Ударения и акценты

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

"Не спИтся, нЯня: здЕсь так дУшно!
ОткрОй окнО да сЯдь ко мнЕ».
- Что, ТАня, чтО с тобОй? - «Мне скУчно,
ПогОворИм о стАринЕ».

- О чЕм же, ТАня? Я, бывАло,
ХранИла в пАмятИ не мАло
СтарИнных бЫлей, нЕбылИц
Про злЫх духОв и прО девИц;
 
А нЫнче всЁ мне тЁмно, ТАня:
Что знАла, тО забЫла. ДА,
ПришлА худАя чЕредА!
ЗашИбло...- «РАсскажИ мне, нЯня,

Про вАши стАрыЕ годА:
БылА ты влЮбленА тогдА?
"
 
Здесь Пушкин рисует простейший ряд ударных акцентов, привязанных к рифме и ритму:
 
010101010
01010101
010101010
01010101
 
010101010
010101010
01010101
01010101
 
010101010
01010101
01010101
010101010
 
01010101
01010101
 
Рифма плавает, но общий стиль ритма сохраняется.
Если заменить указанные слова на приближенную к простой бытовую речь, то получается:
 
"Не спИтся, нЯня: здЕсь так дУшно!
ОткрОй окнО да сЯдь ко мнЕ».
- Что, ТАня, чтО с тобОй? - «Мне скУчно,
ПогОворИм о стАринЕ».

- О чЕм же, ТАня? Я, бывАло,
ХранИла в пАмятИ не мАло
СтарИнных бЫлей, нЕбылИц
Про дУхов злЫх и прО девИц;
 
А нЫнче всЁ темнО мнЕ, ТАня:
Что знАла, тО забЫла. ДА,
ПришлА худАя чЕредА!
ЗашИбло...- «РАсскажИ мне, нЯня,

Про вАши стАрыЕ годА:
БылА ты влЮбленА тогдА?
"
 
Вроде бы ритм и рифмы сохранены, но очень легкие смысловые оттенки меняются за счет нестандартного произношения со смысловым ударением:
* вместо ЗЛЫХ духов - ДУХИ злые (точно "злые" духи превращаются в смазанное - "духов", может "злых", а может разных);
* вместо ВСЕ мне ТЕМНО - ВСЕ темно МНЕ (степень темноты - "все темно", становится неопределенным акцентом на личные, может темные, а может иные ощущения).
 
В варианте авторском Сан-Сергеича четко выделяются: "злые" и "темно".
В варианте учебном с бытовой речью не выделяется особо ни что, текст идет плавно и внимания не привлекает.
 
 
 
 
Эта история стара, как мир, где кто-то третий всегда не успевает..
 
 
Луна в колодце
 
 
..просто друзья детства

луна в колодце
ночь, холодный ветер
случайный взгляд в открытое окно
и снова, как обиженные дети
мы разбежались после гадких слов
нет, я не лгал
всего лишь заблудился
нет, не желал
тебе я злых ночей
поверить не могу, что вдруг приснился
тебе другой, не я
а я - ничей
как можно
нет, не верю
не бывает
разбить стекло и в челюсть кулаком
и путь ответит, пусть и он узнает
что ты - моя, и помнит пусть о том
нет, я не верю
так не честно
снова
ловушка та же
гадкий поворот
где я сказал не правильное слово
где шанс второй вернуться не придет
разбить стекло
плечом подвинуть друга
не виноват он, лишь моя вина
что не успел и сбился сам по кругу
я здесь - ты там
и больше не одна
что делать?
не могу найти ответа
на этот сложный и простой вопрос
где мне искать разумного совета
когда один
и как бездомный пес
а я не лгал
всего лишь заблудился
и не желал тебе я злых ночей
так почему ж тебе не я приснился?
и почему остался я ничей?
луна в колодце
ночь, холодный ветер
стою, смотрю в открытое окно
исправить все хочу, но не ответишь
моих ты больше не услышишь слов
 
(17-02-2016)
15:51
RSS
Вера, отлично!
Почему Вы ничего не сказали о звучании: ховзлЫх и мнОмнЕ?
В добавление к основной теме урока.
17:11
Настолько глубоко вопрос не изучался в данном случае. И я сама часто люблю играть на таких неправильных сочетаниях звукоряда, умышленно используя повторы и гипно-ритмы.
Спасибо за добавку, она тут тоже получается важна )
Пожалуйста!
Ну, а теперь стихи…
17:46
Немножко не поняла… стихи?
Да.
Вторая часть ДЗ 11 — авторские стихотворения.
22:42
Готово.
По случаю грядущих дамских праздников, тема будет лирической.
Я очень люблю эту историю и мне важно каждое слово, каждая буква в получившемся стихотворении. Кстати, прием перевоплощения в героя, отличного от автора — один из моих любимых.
Вера, слово «гадкий» (2 раза) совсем не поэтическое. Предлагаю: «глупый». Или: какое-то Ваше.
Дважды: «я не верю» — навязчиво, в одном месте предлагаю снять, найти другие слова.
«сбился сам по кругу» — непонятно.
У Вас: «когда один», предлагаю:: ведь я один:
У Вас: «и почему остался я ничей?», предлагаю: «и почему я вновь ничей?»
15:11
Подумаю, спасибо )
Загрузка...