» Х. ЭЛЛИСОНА. ОНА БЫЛА НАГРАЖДЕНА «НЕБЬЮЛОЙ» 1969 ГОДА, А ЭКРАНИЗАЦИЯ, НЕСМОТРЯ НА СКРОМНЫЙ КАССОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ПОЛУЧИЛА «ХЬЮГО». ФИЛЬМА НЕ ВИДЕЛ, НО САМА ПОВЕСТЬ — ФОРМЕННЫЙ КИТЧ! ПРАВДА, ОПИСАННЫЕ ВЫШЕ КАНОНЫ, ПУСТЬ И НЕСКОЛЬКО ИЗВРАЩЁННО, ЭЛЛИСОН СОБЛЮДАЕТ
17:23
Палачи правоохранительных органов — это что-то из Гюго…
20:47
В СМЫСЛЕ?
21:24
Sapienti sat
22:06
АГА… И КАК ВАМ «МАРСИАНСКАЯ ЛИХОРАДКА»?
22:19
Ну это уже совсем неинтересно. Классические латинские выражения надо знать. Как и их значения.
22:48
СОВЕРШЕННО НЕ НАДО.НО СУТЬ ЕГО МНЕ УЖЕ ИЗВЕСТНА.
ВЫ УКЛОНЯЕТЕСЬ ОТ ПРЯМОГО ОТВЕТА, НО Я СКЛОНЕН СЧИТАТЬ ЭТО ПОЗИТИВНОЙ РЕЦЕНЗИЕЙ НА «МАРСИАНСКУЮ ЛИХОРАДКУ». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, СХОДСТВО «ТЕЛЕГИНА» С ВАМИ — ЧИСТО ВНЕШНЕЕ — ЯВЛЯЕТСЯ СОВПАДЕНИЕМ
09:02
А зачем вы меняете предыдущие высказывания? Чисто академический интерес
08:59
ТУТ СКРЫВАТЬ НЕЧЕГО — РЕДАКТИРУЮ. НАШЁЛ БОЛЕЕ УДАЧНУЮ ФОРМУЛИРОВКУ — И ИЗМЕНИЛ ТЕКСТ.МОГЛО БЫТЬ ТАК, ЧТО Я ПОЛУЧИЛ ОТВЕТ НА ПРЕДЫДУЩУЮ ПОЧТУ, И ЭТО СДЕЛАЛО ПЕРВИЧНЫЙ ТЕКСТ НЕАКТУАЛЬНЫМ.НО СУТИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Я НЕ МЕНЯЮ, НЕ ПЕРСОНАЖ ИЗ 5 БУКВ(ВЫ, НАВЕРНОЕ, ЗНАЕТЕ ЭТОГО СКАНДАЛИСТА), КОТОРЫЙ СНАЧАЛА ЛЕЗЕТ «КАЧАТЬ», А ПОТОМ БУРНО ИЗВИНЯЕТСЯ