Рубрикатор лаборатории

Опыт 3-1. Теория

Вступление через отступление

Попалась мне как-то в Сети одна книженция. Сами знаете, как оно бывает - ищешь одно, а находишь совсем другое. Просто, единожды «взяв след» уже не можешь остановиться до тех пор, пока собственный (и не важно – внутренний или настоящий) голос вырвет из бесконечной череды «кликов», разразившись оглушительным воплем: Эврика! Это же именно ТО, что мне сейчас и нужно!

Потом, когда лихорадка поиска уляжется, и ты только успеешь проглотить от силы десяток-другой страниц вожделенного текста, как в свои права вступает Её Величество – Реальность - в образе «жены подруги собаки требующей выгула или планшета жаждущего электричества». Неважно. Твоё внимание уже переключилось, фокус смещен. И когда он вернется на прежнее место никому не ведомо. Да и вернется ли?

Но тут, в связи с необходимостью подготовки еженедельного «теоретического» блока к нашему Практикуму по «очень маленькой прозе», мне и подумалось: а не замахнуться ли на… В смысле, а не совместить ли приятное с полезным.

И, таки-да! Теперь я и сам смогу прочесть упомянутую вещицу, и с вами поделиться, тем, чем со мной поделился, один, вполне приличный англичанин, годков сорока от роду. А поделился он своими мыслями и находками, относительно процесса создания очень хорошо продающихся текстов. Да что там хорошо – лучше всех (продающиеся, в смысле).

Намеренно не называю ни автора, ни саму книгу (пока). А зачем? Содержание её вы и так узнаете, со временем. А если не узнаете, значит, оно вам не очень-то и нужно. Как-то так.

Но для самых нетерпеливых и любопытных дам подсказку, в смысле «не любопытных дам», а «дам подсказку». Но не совсем уж «в лоб».

Есть у Дугласа Адамса (еще один хороший парень), в его, пожалуй, самой популярной книге, некая «сакральная» цифра, которая содержит в себе универсальный ответ на все мыслимые и немыслимые вопросы Бытия. Так вот, если к ТОЙ цифре добавить число, равное количеству пальцев на руках (предполагая, что все они целы и невредимы), то получим другую заветную циферку. А затем, использовав ее в поисковом запросе вида «ХХ способа», где ХХ, как раз и будет найденной цифрой, вы, почти наверняка обнаружите искомое.

И не забудьте потом похвалиться результатами своих поисков или пожаловаться на неудачу.

Теперь же переходим, собственно, к тексту, который, как и положено любому, уважающему себя произведению, начинается с введения. На этот раз – настоящего.

Да. И, поскольку, я – не он, то и изложение будет вестись от третьего лица.

Приятного вступания!


ОНО (Настоящее вступление)

Если бы врач сказал, что мне осталось жить шесть минут,
я бы печатал чуточку быстрее.

Айзек Азимов.

Когда Алекс делал первые шаги в мире художественной литературы, ему на глаза попалась цитата Сомерсета Моэма, начинающаяся со слов «Существует три правила написания романов». «Прекрасно», - подумал он. - «Что может быть легче? Уж с тремя-то правилами я как-нибудь справлюсь». Представьте себе его разочарование, когда, дочитав цитату до конца, он обнаружил: «… К несчастью, никто не знает, что это за правила».

Так оно и есть. Правил, которые помогали бы «правильно» творить - не существует, а научить «творчеству» нельзя. Хотя научиться – можно. Однако, «научиться творить» - вовсе не то же самое, что «освоить управление микроволновкой» или даже компьютером. Почти во всех высказывания тружеников пера, с которыми ему довелось позже ознакомиться, утверждалось одно и то же: у каждого (пишущего) свой путь и универсального руководства не существует.

Но для себя Алекс уже понял, что именно лежит в основе творчества, что делает литературу столь мощным выразительным средством. Если бы подобные правила существовали, и были доступны всем желающим, то читать было бы просто некому. Литературное творчество, впрочем, как и любое другое, исходит от сердца своего создателя, благодаря чему каждое настоящее произведение искусства становится неповторимым, как уникален и создавший его человек. Водя карандашом по бумаге или стуча по клавиатуре, он впускает в этот мир строки, которых больше никто не напишет. Отсутствие закостенелых правил позволяет придать произведению личный авторский отпечаток, делая его неповторимым и запоминающимся.

Трудясь многие годы в качестве писателя, редактора и издателя, Алексу удалось собрать приличную коллекцию советов, опыта и бесценных крупиц полезной информации, которой он и решил поделиться с начинающими писателями. Но это вовсе не инструкция «по» или «для». Это советы не постороннего. Некоторые из них, могут носить скорее технический характер, но большая часть нацелена на то, чтобы помочь вам высвободить творческую составляющую своей натуры. А также победить необоснованные страхи, и написать именно то, что будет являться предметом вашей собственной гордости и объектом зависти коллег, особенно, если вам еще и удастся напечатать свое творение.

Писательство – это не только сюжет, характеры, ритм, стиль, рифма и прочие литературные приемы. Оно призвано помочь вам выразить себя через слова и тексты ваших произведений.

Идеи, которые вы тут найдете, дадут не только расширенное представление о самом процессе литературного творчества, но и вдохновят вас, внушат непреодолимую страсть к писательству. Если же этого не случится, значит, все мы только зря потратили свое время, и книга свою задачу тоже не выполнила. Сжечь!

Должен предупредить, что если вы прочтете всю книгу от корки до корки, перепечатаете ее или даже перепишете от руки, это не гарантирует вам получения престижных премий по литературе. Но изучить свой творческий потенциал, подсказать, как сделать творчество более убедительным она может. А вот чтобы добиться настоящего успеха, есть только один путь – писать, писать, и еще раз писать. Можно сказать, что это и есть то самое «золотое правило Моэма».

Удачи всем и вдохновения!

И помните, что вы писатель только тогда, когда пишете.

Отныне, Теоретическая часть каждого последующего Опыта будет содержать одну главу книги, которая, в свою очередь, будет построена таким образом, чтобы снабдить вас хотя бы одной вдохновляющей идеей, которую можно сразу же применить на практике.

Как минимум – можно попытаться это сделать (применить в практической части Опытов).

При чтении, обращайте внимание на следующие типы особых отметок, которые призваны помочь вам в «освоении» основной идеи. Их всего три:

  • Есть идея! – Дальнейший текст следует немедленно и внимательнейшим образом прочесть, дабы оценить или убедиться, насколько же хорошо, на самом деле, продвигается ваше дело освоения «тайн творчества».
  • А вот и ещё одна! – Подобный указатель отсылает нас к похожей идее, развивающей и дополняющей основную: может вперед, а может и назад.
  • Авторитетная идея! – Блоки, выделенные таким образом, содержат мудрые мысли мастеров и мастериц пера, и, возможно, некоторые сопутствующие идеи, показавшиеся Алексу любопытными.
Вниманию старых и новых участников Практикума по «очень маленькой прозе»!
Опубликована теоретическая часть материалов к Опыту 3.1.
Просьба ознакомиться и оставить отметки о прочтении.
18:42
Наверное, всё-таки потребуются разъяснения. Первая глава книги называется «Тишина», пишем о концертном зале в паутине… Мы пишем книгу все вместе, опираясь на опубликованный Пролог в Практикуме 2 — или каждый свою?
С чего, вдруг, такие выводы? Как-то хитро у вас всё перемешалось ))

Практикум 1 — это 5 предложений, отныне, присно и до скончания. Паутина и «Тишина» — это там ( в смысле ТУТ)

Практикум 2 — это «пишем книгу вместе», но потом, после определения участников и создания группы; пока же начинаем «погружаться в тему» путем чтения и «критикования» Пролога (проекта) и последующих материалов (которые будут).
00:05
Да, спасибо, всё уже на своих местах.
Артём, здравствуйте. Жалуюсь на неудачу.) Не нашла. Или не поняла, что именно искать.
Если вы наберете в поисковой строке Яндекса «ответ на главный вопрос жизни», то сразу же поймете, о чем идет речь в моей «загадке».

Только не спешите делится своей находкой с остальными!
Автора зовут Александр?
Ну, да. Кузнецов :)