Рубрикатор лаборатории

О программах для тексто-писательства

О программах для тексто-писательства

Под термином "писатель", здесь, в Лаборатории, мы договорились понимать человека, создающего и производящего тексты, которые отвечают определённым критериям: внутренним (т.е. его собственным) или внешним (как-то: требования заказчика, редактора или начальника).

Известно, что организация любого производства подразумевает соблюдение ряда предварительных условий: наличие производственного помещения, специального оборудования, необходимых материальных и исполнительских ресурсов.

Применительно к "текстопроизводству" в качестве исполнительского ресурса выступает сам "писатель", а всё остальное ему вполне может заменить персональный компьютер с установленным на нём специальным программным обеспечением - программами или софтом, по-простому.

Вот об этой "мягкой" нематериальной составляющей писательского труда мы и поговорим далее.

Обычный пользователь, коим большинство из нас и является, "общаясь" с компьютером редко (если вообще когда-либо) задумывается над тем, а почему "оно" вообще работает? Что приводит в действие многочисленные окна, панели, кнопки? Почему звучит музыка, отображается "живое" видео? Почему указатель курсора на экране перемещается при лёгком касании мышки или нажатии определённых клавиш?

Если совсем коротко, то всё это происходит благодаря операционной системе. Именно она отвечает за "оживление" нашего кремниево-металлического друга и обеспечивает функционирование всех программ и приложений. Однако, следует заметить, что не любая и каждая полезная или нужная нам программа будет работать под управлением любой операционной системы. Кстати, а у вас - в смысле, у вашего "друга" - она какая - эта операционная система?

А вот по данным статистических исследований, которые, при желании, можно отыскать там же, где сегодня обычно всё и ищется, т.е. в Интернете, практический интерес для рядовых пользователей персональных компьютеров (ОС для мобильных устройств - это отдельная "песня") представляют три основные разновидности или семейства операционных систем (ОС), при этом:

  • ОС на базе Unix (Linux) - использует около 1% пользователей;
  • ОС компании Apple (MacOS) - использует около 8%;
  • ОС компании Microsoft (Windows) различных версий и комплектаций использует около 90%.

Но, наряду с этим, исследователи отмечают устойчивую тенденцию к миграции пользователей ОС Windows, на другие типы операционных систем. Движение есть, хотя и не такое быстрое и массовое, как этого может быть кому-то хотелось.

В этой связи нам представляется вполне логичным начать рассмотрение "инструментальной оснастки писателя" с программ и программных продуктов, предназначенных для работы именно в среде ОС Windows от Microsoft, предполагая, что и вы, скорее всего, входите в указанные 90%.

Впрочем, пользователи, предпочитающие другие ОС, тоже обижены не будут. В своё время.

Но, прежде чем переходить к разговору о самих программах, давайте уточним, какие именно задачи собирается решать наш, пока ещё "абстрактный", писатель, на пути достижения главной цели писательства - создания артефактума.

Создание артефактума, не зависимо от конечной формы его объективации (превращения в однозначно идентифицируемый объект, для нашего "лабораторного" примера - в роман), следует рассматривать как "проект", для которого характерны:

  • ясная и достижимая цель в виде желаемого конечного результата или состояния;
  • конечные временные рамки исполнения;
  • определенная ресурсная база.

По истечении заявленного срока, "заинтересованным лицам" должен быть предъявлен фактический результат проектных работ или, по крайней мере, развёрнутое описание причин отсутствия такового: потому как даже из неудачных проектов обязательно следует извлекать хоть какую-нибудь пользу.

Более подробно организационно-методические вопросы реализации проекта будут освещаться в других статьях и материалах Литературной Лаборатории. Здесь же мы приведём только перечень основных этапов проекта с краткой расшифровкой задач. Делается это для лучшего понимания того, какие именно программные инструменты могут понадобиться нашему писателю, когда и для чего.

Этап 0. Старт проекта и начальное планирование
Задачи:

  • формирование базовых параметров проекта;
  • расшифровка каждого заявленного этапа в разрезе задач и работ с указанием временных границ, взаимозависимостей и планируемых ресурсов: трудозатрат исполнителей и используемых программно-технических средств.

Инструменты:

  • простейший текстовый редактор;
  • программа для решения задач управления проектом.

Этап 1. Подготовка, включая проведение необходимых исследований
Задачи:

  • выбор жанровой ниши и формирование оценочного профиля будущего читателя;
  • разработка основной идеи произведения;
  • создание или выбор сеттинга и персонажей; расстановка декораций.

Инструменты:

  • текстовый редактор типа "блокнот", но с расширенной функциональностью в части структурирования данных, т.е. программа должна "уметь" либо работать на уровне каталогов (папок) операционной системы (наподобие стандартного проводника), либо предоставлять возможность для создания отдельных страниц, визуальных закладок или разделов внутри интерфейса самой программы;
  • программа или сервис для сбора и хранения снимков экрана, ссылок, графики с возможностью последующего отбора и упорядочивания (сортировки), а также размещения в окне программы или на рабочем столе в виде "постеров" или "альбомов";
  • программа работы с интеллект-картами или простейшими блок-схемами для первоначального формирования идеи и ее последующей доработки.

Этап 2. Планирование и разработка основного сюжета и структуры
Задачи:

  • оценка "идеального" объема произведения;
  • выбор и формирование рабочей структуры романа;
  • разработка основной и вспомогательных сюжетных линий;
  • создание развернутого аннотированного плана произведения.

Инструменты:

  • текстовый редактор с поддержкой иерархической структуры разделов;
  • программный аналог "пробковой доски" для наглядного представления структуры, сюжетных линий (точек зрения) и их пересечений.

Этап 3. Создание первого чернового варианта
Задачи:

  • формирование рабочего текстового массива по заданной структуре;
  • первичная проверка и корректировка правописания;
  • базовое форматирование для печати или внутренней публикации готового прототипа.

Инструменты:

  • продвинутый текстовый редактор или текстовый процессор с возможностью проверки правописания, базовой грамматики и форматирования;
  • конвертор формата редактора текста в PDF-формат для последующей печати.

Этап 4. Доведение прототипа до "товарного вида" - стадия "готовая рукопись"
Задачи:

  • редактирование и корректировка текстовой составляющей;
  • стилистическая правка;
  • окончательное структурирование с разбивкой на элементы: части, главы и т.п.;
  • оптимизация объема (размера) отдельных элементов структуры и рукописи, в целом;
  • формирование и оформление "служебных" разделов: оглавление, приложения, ссылки;
  • формирование "коммерческой оболочки": окончательная фиксация "торгового" наименования произведения; обложка для электронного издания; подготовка анонса и синопсиса.

Инструменты:

  • специализированные программы для выявления и устранения/замены слов-паразитов, излишней повторяемости, неблагозвучности и т.п.
  • графический редактор (в случае самостоятельной разработки графики для обложки и/или иллюстративных материалов).

Этап 5. Публикация и Маркетинг
Задачи:

  • планирование и реализация комплекса мероприятий по продвижению продукта на предпродажной стадии;
  • работа с социальными сетями по созданию коммьюнити - целевых заинтересованных сообществ - групп потенциальных читателей и покупателей (потребителей);
  • выбор оптимальных площадок и сервисов для публикации;
  • планирование и реализация комплекса мероприятий по запуску и началу продаж;
  • послепродажный маркетинг и обратная связь с читателями;
  • анализ промежуточных итогов и корректировка текущей маркетинговой программы, а также формирование стратегии дальнейшего продвижения...

Инструменты:
Инструменты, используемые на этапе публикации и маркетинга, в большинстве своём, представляют собой внешние сервисы, и не являются, в прямом смысле "программами для работы с текстом". Но, поскольку, этот этап, с точки зрения писательства, а тем более, с точки зрения "писательства, как бизнеса", пожалуй, самый существенный, описанию технологических, методических и методологических вопросов мы обязательно отведем отдельную полку в нашей Лаборатории. Потом. Когда у нас будет продукт для маркетинга - наш артефактум, а точнее - его прототип.

Если теперь вернуться немного назад, и присмотреться к разделу "Инструменты" всех этапов проекта, станет понятно, что там размещен, не сколько перечень реальных программ, столько перечень функций, которые должны присутствовать в искомом "идеаллизированном" программном решении. Разумеется, этот перечень заведомо неполный и "открытый", ибо процесс выбора вообще, и для писателя, в частности, - вещь субъективная и сугубо индивидуальная.

Общим же для всех является лишь наличие классической дилеммы: специализация или универсальность? Иначе говоря: будем ли мы отдавать предпочтение набору отдельных специализированных решений, которые реализуют ту или иную из заявленных функций заведомо лучше, или же выберем комплексное, но зато единственное и универсальное решение, пусть и с потерей некоторых "фишек"?

Боюсь вас разочаровать, но готового ответа на поставленный вопрос у меня нет. Будем надеяться, что лабораторная практика всё же прояснит данную ситуацию.

И последнее. Поскольку реализация проекта, сама по себе, вещь довольно интересная и увлекательная, будет разумным организовать фиксацию всех ключевых событий и этапов этого процесса: либо для повторного использования удачных наработок, либо для извлечения уроков из сделанных ошибок, и их недопущения, впредь. Тут нам потребуется еще одна программка, типа того же блокнота, но с "дневниковой" спецификой.

И совсем последнее. Бумажных блокнотов, карандашей и ручек тоже никто не отменял.

Теперь, когда вы получили некоторое представление о составе задач, стоящих перед любым создателем повествовательного произведения, равно как и об определённых способах и инструментах их разрешения, самое время познакомиться с перечисленными разновидностями программ, что называется, вплотную.

И вот какие программы нашему "писателю" точно понадобятся, да и нам самим тоже, если мы только решимся занять его место:

  • программа, заменитель блокнота, но с расширенной функциональностью, в части словарной статистики и работы со структурированной информацией и иерархиями;
  • программа для проведения мозгового штурма, позволяющая работать с блок-схемами и/или интеллект-картами;
  • программа позволяющая формировать коллекции слабоструктурированных данных: ссылки, фрагменты текстов, изображений и т.п.;
  • программа с функциями проверки правописания, грамматики, выявления структурно-синтаксических дефектов: слов "паразитов", избыточной повторяемости, неблагозвучности и т.е.;
  • программа с расширенной функциональностью в части форматирования текстов и преобразования форматов;
  • программа для работы с графикой - графический редактор;
  • программа для ведения дневниковых записей.

Далее мы с вами, прямо, вот так по списку, и пойдем.

А наша очередная маленькая лекция на этом заканчивается.

Благодарим за внимание и до новых встреч.
Искренне Ваш, Артэмиус.

--
Если публикуемый материал не оставил вас равнодушным, не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться ссылкой на публикацию со своими друзьями в социальных сетях. Спасибо за сотрудничество.

08:15
Прочла все с огромным интересом! Большое спасибо!