Рубрикатор лаборатории

Опыт 11-1. Теория

В ритме вальса

Наша жизнь, хотим ли мы этого, или нет, наполнена всевозможными ритмами – попробуйте-ка нарушить ритм собственных шагов - просто задумайтесь: какая нога должна подниматься первой - и через некоторое время вы обязательно споткнетесь. Не обязательно писать сонеты, чтобы привнести ритм в ваше стихотворение или прозу: просто прислушайтесь к пульсу природы, который, как это ни странно звучит: одновременно и вокруг, и внутри нас.

Если вы похожи на большинство сочинителей, значит, начали писать, не особо задумываясь над подходящим размером стихосложения.

Возможно, вы что-то и припоминаете о «пятистопном ямбе» из школьного курса, но не вполне ясно представляете себе, что общего между подсчетом слогов и самовыражением. Для того, чтобы написать хорошие стихи, вовсе необязательно сначала задумываться о хореях и спондеях, гораздо важнее отыскать свой собственный ритм изложения мыслей, ведь только тогда ваше произведение будет нести отпечаток вашей личности и перестанет напоминать дедушку на дискотеке или «слона в посудной лавке».


ЯМБЫ

Чтобы знать, как использовать ритм в своем творчестве - не нужно иметь ученой степени. Вот что действительно нужно – так это умение прислушиваться к обычной речи. Говорят, что чаще всего в поэзии используется пятистопный ямб. Но чтобы использовать его в собственном творчестве не нужно говорить, как Шекспир. Наш язык может быть современным, естественным, и, тем не менее, следовать «древнему» размеру. Ритм «просто» помогает организовать слова, сделать течение строк и предложений более плавным и изысканным.


Есть идея!

Возьмите любой отрывок текста и превратите его в стихотворение. Звучит странно, но вы все же попробуйте: это упражнение поможет вам понять, как ритм стиха определяет его форму. Внимательно прочтите получившийся текст и придумайте для него ритм. Прочтите текст вслух. Интуиция непременно подскажет вам, где следует сделать паузу. Посмотрите, как расстановка пауз влияет на характер текста, его интонацию и даже смысл. Может быть, с непривычки, это упражнение и покажется вам трудным, но вскоре вы с легкостью будете превращать прозу в поэзию. Ну, или наоборот.

РИТМЫ САМБЫ

Чрезмерная концентрация на размере стиха иногда приводит к тому, что он «ломается», утрачивает плавность. Давайте на время забудем о «размере» (который, конечно же «имеет значение»), и немного порассуждаем о ритме в музыке и речи.

Если ритмика слов вызывает у вас ассоциации со звуками барабанов или мелодией самбы – замечательно! В этом ритме сливается музыка, движение, ощущение свободы – то, что называют «абстрактной живостью речи». Прислушайтесь к тому, как говорят разные люди, не вникая в смысл. Не сосредотачивайтесь на словах и содержании – обращайте внимание только на ударения, интонацию (восходящую и нисходящую), мелодику голосов. Так и запишите в свой список дел на ближайшую неделю: вслушиваться в музыку и ритм речи. Слушайте людей в автобусе, метро, в кафе, по телевизору, прислушивайтесь к себе самому. Но слушайте именно звук, а не слова - просто отключите «понималку»; кстати, такой навык вполне может пригодиться и в быту: когда вас кто-нибудь примется ругать и всячески поносить. Приступая к написанию стихотворения, постарайтесь сохранить и на бумаге подслушанные особенности речи. Главное – следовать интуиции: если сердце бьется неритмично, мы обращаемся к врачу, если же строчке не хватает ритма – вы изменяете ее, пока не достигнете желаемого эффекта.


А вот и другие идеи:

Еще один способ почувствовать ритмику стиха – прочесть его вслух. Некоторые советы по указанному поводу, вы сможете подчерпнуть из раздела «Стиль – это всё!», когда мы к нему доберемся (совсем скоро).

А пока же, стоит освежить в памяти другие материалы на рассматриваемую тему:

О ритме в прозе;

О ритме в поэзии.


ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ

Не важно, придерживаетесь ли вы традиций и пишете стихи ямбом, или же вслушиваетесь в естественный ритм повседневной речи, - вы все равно соблюдаете определенный ритм. Даже белый стих, лишенный явного размера, обладает определенным ритмом. Писать стихи без ритма – все равно, что играть в теннис без сетки. Экспериментируйте с различными размерами, но не отказывайтесь от них. Помните: один из основных принципов поэтики текста – организация. Продолжайте играть с размерами, пока не найдете свой собственный баланс между размером и естественным ритмом живого разговорного языка. И тогда любые тексты, написанные в вашем собственном ритме, всегда будут наполнены энергией и жизнью.


Авторитетная идея:

«Покажите мне хорошее стихотворение без ритма.
Покажите мне теплокровное существо без дыхания».

Джеффри Григсон, поэт и критик.


А вот теперь (после музыкальной паузы) можно и практикой заняться

Аудио:
Вниманию старых и новых участников Практикума по «очень маленькой прозе»!
Опубликована Теоретическая часть Опыта 11.1.
Не забудьте ознакомиться с материалом и оставить свой след в истории.
Оказывается, что даже у нашей планеты есть своя пульсация, свой собственный космический ритм.
Представьте себе, таки-да: чередование дня и ночи, смена времён года, фазы луны, приливы и отливы — это далеко не полный перечень видимых и, так или иначе, осязаемых, «ритмов» Жизни. Добавьте сюда наши собственные: пульс, частоту дыхания, чередование сна и бодроствования, биоритмы мозга. А сколько еще сокрыто от невооруженного взгляда…