Рубрикатор лаборатории

Картографирование мозга и другие странные вещи

Картографирование мозга и другие странные вещи

"Кто бы вы ни были, что бы вы ни делали, при этом вы используете (даже читая эти строки) самый тонкий, сложный, таинственный и, одновременно, мощнейший механизм во всей известной нам, на данный момент времени, Вселенной - свой Мозг".

Ведь и правда - всё начинается с идеи: сначала в виде смутного образа, затем, по мере "созревания" этот образ становится чётче, обрастает многочисленными деталями и ответвлениями, дробится, ветвится и усложняется; в конечном итоге и при благоприятном стечении обстоятельств происходит окончательное формирование идеи, её вербализация и последующее воплощение в виде артефактума.

Для пишущей братии наглядным примером такого процесса может послужить создание или написание развернутого аннотированного плана своего будущего шедевра: сначала рождается рабочее наименование и основная идея, затем идёт структурирование по одной из выбранных иерархий, например: книга - часть - глава - эпизод - сцена; далее следует, либо не следует реализация идеи в виде книги, сценария и т.п.

Любая продолжительная и повторяющаяся деятельность, со временем, порождает или обзаводится набором наиболее удобных и эффективных "поддерживающих" инструментов.

Таким инструментом, точнее, методом структуризации концепций и идей с использованием графической записи в виде диаграмм, являются интеллект-карты.

Интеллект-карты (от оригинального термина "мind-maps") - это наиболее распространённое в русскоязычном интернете название метода. Вместе с тем существует некоторая неоднозначность или множественность наименований, применяемых для его обозначения в различных изданиях: ментальные карты, диаграммы связей, карта мыслей, карта ума, ассоциативная карта и ряд им подобных, вплоть до буквальной "кальки" с английского - "майнд-мэп(пинг)".

Такие "диаграммы связей", обычно реализуются посредством иерархических структур (схем) древовидного или "кустового" типа, в которых отображаются рассматриваемые идеи, задачи и другие "концептуальные" понятия, связанные с центральным (исходным или корневым) концептом.

Автором концепции радиантного мышления, а также методики построения и практического применения интеллект-карт считается британский психолог Тони Бьюзен (Tony Buzan, родился 2 июня 1942 года в Лондоне, ныне - всемирно известный писатель: автор или соавтор более 100 (ста, Карл!) книг; лектор, консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления, и много еще кто). Собственно история интеллект-карт и началась с публикации одной из таких книг - "Работай головой"(1974). Далее предложенная технология стала быстро набирать популярность, доказав свою полезность при решении множества интеллектуальных задач.

Под "радиантным мышлением" здесь и далее понимается естественная (по мнению ученых) или природная склонность человеческого мозга мыслить ассоциативно, от "центра к периферии".

Значительную роль в продвижении концепции интеллект-карт сыграл брат Тони - Барри, которого данная методология интересовала, прежде всего, применительно к развитию творческого мышления и, особенно, "вытекающий из неё" совершенно новый способ организации конспектов (книг, лекций, семинаров). Интеллект-карты, по его мнению, неизменно и прекрасно справлялись с ролью промежуточной стадии между размышлениями и переносом мыслей на бумагу: размышления - визуализация - вербализация. Отделив, таким образом, мышление от письменного изложения, он научился думать с большей ясностью и широтой. Когда же наступало время садиться за письмо (как процесс), у него уже имелось четкое знание структуры и направления мыслей, от чего сам процесс изложения становился гораздо проще и занимательнее.

Как утверждают сторонники данного метода, составление ментальных карт (интеллект-карт, далее ИК), не только помогает генерировать новые оригинальные идеи, планировать свою работу и жизнь, справляться с огромными объёмами информации, решать сложные многовариантные задачи и эффективно организовывать различные мероприятия, но и получать при этом, немалое удовольствие.

Как мы обычно конспектируем или делаем аннотации?

Как показали эксперименты, среди испытуемых (а это были школьники, студенты и представители различных профессий разных стран мира) преобладали три основных стиля конспектирования/аннотирования при выполнении заданий:

1.Повествовательный стиль, состоящий в том, чтобы попросту излагать в виде более-менее связанного рассказа то, что они хотят донести до других. При этом наблюдалась некоторая семиотическая амбивалентность, иначе говоря, частичная замена подмножеств одной языковой (знаковой) системы, подмножествами другой: использование математических символов вместо слов, их обозначающих: ">" - вместо "больше", "=" - вместо "равно" и т.п.; сокращения слов; пропуск гласных; введение собственных аббревиатур и графических пометок.

2.Изложение в виде "плоского" списка (с нумерацией или без) - т.е. перечня пунктов, содержащих определённые идеи, мысли по мере их возникновения.

3.Изложение в виде многоуровневого перечня пунктов, при котором излагаемые идеи располагаются в иерархическом порядке.

Многие участники использовали различные комбинации указанных стилей.

Вместе с тем был выявлен и четвертый, реже встречающийся стиль, который часто характеризуют с негативным оттенком, как "беспорядочный", хотя он более всего соответствует идее ассоциативного или радиального мышления, заложенного в основу метода построения интеллект-карт.

И что интересно: как бы ни различались по внешнему виду конспекты, созданные выходцами из Азии (иероглифическое письмо, сверху вниз), Ближнего Востока (знаковое письмо, справа налево) или привычными для нас европейцами (знаковое письмо, слева направо) - представление информации в сжатой форме остаётся линейным.

Иначе говоря, для всех рассмотренных стилей характерна:

  • а) линейная структура, когда конспектирование ведётся в виде стандартных, т.н. линейных записей, с использованием грамматических правил, хронологии и/или иерархических последовательностей;
  • б) символьная запись, когда среди используемых графических символов преобладают буквы и цифры;
  • в) ограниченные возможности анализа, ввиду акцентирования излагаемого материала скорее на логичность построения, нежели на исчерпывающее изложение сути вопросов.

Казалось бы: простые, понятные и логичные вещи. Однако, проблемы начинаются, когда мы попытаемся всё это, по прошествии некоторого времени, прочесть и/или восстановить в памяти. Почему?

Оказывается, записанное таким образом трудно запомнить, и ещё труднее восстановить в памяти. И связаны эти трудности с тем, что визуально подобные записи выглядят монолитно и однообразно: массив слов, перемежающийся абзацами и списками (примерно, как эта статья). А мелькание перед глазами повторяющихся образов (вспомните окно в электричке) вызывает у нас, что? Правильно - скуку, зевоту и желание вздремнуть. Иначе говоря - мы, попросту, отключаемся, а то и засыпаем. Буквально. Представьте читальный зал времён моей молодости...

Кроме того, в записях подобной структуры трудно, а порой и просто невозможно, выделить главное, которое мы, обычно, опознаем по особым, "ключевым" словам - отражающим наше впечатление об "идее излагаемого". Но, поскольку таких слов, по-определению, мало - они просто теряются в массе обычных, малозначащих собратьев.

И, наконец, постоянное и повсеместное использование подобного способа записи, ведёт к весьма неэффективному использованию времени: сначала мы записываем много ненужного и лишнего, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать в поисках тех самых "ключевых слов" и определения их важности.

А вот братья Бьюзены предлагают нам перестать бороться с собой, а начать активно помогать и стимулировать собственное мышление, действуя следующим образом:

1.Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, т.е. то на чём и должно быть сфокусировано наше внимание сразу же помещается в центре листа, иначе говоря - в естественном фокусе.

2.Записывается не всё, приходящее в голову, а только ключевые слова, на роль которых следует выбирать наиболее характерные, яркие, запоминающиеся - "говорящие сами за себя" слова или ёмкие выражения.

3.Ключевые слова помещаются на ветвях, радиально расходящихся от центральной темы. Связи (ветви и их "кустистость") должны быть скорее ассоциативными, нежели иерархическими. Ассоциации, как известно, весьма способствуют запоминанию, особенно если их подкрепить символическими рисунками: пикто- или логограммами.Во всём кажущемся многообразии способов картографирования мозга специалисты выделяют всего три реально работающих метода

(диаграмма 1)

1.Это собственно "мышление", т.е. построение ментальной картины объекта изучения путём "размышления о нём"; точнее - изучение и фиксация самих процессов, проистекающих при этом непосредственно в голове испытуемого, а также их составляющих: проблесков сознания, самого мозга - как физического носителя, энергетических и биохимических составляющих, связей и соединений: как между элементарными частицами - нейронами, так и между ними и "внешней" средой, условия возникновения ассоциативных цепочек и т.д. и т.п. Совершенно очевидно, что это "не наш метод", а, скорее, дело медперсонала соответствующей квалификации, или же так называемых "учёных", в том числе и британских.

2.Ручное картографирование. На самом деле - это самый правильный из доступных нам способов. Всё, что для этого требуется - это лист бумаги и пишущий инструмент: карандаш, ручка, кисть, фломастеры, да что угодно. Ну и, разумеется, желание. Поскольку мозг, который мы собираемся картографировать, как правило, вещь имеющая индивидуальную принадлежность, роль субъективных факторов очень велика. Возможно именно по этой причине и существует великое множество руководств на эту тему. Пока же вы окончательно не определитесь с собственными предпочтениями, мы настоятельно рекомендуем воспользоваться советами отцов-основателей данного метода.

3.Компьютерное картографирование. Сегодня, когда компьютеры не просто вошли в каждый дом, а буквально, заполонили всё вокруг, было бы неразумно не использовать их возможности в деле майнд-мэппинга и брейн-трекинга. Собственно, для создания простейших интеллект-карт нам достаточно простейших же инструментов: в виде той же программки для рисования, имеющейся на любом компьютере, работающем под управлением ОС Виндоуз: фокус - овал, круг, прямоугольник; линии разной толщины и цвета; стрелки;текстовые вставки - всё это вполне реализуемо даже такими "элементарными" средствами. Но, если честно, выглядеть это будет, в большинстве случаев, весьма непривлекательно, с эстетической точки зрения, поскольку "ручное" рисование, даже на компьютере, всё же требует соответствующих навыков. Кроме того, после первого же сохранения рисунок "фиксируется", превращаясь в растровое (состоящее из пикселей) и плохо масштабируемое изображение. Но, как мы все знаем - "свято место пусто не бывает" и, почти одновременно с возникновением самого метода, начались работы по автоматизации процессов его составляющих.

Давайте рассмотрим несколько подробнее, как же на практике реализуются оба доступных нам способа.

Ручное картографирование (диаграмма 2)

  • Берём чистый лист бумаги формата А4 или А3. Лучше - нелинованной. Считается, что так или иначе расчерченный лист ограничивает естественный поток мыслей, придавая ему ненужный уклон и ячеистость.
  • Располагаем бумагу горизонтально (альбомный формат). Таким образом мы обеспечим наличие большего пространства (места) для слов и изображений в направлении естественного способа письма и чтения (для нас - слева направо, сверху вниз, по часовой стрелке).
  • Начинаем формировать нашу интеллект-карту с центра. Если считать, что мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира, то карта памяти как раз и отображает это, а рассматриваемая идея или концепция автоматически попадает в фокус нашего внимания (равно как и внимания того, кто будет позднее рассматривать эту же карту).
  • Создаём центральный образ, отображающий объект картографирования, при этом желательно: использовать несколько цветов; сделайте размер рисунка достаточно большим, примерно 5 см или больше (для больших форматов листа); не используйте ограничительных линий и рамок, позволив образу самому задать себе форму.
  • Размещаем главные темы вокруг центрального рисунка, подобно заглавиям частей и глав в книге, при этом: само название выделите ЗАГЛАВНЫМИ или рисованными буквами; разместите их на линиях одинаковой со словом длины; сделайте центральные линии толстыми, изогнутыми и органическими, подобно вашей собственной руке, присоединяющейся к телу, или ветвям дерева - к стволу; главные ветви соединяйте прямо с центральным изображением.
  • Начинайте добавлять второй уровень "смыслов", при этом помните, что соединяющие линии на этом уровне должны быть более тонкими, а слова-обозначения - иметь меньший размер.
  • По мере того, как новые мысли и идеи начинают вас посещать, добавляйте третий, а при необходимости и четвертый уровни данных, при этом: используйте как можно больше изображений вместо текстовых описаний; позвольте взгляду свободно блуждать по карте, фиксируя возникающие при этом ассоциации.
  • Добавьте новое измерение к своей карте при помощи цвета, обводки, подчёркивания и т.п. При таком подходе вы легко сможете получить на одной карте сразу несколько схем, например: одна может быть реализована за счёт иерархических связей веток, а вторая - за счёт одинаковой раскраски. Если разрабатываемая карта имеет отношение к проекту (или плану действий), то обводя различными цветами отдельные этапы или применяя различную штриховку для различных стадий реализации задач, мы получим "живую" карту хода исполнения проекта.
  • Иногда бывает полезно выделить отдельные ветви карты с помощью цветного контура, при этом используйте для обводки различных групп разные цвета.
  • Старайтесь делать каждую последующую карту более красивой, артистичной, красочной, оригинальной и объёмной. Кода ваша карта будет радовать глаз и привлекать мозг, её будет гораздо проще запомнить и воспроизвести изначальный ход мыслей; она станет привлекательной не только для вас - своего создателя - но и для других потенциальных потребителей тоже.
  • Веселитесь и получайте удовольствие в процессе создания карт! Добавьте немного безумства и юмора, преувеличения и абсурда, где это только возможно без вреда для основного содержания - это как острая и ароматная приправа к хорошему, но уже привычному и начинающему надоедать блюду. Позвольте себе в лице вашего мозга насладиться получением максимальной пользы и удовольствия от самого процеса и его последствий в виде более эффективного запоминания, быстрого обучения и ясного мышления. Удачи в картографировании! Но помните "Карта - не есть местность".

Компьютерное картографирование (диаграмма 3)

С точки зрения методологии - это воспроизведение программными средствами разной степени вменяемости описанного ранее ручного метода. Иначе говоря, следует помнить, что программы для построения интеллект-карт - это ни что иное, как способ автоматизации ручного процесса рисования этих самых карт.

Разумеется, современные программы могут содержать и содержат массу встроенных дополнительных возможностей и функций, наподобие синхронизации с другими программами, печати различных разрезов и списков, всевозможных шаблонов и тем оформления, наборов пиктограмм и бизнес графики и т.д. и т.п.

Технологически следует различать варианты программ для настольных компьютеров и программы, работающие, как сервисы в сети Интернет. Многие разработчики выпускают пакетные продукты, которые включают клиентскую часть, работающую на персональном компьютере или ноутбуке, клиентскую часть для мобильных устройств: смартфонов и планшетов и серверную часть, размещаемую в "облаке", к которой пользователи могут обращаться непосредственно из своих клиентских приложений или из рабочего кабинета. Такой подход приобретает всё большую популярность особенно для организации коллективной работы: будь-то бизнес мероприятия, учёба или совместное творчество.

С точки зрения бизнес модели разработчики используют различные схемы монетизации, начиная от полностью бесплатных, свободно распространяемых программ (которые могут содержать какие-либо рекламные вставки), и далее по нарастающей:

  • "фрэмиум" - бесплатная базовая версия плюс платные дополнения;
  • "шареварная" - триал версия с ограниченной функциональностью плюс разблокировка за отдельную плату, или же полнофункциональная триал версия с ограниченным сроком тестирования - обычно 30 дней;
  • платные программы (с поставкой дистрибутива) и платные сервисы (подписка на определенный период) - как правило, тоже имеют какой-то бесплатный тестовый период, обычно от нескольких дней до месяца.
    Поскольку нашей задачей не является изучение всего множества и разнообразия программных продуктов, предназначенных или позволяющих создавать интеллект-карты, мы ограничимся несколькими обзорными статьями по "самым интересным" программам данного направления: FreeMind, iMindMap, XMind и некоторым другим.

С практической же точки зрения, мы рекомендуем остановиться на использовании программы XMind, бесплатная версия которой позволяет решать самые различные задачи, стоящие перед создателями повествовательных текстов, наиболее эффективным и вполне эффектным способом. Для помощи страждущим в разделе "Руководства" в скором времени будет размещён базовый "учебник" по данному программному продукту.

Ну что ж. Пора, пожалуй, подвести некоторые итоги.

Итак, чем же так хороши интеллект-карты?

Можно сказать, что диаграмма связей - всего лишь иное представление иерархических данных. Да это так, но имеются и существенные отличия в виде дополнительных свойств. Каких же именно?

1.Наглядность представления.

Интеллект карта обладает существенно большей наглядностью, поскольку она, в отличие от многоуровневого линейного списка, позволяет окинуть взглядом всё дерево "связей и ассоциаций" сразу, за один проход.

Тогда как любой линейный список выглядит "психологически незавершённым", интеллект-карта имеет законченный вид. Действительно, ведь линейный список может быть в любой момент продолжен или переформирован, а карта изначально ограничена размерами выбранного листа. В этой связи приходится дополнительно напрягать извилины, чтобы выбрать самое существенное и не создавать излишне мелких, малозначимых элементов.

2.Эстетическая ценность

Карта памяти - это рисунок, который обладает своей собственной эстетической ценностью. Точнее - должен обладать. Иначе говоря, если интеллект-карта, как рисунок, выглядит отталкивающе или просто неприятно, то она бесполезна и даже вредна. Сам Тони Бьюзен специально подчёркивал, что при рисовании в работу активно включается правое полушарие нашего мозга, отвечающее за эстетику (упрощенно - за красоту) и холистический (целостный) подход. Т.е. создавая и рисуя интеллект-карту по какой-либо проблеме, мы, одновременно, обдумываем её другой частью мозга. Всегда полезно рассматривать проблему с разных сторон.

3.Более естественная и осмысленная форма представления

Создание (рисование) интеллект-карты происходит одновременно с осмыслением проблемы, оно и есть это осмысление. Вместе с тем, осмысление есть процесс, в результате которого наша карта растет подобно дереву или кусту - без какого-либо жёсткого плана (ведь это не архитектурная форма), заполняя предоставленное пространство листа естественным образом. Такое эволюционное развитие рисунка существенно отличает его от простого чертежа.

Например Тимур Василенко, чья статья "Карты памяти" довольно популярна в "этих ваших интернетах", выработал для себя определённую логичную последовательность типовых форм ядра интеллект карты, каждая из которых легко и непринуждённо переходит в следующую. И вот какими визуальными аналогиями эти формы могут быть представлены:

а) Андреевский флаг - 4 луча
б) Звезда - 5 лучей
в) Снежинка - 6 лучей
г) Британский флаг - 8 лучей
д) Нейрон - неограниченное число лучей.

Для чего можно использовать рассматриваемый метод или чем могут быть полезны вам интеллект-карты?

Даже рассмотренные примеры уже ясно дают понять, что с помощью интеллект-карт можно отображать и систематизировать самую разнообразную информацию, а следовательно, и использовать их можно в самых различных ситуациях и с разными целями. Вот лишь несколько советов от отцов-основателей:

  • Развивайте творческое мышление, проводите мозговые штурмы для сбора и структурирования ваших идей самостоятельно или в команде единомышленников.Организуйте для себя информационный менеджмент путём управления, структурирования и организации накопленных и поступающих данных.
  • Улучшайте организацию собственной деятельности и рабочего времени: попробуйте использовать контрольные карты вместо контрольных списков, а карты задач - вместо их плоских списков.
  • Избавьтесь от привычки записывать всё где ни попадя, определив раз и навсегда "пункты" хранения важной информации в виде соответствующих карт, размещаемых в сети Интернет.
  • Планируйте и улучшайте качество планирования своих задач, времени, целей с помощью интеллект-карт.
    Используйте карты для презентаций, разрабатывайте планы докладов, текстов и деловых предложений - начиная со сбора материалов и заканчивая их конспектированием.
  • Протоколируйте деловые совещания.
  • Создайте свой персональный банк знаний, для систематизации прочитанного и услышанного.
  • Визуализируйте отношения, связи, аспекты изучаемой темы, текущей работы или даже личной жизни.

Как видите, способов практического применения метода "интеллект-карт" великое множество, а всё вышеприведенное - лишь малая их часть.
--
И в заключение, следует сказать, что существует ещё один, весьма схожий с рассмотренным, инструментарий под названием "концептуальные карты" (когнитивные карты или карты знаний), который используется для визуализации взаимоотношений между различными концептами (concepts), понятиями, идеями, представлениями. Иногда их даже путают и пытаются "сложить в одну корзину". Но это неверно, в принципе. Ибо, в отличие от интеллект-карт, которые, как вы уже поняли, в общем случае представляют собой радиально усложняющиеся древовидные структуры или иерархии, концепт-карты нацелены на выявление логической структуры рассматриваемого комплексного объекта или явления. Это инструмент картографирования знаний.

Считается, что техника концепт-мэппинга (concept mapping) была разработана Джозефом Новаком (Joseph D.Novak) в Корнельском университете примерно в то же время, что и майнд-меппинг, т.е. где-то в 70-е годы прошлого столетия. И рассматривалась данная методика, прежде всего, как средство интенсификации учебного процесса преподавания научных дисциплин. Теоретические основы данной концепции изложены в книге "Теория, лежащая в основе концепт-карт, а также практика их создания и использования". Согласно этой теории "концепт-карты являются графическими инструментами для организации и представления (репрезентации) знания".

Но это, как говорится, уже совсем другая история.

--

А наша очередная лекция на этом завершается.

Благодарю за внимание и до новых встреч.

Искренне ваш,
Артэмиус.

--
Комментарии приветствуются и всё ещё положительно влияют на вашу Карму.

Нет комментариев. Ваш будет первым!