Рубрикатор лаборатории

Опыт 3-2. Практика

I.Преамбула

[Будет находиться тут перманентно, во избежание потери темпа]

Формат практикума – 5(пять!) предложений, отвечающих обычаям, нормам и правилам русского языка. Можно сказать, что это те самые пять пальцев, сжав которые в единый кулак нашей «малютки», мы намереваемся привести своего читателя в состояние «эмоционального грогги» - нокдауна или даже нокаута.

Если короче и по современному – то просто «вырубить»: ВАУ! Бац. Отруб.

Фу! Скажет искушённый читатель, и будет, несомненно, прав. Ибо, какова главная задача при создании «микро прозы»?

Правильно - как у взрослых! (далее – цитата):

«Текст должен схватываться сразу, картинка должна рисоваться в голове читателя без «черновиков», с первого раза. «Интриговать» можно и нужно в сюжете, а не в описании места событий, характеров, имён и т.д. То, что очевидно для вас, может быть абсолютно непроницаемым для читателя, не имеющего в распоряжении ваших знаний или представлений. Читатель видит только то, что видит — что напечатано».

Автор известен.

«Ударяя» читателя «литым кулаком» текста, когда все пальцы на своём месте, крепко сжаты, и, при этом, автор точно знает, куда метит, они (кулак и автор), скорее всего, достигнут желаемого эффекта.

А эффект, он же - результат, в нашем случае - эмоция, впечатление, крупица полезной информации. В идеале - кристально-чистые в своём совершенстве.

Иначе говоря, всем и каждому автору «малюток» необходимо следовать простому правилу: «Текст должен быть понятен практически любому читателю, без каких бы то ни было дальнейших авторских разъяснений».

Но на «метафору пяти пальцев» можно взглянуть и иначе:

1.Идея (образ, ассоциация или цепочка ассоциаций, пробуждаемая или побуждаемая картинкой и/или ключевым словом текущей темы (Опыта);

2.Форма (формат) — пять (5!) предложений, выглядящих, как предложения согласно традициям и правилам русского языка;

3.Жанр (жанровый окрас) — свободный выбор, пока – далее, см. «Модификатор»;

4.Сюжет (фабула) — свободный выбор в рамках приличия;

5.Стиль — свободный выбор всегда.

Вот какими ещё могут быть наши 5 «пальцев»!

А иначе: расслабились, и вместо удара получились тычок одним-двумя пальцами, «коза» или «эмоциональная оплеуха». Да и сами «пальцы» можно травмировать.

Сказанное - цель. Вот и будем к ней стремиться, по возможности, помогая друг другу:

II.Вдохновляющая картинка

Пустой концертный зал. Рояль и стулья, заросшие паутиной

III.Ключевое слово

ТИШИНА…

IV.Модификатор

Пока нет

V. Пример текста

Пример (не образец!) текста приведен в первом комментарии

VI. Всё!

За работу, товарищи!..

Оглушительные аплодисменты.
Несмолкаемые овации.
От города к городу… день за днём – так было совсем недавно.
Отзвуки былого восхищения длились всего несколько мгновений, а затем исчезли, оставив его среди звенящей тишины и обрывков воспоминаний, говорящих лишь об ушедшем времени.
Отвесив последний поклон сцене, полукругом нависающей над партером, он сжал трость подрагивающими узловатыми пальцами, и, прихрамывая, двинулся в сторону плохо освещенного выхода, не обращая внимания на влагу, струящуюся по небритым щекам.
23:54
Проснулась в холодном поту, сон был ужасным. Я видела концертный зал, где стоял почерневший от горя рояль, огромные пауки заплели его сеткой липкой паутины. Эта чёрная паучья сеть оплетала весь концертный зал стулья, пол, потолок.
Я когда-то выступала здесь, я пела арию Аиды, когда она оплакивала любимого, моё сновидение из этой оперы:
«В мрачное подземелье, где замурован Радамес, проникает к нему через тайный вход Аида, чтобы умереть вместе с любимым».
Не хватает самой малости — тишины :)

Кроме того, «пауки заплели сеткой… паутины» и следом «паучья сеть оплетала».
Я понимаю, что именно это и приходит в голову первым при взгляде на картинку. Но кто вам сказал что «ключевое слово» и «картинка» должны быть «явно созвучны»?
Пустой концертный зал, который так давно никто не посещал, служит лишь метафорой «тишины». Вполне наглядной, кстати. А у вас получается «про пауков».

Один из неявно тренируемых в ходе практикума навыков — внимательность к деталям: как собственного текста, так и исходного задания.
Удачи.
15:39
А я написала не про паучью сеть, а про подземелье, где погибли влюблённые.
А по количеству слов и акцентам получается, что про пауков :)
Ваше ключевое событие «смерть влюбленных» находится очень далеко от «контекста» вами же написанного текста. На мой взгляд. Я вам его и высказываю. А уж что делать дальше, и делать ли — дело исключительно ваше — авторское.

Только не забывайте о правиле«Текст должен быть понятен практически любому читателю, без каких бы то ни было дальнейших авторских разъяснений».
18:30
Нина, мне понравилась Ваша миниатюра. Ёмко, компактно и переданы ощущения без «растекания мыслью по древу» Насчёт паучьей сети и тишины можно было бы поспорить, если бы не последующее разъяснение Артёма на чём именно он хочет акцентировать внимание.
Моё мнение таково — на картине не просто пустой зал погружённый в тишину, но именно заброшенный, давно пустующий зал. Этот визуальный образ создаётся посредством паутины — ключевая и важная деталь. Даже если эта паутина не «настоящая» а «метафорическая», её никак не обойти.
Но это уже кто как видит картину.

Скажу честно, я тоже вначале упустил «тишину» из виду, но прочтя уточнение, включил её, что называется «в последний момент» :)

Удачи Вам!
20:03
Спасибо. Ещё я подчеркнула, что это был ужасный сон. Оперной певице снился оплетённый паутиной зал, где она когда-то исполняла арию Аиды.
18:16
Картина рождала ассоциации.

Образы.

Было что-то мистическое, дьявольское в изображении сцены, части партера и черного рояля посередине зала, покрытых чёрной же паутиной, делавшей саму картину расплывчатой, неясной, таинственной и зловещей.

Паутина истончалась, поднимаясь всё выше, выше, теряясь где-то наверху, где намёк на границу отведённого пространства исчезал, стирался, казалось, сама тьма пытается закрыть, скрыть, утаить от взгляда ищущего какие-то важные детали, подсказки, намёки на произошедшее в этом месте… событие.

Но она же вселяло тревогу и чувство опасности: «Здесь что-то произошло», — подумал Андрей, — ощущение чёрноты и ужаса не покидает меня, мёртвая, почти осязаемая тишина веет с картины, внушая безотчётный ужас, — он почувствовал как его телом завладевает леденящий холод, а разум цепенеет от страха — «Убийство!» – внезапная мысль возникла сама, – здесь произошла смерть, да, точно, отсюда эти тени, чернь – это тьма, та, что убила всех этих людей – тех, кто сидел в зале и слушал концерт, — они все мертвы!»
20:05
Очень интересный мистический рассказ. Так чётко прорисованы все детали!
«Сюжет» годный — в хорошем смысле. Атмосфера тоже удалась. Даже количество предложений выдержано. Но!

Согласитесь, последний абзац назвать «нормальным» предложением сложновато: налицо явная перегрузка и смыслами, и знаками. Тогда как в начале «зияет» пустота.

Разумеется, сама структура фраз, их длина и взаиморасположение играют существенную роль в создании «темпо-ритма» повествования. Такой прием можно и нужно использовать. Вот только не в ущерб всему остальному.

На самом деле, первые три предложения прекрасно укладываются в одно, например:
"Изображение зацепило Андрея: оно рождало ассоциации и странные образы, нечто мистическое, дьявольское угадывалось в пустоте партера и черного рояля посередине зала, покрытых чёрной же паутиной, делающей картинку расплывчатой, неясной, таинственной и даже зловещей".

Второе и так ложится идеально…
Паутина истончалась, поднимаясь всё выше, выше, теряясь где-то наверху, где намёк на границу отведённого пространства исчезал, стирался, казалось, сама тьма пытается закрыть, скрыть, утаить от взгляда ищущего какие-то важные детали, подсказки, намёки на произошедшее в этом месте… событие.

Теперь осталось разделить последнее, и, может быть, добавить финальный штришок:
Картина вселяла тревогу и ощущение опасности: «Там… явно что-то произошло», — подумал Андрей, чувствуя, как чёрнота сплетённых нитей и мертвецкая, почти осязаемая тишина, исходящие от полотна, пробуждают в нём безотчётный ужас.

Телом начал завладевать ледянящий холод, а разум оцепенел от страха: «Убийство, нет, сама смерь была там, на картине, в клубящихся тенях!».

"Да, точно, вот откуда они, чернь — это тьма, та, что поглотила всех, сидящих в зале, они все мертвы и ..." — последняя мысль, словно пойманный мотылёк, встрепенулась несколько раз и затихла: едва заметные в воздухе паутинки мрака дотянулись и до его головы.

Это, всего лишь, иллюстрация к замечанию, но думаю, идею «куда плыть» вы поняли.

Удачи и вдохновения!
14:31
Тишина музыки — что же получилось))

Казалось, поискам не было конца и края — разгадывание очередной головоломки привело к новой подсказке, что напоминало игру «12 записок».

Но Саманту это совсем не огорчало, наоборот, это еще больше поддразнивало ее на пути к цели.

На ладони лежала черно-белая фотография – новый кусочек пазла, который изображал концертный зал, некогда пышный, величественный, но сейчас опустошенный, заброшенный и заросший паутиной.

Царившая вокруг тишина, навела Саманту на мысль о своем собственном фортепиано, которое также беззвучно стояло уже несколько лет, ожидая когда же снова зазвучат прекрасные аккорды.

Нахлынувшие воспоминания натолкнули на одну ясную мысль, и бросившись в комнату к забытому инструменту и поднимая пыльную крышку, раздался радостный детский крик: «Мама, я наконец, нашла свой подарок!» — закричала девочка, доставая коробку в зеленой обертке с красным бантом.

Зачёт! — Шутка.
Хвалю — если уместно.
Надеюсь вы и сами довольны ;)

Чуть-чуть:
«поддразнивало» — наверное будет лучше «подзадоривало»

И в самом конце я бы поправил:
"и она бросилась в комнату к забытому инструменту, подняла пыльную крышку:«Мама, я, наконец, нашла свой подарок!» — закричала (Саманта), прижимая к груди коробку в блестящей зеленой обертке с красным бантом."

Первое: говорят, что глаголы лучше «производных», и второе: чтобы вместо Саманты не кричала «какая-то другая девочка». Саманту (в скобках) тоже можно убрать.
Ну, мне так кажется…
15:09
Спасибо за предложения)) Приняла) Эта история — шутка мне и в правду самой очень понравилась))
16:18
Она ободрала локти в кровь, протискиваясь за раненным братом под сдвинутую в сторону, растрескавшуюся панель, прикрывавшую обветшалую, избитую непогодой стену, но сдержала стон и попробовала восстановить дыхание после долгого бега.
В первый момент им показалось, что снаружи остались не только визг колёс и крики преследователей, блеск мокрой мостовой и пронзительные порывы северного ветра, но и само смутное время, породившее немыслимые катаклизмы.
В полумраке принявшего их укрытия невозможно было разглядеть размеры таинственного холла, который, впрочем, вполне мог оказаться покинутой келью или невообразимой высоты пещерой, растерявшей все собственные звуки и хоронившей любые отголоски опрометчиво залетающие извне.
Когда глаза беглецов привыкли к вечным сумеркам заброшенного здания, им открылось зловещее зрелище: пыльная тишина скрывала печальные тени давней трагедии, превратившей некогда роскошный, наполненный жизнью и музыкой зал в огромный склеп.
— Погоня ушла далеко вперёд, — прошептала девушка, — давай выбираться отсюда, пока затхлый воздух не отравил нас и не уговорил остаться в этом царстве мертвых навсегда.
Осталось «малютку» переформатировать в лог-лайн из двух предложений и можно писать рассказ для издательства. Синопсис уже есть :)
12:59
Да, вот картинка навеяла...:)
В чердачное окно интерната настойчиво, даже ожесточенно дождь отстукивает стаккато.
— Ты теплый, — Чарли просовывает ладонь в разбитое окно и улыбается.
Шумит ли ветер в проводах, прыгают ли апельсины по земле, рассыпанные каким-нибудь зевакой, журчит ли вода в сточной канаве – всё, приятная слуху и влекущая за собой, в жизнь, музыка.
Чарли не знает, как звучит тишина, он не помнит, когда услышал музыку впервые. Наверное, когда произнес первое и такое мелодичное слово «мама».
13:00
Очень, очень лирично.
Вера, спасибо большое.
Да. Хорошо получилось.
Кстати, а почему Чарли? И где он «живет», помимо этой миниатюры, конечно?
Чарли — первое имя, которое пришло на ум. Никаких других подобных произведений у меня нет. Экспромт чистой воды. Хотя… в голове в это время вертелись кадры из фильма «Август Раш» (не реклама).
09:53
Вариант II:

Изображение зацепило Андрея: оно рождало ассоциации и странные образы, нечто мистическое, дьявольское угадывалось в пустоте партера и черного рояля посередине зала, покрытых чёрной же паутиной, делающей картинку расплывчатой, неясной, таинственной и даже зловещей.

Паутина истончалась, поднимаясь всё выше, выше, теряясь где-то наверху, где намёк на границу отведённого пространства исчезал, стирался, казалось, сама тьма пытается закрыть, скрыть, утаить от взгляда ищущего какие-то важные детали, подсказки, намёки на произошедшее в этом месте… событие.

Картина вселяла тревогу и ощущение опасности: «Там… явно что-то произошло», — подумал Андрей, чувствуя, как чёрнота сплетённых нитей и мертвецкая, почти осязаемая тишина, исходящие от полотна, пробуждают в нём безотчётный ужас.

Телом начал завладевать ледянящий холод, а разум оцепенел от страха: «Убийство, нет, сама смерь была там, на картине, в клубящихся тенях!».

«Да, точно, вот откуда они, чернь — это тьма, та, что поглотила всех, сидящих в зале, они все мертвы и ...» — последняя мысль, словно пойманный мотылёк, встрепенулась несколько раз и затихла: едва заметные в воздухе паутинки мрака дотянулись и до его головы.

А вам-то, самому, какой из вариантов нравится больше, если честно?

Да, и что-то не видно энтузиазма, по поводу участия во втором практикуме. Не «вставляет»?
13:46
До второго практикума ещё не добрался, поэтому про энтузиазм ничего сказать не могу.
Насчёт «вставляет» эта идиома мне не знакома — смысл ускользает. Вы бы пользовались узнаваемыми или как то легко ассоциируемыми выражениями — к моему недавнему обращению к вам «не прочь» хотя бы легко отыскивались синонимы «не против», «не возражаете» — и тем не менее вы затруднились идентифицировать заложенный смысл…

Вариант не могу сказать какой нравится больше, потому что первый вариант был один сплошной «поток ассоциаций» — он в том виде не годился для текста, его надо было дорабатывать. Второй вариант имеет явный отпечаток не «моей» личности. Но как лучше ни объективно, ни субъективно я судить не возьмусь. На мой взгляд, такие оценки лучше ставить «сторонним» зрителям.
13:48
Посмотрел словарь синонимов: ближайшие «не прёт», «не интересует». Теперь ясно.
Да. Правильно. Ещё и с некоторым оттенком иронии: дескать «мы тут стараемся, а нас не ценют». Извините за «напряг». Впредь буду осторожней :)

По поводу «не прочь» и дальше — не врубился. Ой, простите, не понял сути вопроса или претензии. Поясните, если не сложно и не лень.

А по поводу 2 варианта я спросил специально, ибо он и выглядид, как отписка. Зачем переписывать то, что «не ваше» и с чем вы явно не согласны?
Непонятно…
20:23
Да что ж непонятного?
Вы же взяли мой вариант и сделали ряд замечаний критических. Я их учёл. Это разумный компромисс, как мне видится. Почему я должен отстаивать «свою» версию если ваша, возможно, лучше? Не понимаю.
Возможно, вы хотели чтобы я на основе своего исходного и вашего предложенного создал что нибудь третье? Но категорично это не прозвучало и мне показалось, что можно остановиться на вашем варианте как конечном.
И ещё такое соображение. Возможно, нам предстоит впредь работать над каким то уже более серьёзным текстом совместно и мне кажется, что навык компромисса как раз не помешает. не лишним будет. В коллективном творчестве надо, как я понимаю, во-первых, уметь слышать собеседника, во-вторых уметь уступать где-то. Ну и такое соображение как «Лучшее враг хорошего»© Мне подумалось. что стоит ли тратить время и внимание на этот не принципиальный кусочек текста, который, в общем то, и так хорош? Лень-матушка она такая — семь раз отмерь и т.п.

Насчёт напряга — ничего страшного, просто у меня это выражение ассоциируется с чем-то «наркоманским» — вот сколько ни слышу так и ни разу не понял до конца смысл. Но я очень плохо представляю себе эту субкультуру.

Претензии нет, это напоминание о нашей дискуссии:) Там где обратился к вам с фразой «понял, что вы не прочь видеть третий вариант» на которую вы отреагировали: «Шутить изволите? Может и „не прочь“ но не здесь и не сейчас»
Мила не переставала крутить головой, пытаясь заглянуть в мольберты других учеников, которые так же, как и она пытались изобразить «То, Чего Нельзя Увидеть» и от волнения грызла кончик своей кисточки.

Стать художницей — это была её детская мечта, к которой она упорно стремилась с самого детства: сначала рисовала открытки для всей родни, затем была художественная школа и теперь училище, тоже художественное, первый экзамен которого она вот-вот провалит.

Осталось всего полчаса, но идеи, как назло, трусливо попрятались где-то, а ведь её картине не хватало совсем немного определённости, законченности: ну рояль, ну пустые стулья и… ВСЁ.

— Всё, это провал! — констатировала своё фиаско юная художница и, сдавшись окончательно, стала отрешённо зачёркивать свой неудачный рисунок, словно свою мечту, тонкой чётной паутиной отчаяния.

— Ты справилась с моим сложным заданием, – вдруг раздался из-за плеча одобряющий голос учителя — Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что на твоём рисунке изображена «Тишина».
Получилась настолько достоверная «история возникновения», что размести вы свой «разоблачительный» пост в самом начале, и «бедным мистикам» пришлось бы остаться не у дел :)
Спасибо. Почитала, что написали другие авторы и по-быстренькому выдумала чёт своё
16:17
Так странно смотреть на своё прошлое в реальном воплощении – рояль обшарпанный и зал пустой, затянут пылью. Мой ученик превзошёл меня – скульптура была подписана ценой в пять цифр. А ведь когда-то этот малый мыл пол в моём классе, и я совершенно случайно услышал, как он играет на фортепиано. О, мне тогда казалось я открыл нового Рея Чарльза! И вот я перед «шедевром» моего некогда ученика – не в концерт-холле и, даже, не в ресторане, а на рынке, в арт-галерее, где продажное искусство под названием «инсталляция стиля модерн» заменяет вечное.
Годная версия (трактовка), хороший текст.
Единственное, что: я бы поставил точку после «вечное» — дабы не ограничивать это понятие только классической музыкой.
16:35
Точно!
Когда-то это было многолюдное место: толпы поклонников, крики — «браво» и «бис» раздавались под этими сводами. Огромная люстра освещала бархатные кресла и белый рояль. Теперь здесь царствует тишина, обволакивая каждый укромный уголок сцены. Мрак, паутина, оплетающая ряды кресел и сам рояль. И только паукам радость – какие густые сети, ни одна муха не пролетит!