Лекция №4.

Группа №4 – Курс для начинающих

Лекция №4. Эмоциональный текст.

Что такое эмоциональный текст? Чем он отличается от обычного повествования?

  • – Внешность персонажа
  • – Эмоции персонажа
  • – Мимика
  • – Действия, привычки персонажа
  • – Стиль разговора, фразы, слова-паразиты
  • – Реалистичность описанного текста
  • – Вводные слова

Часть 1. Яркость персонажа.

Возьмём, к примеру, такого довольно яркого и уже созданного, к тому же всем известного персонажа – Бабу Ягу.

Какой вы её видите?

Думаю, образ почти у всех создастся в голове похожий: худая сгорбленная старуха в чёрных одеждах, не обязательно чистых и целых, но с юбкой до пола. Её прихрамывающая походка, медленные движения в обычном состоянии, но резкие и уверенные действия, если ей что-то нужно. Нос с горбинкой, возможно, бородавкой. Хитрющий и злющий острый взгляд. Тонкие сухие губы, расплывающиеся в якобы добродушной улыбке при виде какого-нибудь «молодца». Голос, соответствующий возрасту, с хрипотцой, и фразы, по которым её легко узнать, с выговором того времени, в котором она живёт.

«Заходи, милок, присаживайся на лавочку, сейчас пирожков испеку...» – в данном случае слово «милок» вышедшее из литературы «того времени», как раз и определяет, что это фраза Бабы Яги. Ей это слово подходит. А вот если бы так сказал тот самый «молодец», обращаясь к другому персонажу... возник бы уже конфуз.

Когда вы думаете об образе Бабы Яги, то сразу же можете представить и отношение к ней. Точно так же нужно прорабатывать отношение читателей и к вашим персонажам. Как это сделать? Читайте дальше.

Часть 2. Контрастность отношений.

После создания персонажей, стоит подумать и о том, какие эмоции вы хотите вызвать у читателя в отношении к своим персонажам?

При описании нескольких персонажей в одной истории следует продумывать их поведение так, чтобы были видны различия не только во внешности, но и в поведении в целом. Как разнообразны люди сами по себе, так и каждый персонаж должен иметь свою изюминку, свой характер, свои отличия. Об этом стоит думать заранее, прежде чем садиться за очередной рассказ.

Чем более детально вы будете описывать каждого персонажа в отдельности, тем ярче и понятнее будут их образы, и тем проще станет оперировать ими в зависимости от сюжета.

Если раскрыть любую книгу, то очень часто большинство персонажей или хотя бы их часть являются стереотипами. Например, все блондинки глупые, все красивые девушки стервы, очкарики умные, хакеры не следят за своей внешностью, военные постоянно лезут в драку, подростки пьют и курят, а пьяные всегда ищут и находят себе не очень приятные приключения. И этот список можно продолжать ещё долго. Однако подобные персонажи хоть и понятные по-своему, но очень часто предсказуемы, а потому большинству неинтересны, так как просто надоели. Но если вы хотите рискнуть, то, даже создав такого стереотипного персонажа, в его поведение нужно вводить и другие черты, разительно отличающиеся от шаблона, к которому все привыкли. Не стоит забывать и об их манере говорить, привычках, которые будут выделять их и запоминаться. Например, мне врезался в память персонаж из книги, у которого был отколот край зуба, и когда он нервничал или задумывался над глобальными проблемами, то часто зализывал его языком. Казалось бы, такая незначительная мелочь... А вот запомнился именно из-за неё.

Чем больше таких деталей и привычек вы продумаете, тем более живым окажется ваш персонаж. Дайте ему душу, внутренний стержень, мотивацию жить, планы на будущее, создайте его прошлое, благодаря которому он есть тот, кем стал на данный момент. Представьте его настоящим живым человеком не только со своими сильными сторонами, но и слабостями, и страхами, ведь людей без них не бывает. Каждый чего-то боится, даже если не признаётся сам себе. И он обязательно оживёт в ваших фантазиях, а потому сможет жить и в вашем рассказе.

При этом не забывайте и о логике придуманного. Персонаж, который всю жизнь провалялся на диване перед телевизором, не может в один миг стать великолепным воином и перебить всех своих вдруг появившихся врагов одной левой. Каждый поступок персонажа должен быть не только мотивирован обстоятельствами и его внутренним решением, но и опираться на характер и опыт его жизни в прошлом.

Поэтому сводя вместе нескольких персонажей, стоит не забывать об их полноценности и мотивации, а так же логике их поступков. Не забывайте о реалистичности. Чем более реалистично будут описаны персонажи, тем сильнее читатель проникнется общим настроением и будет сопереживать героям, отдавая предпочтение тому или иному персонажу, подсознательно ассоциируя их с собой.

Часть 3. Причина вдохновения.

Зачем люди читают книги? Кто-то просто читает, потому, что любит интересные истории. Но, если так задуматься, то все мы, так или иначе, в душе дети. А дети любят фантазировать, представляя себя героями, они эмоциональны по своей сути. Писатели же отличаются от читателей только тем, что описывают свои фантазии и делятся ими с другими людьми. Каждый настоящий писатель хочет быть героем своих книг в своих фантазиях. И является этим героем в момент создания очередного рассказа. Он как актёр на сцене театра. Это та тонкая грань, которая отличает простого графомана от человека, способного ощутить весь тот мир бесконечных историй, который открывается свыше и приходит с вдохновением. И когда перед писателем открывается эта «дверь в иной мир», он не может удержаться, чтобы не описать всё то, что пришло ему в голову.

Конечно, кто-то пишет книги просто для того, чтобы прославиться и заработать денег. Но при таком подходе писатели просто вымучивают из себя какой-то текст, который редко кого-то может зацепить за живое. Когда же человек пишет на вдохновении, это видно сразу, и именно такой текст сам по себе очень часто цепляет читателя. При вдохновении писатель делится частичкой своей души, описывая события, он любит, так или иначе, своих героев, которые начинают жить собственной жизнью, диктуют свои истории писателю, который является «проводником» из мира фантазий в наш мир.

Часть 4. Цвет настроения.

А теперь давайте представим, что у вас вдохновение. Как? Вы ещё не поймали его за хвост? Расслабьтесь, забудьте на время обо всех своих бытовых проблемах, послушайте музыку, почитайте хорошую книгу или посмотрите хороший фильм, сделайте то, что обычно вас расслабляет. А затем, отдохнув, просто начните фантазировать. И в какой-то момент вдохновение обязательно придёт к вам.

Итак. Вы хотите описать историю, которая зацепит читателя. Вы уже придумали персонажей, оживили их в своей голове, сделали какие-то записи, чтобы не забыть свои идеи. С чего начать?

Начнём с настроения. Прислушайтесь к себе. Если у вас хорошее настроение на данный момент, то, увы, грустную и слёзную историю вы вряд ли опишете правдоподобно. Для того чтобы реалистично описать какой-то момент, нужно не только его себе представить, но и эмоционально ему соответствовать в реальности. Стоит начать хотя бы с этого.

Вспомните какой-то момент из своей жизни, свои эмоции, которые вам необходимы для описания вашей задумки. Или представьте, что не ваши герои, а именно вы попали в ту ситуацию, в которой находятся они. Войдите в такое же состояние, которое должно быть у ваших героев, чтобы ярче ощущать их и лучше понимать. При этом не забывайте, что ваш характер не обязательно такой же, как у героев рассказа, они могут думать и действовать совершенно иначе, но главное – это ваше настроение. Вы сами должны сопереживать вашим героям, чтобы это же могли сделать и читатели.

Если у вас существуют затруднения с тем, чтобы реалистично представить реакцию вашего героя, опишите, как поступили бы вы в придуманной ситуации, о чём думали, что говорили и делали. После этого рассмотрите ваши поступки, жесты, мимику. Спросите себя, поступил ли бы так же ваш персонаж? Если нет, то попробуйте представить другого персонажа на его месте. Пользуясь таким упражнением, вы обязательно найдёте выход.

Часть 5. Насыщенность эмоций.

Прочитав фразу «Вася был счастлив», мы вряд ли заразимся этим же счастьем, вряд ли поймём его причину и, как следствие, не поверим в счастье этого Васи.

Эмоции – это шаблон, по которому проще всего ориентироваться. Но, чтобы действительно заставить читателя поверить в счастье Васи, то следует сделать его эмоции насыщенными и яркими.

«Вася счастлив, он широко улыбается, его светло-карие глаза, словно два маленьких солнца, просто светятся радостью, и он готов обнимать всех сразу и каждого, ведь ему сегодня сделали самый шикарный подарок за всю его жизнь. Подарок, о котором он мечтал очень долго. И вот он с предвкушением в душе идёт, чуть ли не вприпрыжку, по тротуару. Спина ровная, шаг уверенный, хоть и торопливый. За углом на стоянке его ждёт новая машина, сверкая своими стальными боками под ярким солнцем этого прекрасного тёплого весеннего дня. В своих мыслях Василий уже сидит за рулём своего восхитительного и мощного зверя, а потому так сложно удержаться, чтобы не сорваться на бег. Широко раскрытые весёлые глаза устремлены вперёд, а его счастливая улыбка, словно приклеенная к лицу, вызывает лёгкую зависть у мрачных людей, идущих мимо. Ведь по нему видно, что этот парень, будто выиграл только что миллион. Но Васе всё равно, он спешит к своей машине и хочет поделиться своим счастьем со своими друзьями».

Представляйте себе, по каким признакам вы могли бы понимать, какие эмоции владеют вашим персонажем, если бы находились рядом с ним. Как бы он себя вёл? Какое выражение на его лице? Какие принимал позы? Что он говорил бы и как звучал его голос? Любые детали помогут вам создать более насыщенное представление как для вас самих, так и для читателя. И чем более точно вы опишете не только сами эмоции, но и сопутствующие при этом действия персонажа, тем больше будет реалистичности в вашем тексте.

Часть 6. Краски реальности.

Не забывайте так же и об обстановке вокруг персонажа. Помните, что читатель видит происходящее глазами вашего героя. А его эмоции будут влиять на его восприятие и мысли. То, что происходит вокруг, что видит ваш герой, что чувствует физически, так же влияет на его настроение и эмоции. Как и в реальной жизни человека, у персонажа могут быть и раздражители, а не только положительные моменты. Даже такие мелочи, как выброшенная бумажка, но не долетевшая до урны, и тем самым слегка подпортившая настроение даже самому счастливому Васе, сделает ваше описание более реалистичным.

На настроение персонажа могут влиять: погода, мелкие неурядицы, брошенная вскользь кем-то фраза, услышанная вдруг по радио или вспомнившаяся песня, множество других факторов. Не обязательно, конечно, связывать счастье героя с хорошей погодой, а грусть с дождливой и ветреной, но в некоторых случаях и этими моментами вполне можно воспользоваться. Хотя, конечно, персонаж, который решает какие-то глобальные проблемы в своих мыслях, может и не замечать некоторых вещей.

Часть 7. «НЛП» как инструмент писателя.

Если описанное выше вам ещё может быть хоть как-то знакомо, то те вещи, что я описываю в этой части, были случайно обнаружены и протестированы лично мною во время литературных ролевых игр.

Не будем вдаваться в подробности нейролингвистического программирования, но всё-таки каждый писатель должен быть хоть чуточку психологом и понимать взаимосвязи психологии персонажей. И, кроме этого, уметь играть словами так, чтобы читатель верил в написанный текст. Но и не только верил, а ещё и поддавался на маленькую уловку профессионалов.

Если говорить совсем просто, «повторение – мать учения».

Что такое НЛП по своей сути? Это копирование вербального и невербального поведения людей, а так же управление и манипулирование теми, кто поддался копированию. Звучит, конечно, слегка страшновато, но на самом деле ничего в этом особенного нет.

Создав живого персонажа, в шкуре которого (или рядом с которым) захочет побыть читатель в своих фантазиях, мы уже сделаем половину дела.

Вторая половина более интересна – слова. Слова, которые мы с вами употребляем для описания текста. Писатель владеет только словом и больше ничем. Но это оружие, которое может не только заинтересовать человека, но и убить, говоря образно. И если относиться к своим словам именно так, как к оружию, то на любой текст можно посмотреть с совершенно неожиданной стороны.

Представьте себе, что вы читаете очень хорошую книгу, вы просто влюбляетесь в какого-то персонажа, сопереживаете ему, потому, что он немного похож на вас самих, и так далее... И вот в вашей реальной жизни возникает вдруг похожая ситуация, какая была и в книге. Ассоциации с той прочитанной историей возникнут сами собой. И что тогда сделаете вы в реальной жизни? Пойдёте по тому же пути или выберете другой?

Самое интересное, если в характере вашего героя будут преобладать черты определённого контингента реальных людей, то будьте уверены, именно эти люди и будут вашим основным контингентом читателей. Чем больше герои похожи на нас самих или тех, кем бы мы хотели быть сами, тем сильнее они нам нравятся.

Слова до банального просты по своей сути, какими бы они ни были. Текст – это набор из слов. Книга – сборник текста. Интерес и интрига, любые эмоции читателя возникают только в случае сходства с настроением читателя и правильного построения слов.

Что такое правильное построение слов? Мною был проведён тест такого рода: в своём тексте я периодически, но регулярно и сознательно повторяла такие слова и фразы: «интересно», «любопытно», «очень хочется узнать, что же будет дальше?», «это увлекательно» и так далее. Каких-то простых слов, вроде «интересно» было больше, каких-то чуть меньше, но общая картина текста не делала акцента на этих словах – это был просто рассказ, не особо на самом деле интересный, самый обычный, даже пресноватый, однако «вводные фразы» программировали читателей на то, что текст на самом деле вызывал интерес.

Повторюсь, повторение – мать учения. Если герой вашей книги будет периодически и регулярно испытывать интерес к событиям, то этим же настроением заразятся и ваши читатели.

Точно так же и с преобладанием других эмоций персонажей, их действий, привычек, фраз, всего того, что вы описываете. Всё то, что вы повторяете с завидной регулярностью, запомнится читателю, и долгое время не забудется. Но учитывайте, что с этим, всё-таки, стоит не перебарщивать, чтобы «вводные слова» не набили оскомину и не надоели.

Вот таким образом вы и сможете создать текст, который будет вызывать у читателей эмоции. Удачи вам и вдохновения.

22:31
Мои любимые персонажи, чаще всего, это кто-то вроде Шерлока, Шеллара, Лайта, L, и т.д. О да, я бы хотела быть такой)
06:57
Очень полезная лекция! Спасибо!) Есть с чем поработать в своих записях.