Рубрикатор лаборатории

Опыт 5-1. Теория

Решительный шаг

Иногда может показаться, что Муза навсегда покинула нашу обитель, хотя, она, может быть, просто вышла покурить на балкон, не смотря на предупреждения Минздрава и угрозы синоптиков. А там, попав под непривычный апрельский снег, застудила горло, и теперь может разговаривать исключительно шепотом, прихлёбывая чай с…добавьте что-нибудь по вкусу.

Но не печальтесь: ибо идей, побуждающих к писательству, полно повсюду, нужно лишь научиться смотреть на окружающий мир с определенным прищуром, дабы их:
  • а) замечать
  • б) уметь отличать «зёрна от плевел».
Вот грибники точно знают, как оно бывает...

Итак, с музой или музом разобрались, расчистили стол от строительного мусора, открыли блокнот или чистую страницу в компьютере и практически готовы приступить. Йэс?

Как вдруг обнаруживаем «зияющую пустоту» и не где-нибудь, а в собственной голове. И тут нас охватывает паника: писать о чем? писать как? писать для кого? писать зачем?

Нет. В смысле: нет ничего лучшего для писателя, чем хорошая идея, посетившая его в подходящее время. Ну, когда он, то есть мы – во всеоружии и при исполнении.

Без вдохновения писатель подобен рыцарю в сверкающих доспехах, которому не с кем сражаться и некого спасать: самому бы как-то выжить и не замёрзнуть в этих железках.

АВТОБУСЫ

Для многих идеи сродни автобусам: мы долго стоим и мёрзнем на остановке в ожидании СВОЕГО номера, но когда он приходит, и мы, заскочив во внутрь, со вздохом облегчения усаживаемся на (О, какое чудо!) пустое сиденье,транспорт начинает чихать мотором и окончательно ломается, отъехав какую-то жалкую сотню метров. Проклиная всё на свете, мы выбираемся наружу, некоторое время стоим в задумчивости под дождём, решая: снова вернуться на остановку, или же двигаться к следующей. - «Назад дороги нет!» - Решаем мы и упорно топаем по грязной обочине, шарахаясь от пролетающих автомобилей, окутанных тучами брызг. И даже не замечаем, как мимо, один за другим, проезжают целых три новеньких автобуса и даже один троллейбус, где едут счастливчики, сделавшие правильный выбор. Разумеется, мы тоже вполне могли бы оказаться среди них. Могли, если бы…

Чужой пример заразителен. Для кого-то это может стать довольно неплохой мотивацией. Однако, для большинства из нашей пишущей братии, неприятная истина состоит в том, что им, в смысле – нам, для написания чего-нибудь стоящего, одной такой мотивации маловато будет.

НЕ РАЗБРАСЫВАЙТЕСЬ ИДЕЯМИ

Вдохновение – редкий гость. Но уж если оно вас посетило, не упустите свой шанс, и постарайтесь использовать с максимальной пользой для себя, любимого. Многие сочинители бездумно и опрометчиво отмахиваются от идей, которые уже витают в голове и буквально просятся на бумагу.

Почему?

Потому что идеи эти, видите ли, не соответствуют некоему идеальному образу, который они стремятся воссоздать на бумаге, либо же не вписываются в идеологическую концепцию и вообще не отвечают эстетическим установкам сочинителя. Поступая подобным образом, мы оставляем за бортом множество хороших и даже отличных идей. Не пренебрегайте ими. Обыграйте, покрутите в голове каждую, зацепившую вас мысль, и посмотрите, куда эта игра вас заведет. Как минимум, фиксируйте все, что успеваете. А поиграть с ними можно будет и позже.


Есть идея!

Не знаете о чем писать? Раскройте глаза и оглянитесь. Материала для историй повсюду валом. Иногда он буквально валяется под ногами и даже пытается что-то мямлить. Перечитайте свои старые дневники или напишите новые. Используйте древние свитки, записные книжки, подшивки газет и журналов – если вы тяготеете к ретро. Загляните в читальный зал, и пролистайте свежую прессу в поисках интересностей, способных превратиться в захватывающие истории. Отправляйтесь в кафе, сядьте за столик у окна и понаблюдайте за прохожими на улице. Или же забейтесь в самый тёмный уголок и шпионьте за посетителями, прислушиваясь к их разговорам. Придумывайте истории о проходящих мимо человеках и тут же записывайте. Можете даже исподтишка снимать на мобильник. Только чтобы они не видели, а то внезапно может наступить острая, в смысле – болезненная, фаза творческого кризиса.

Разумеется, такие упражнения потребуют некоторых усилий и затрат, в том числе и времени, но если вы будете внимательно и доброжелательно приглядываться к окружающему миру, он обязательно ответит взаимностью и вдохновение не заставит себя долго ждать.

Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь и впитывайте, словно губка, всё происходящее вокруг, прислушивайтесь к обрывкам мыслей, проносящимся в голове, и вскоре вас обязательно посетит гениальный локально юстируемый концепт, глюк – по-научному, или идея – в обиходе. Только не провороньте их, а то другого раза может и не случиться!


Мысли, порхающие на границе сознательного и бессознательного, заставляют нас задумываться, смеяться и плакать. Это может быть сценка из жизни, воспоминание о ком-то или же только оброненная кем-то фраза. Подобные мысли иногда сами могут сложиться в сюжет. Иногда им требуется некоторая помощь. Но каковыми бы ни были эти тонкие нити-мысли – длинными или короткими, - они важны для нас, потому как именно мы, сочинители, способны соткать из них ткань нашего будущего шедевра.


А вот и другие идеи:

Иногда музу надо немножко подтолкнуть. Некоторые конкретные методы подталкивания мы рассмотрим в одной из последующих глав. Пока же можно поиграть в «мозговой штурм».


Если же раз за разом упорно игнорировать слабый шепот мыслей, старающихся привлечь наше внимание, то они, в свою очередь, начнут игнорировать нас, а всё написанное будет становиться все скучнее и банальнее. Идеи, которыми и так уже полна голова, могут иметь большую личную значимость. Предоставив им шанс реализоваться, мы не только обогатим текст яркими эмоциями, но и сможем создать произведение, в котором уже другой читатель найдет нечто близкое и ценное лично для него.

НО…

Но что делать, если вам не терпится приступить к работе, а идей как не было, так и нет?

Не волнуйтесь. Идеи – это продукт вашего опыта, фрагменты вашей жизни, вдохновляющие мысли из книг, пьес, способные непостижимым образом соединяться, образовывая по-настоящему волшебную смесь. Из бурлящей круговерти образов, слов, звуков, запахов и мыслей вы наверняка сможете выудить полезные идеи. Они далеко не всегда представляют собой гениальные озарения, а чаще напоминают крошечные семена, которые при должном уходе и старании способны прорасти в настоящую Идею.

А это означает, что даже если у вас и нет готовой идеи в чистом виде, то уж личный опыт, какой-никакой, точно имеется у каждого. Этот кладезь материалов уникален, как и вы сами, как уникальны люди, с которыми вас связывали самые разные отношения, места, которые вы любили посещать или хотели бы, игры, даже не сыгранные…

И опыт этот исключительно ваш. Так воспользуйтесь своим преимуществом и совершите экскурс в собственное прошлое, внимательно присмотритесь к своей теперешней жизни, задумайтесь о будущем. И в вашей голове непременно появится отблеск зарождающихся идей, способных трансформироваться в целые миры или породить галактики.

Не упустите свой шанс.


Авторитетная идея:

«Опыт – единственная вещь, которую можно получить бесплатно»

Оскар Уайльд

Главное, чтобы решительный шаг, не стал шагом в пропасть…

А теперь пора делать уроки :))

Вниманию старых и новых участников Практикума по «очень маленькой прозе»!
Опубликована теоретическая часть материалов к Опыту 5.1. Решительный шаг.
Да ну? Ну, да.
Просьба ознакомиться и оставить отметки о прочтении.
"… а идей как не было, так и нет" — это мое теперь постоянное состояние.
Какое-то оно неправильное :)
Пару лет пустота в голове (окромя мыслей, но и они — самотеком), зацепиться не за что. Поэтому и занялась очень малой прозой. Спасибо вам за терпение.
Да. В жизни оно по всякому бывает. Но раз уж вы здесь, попробуйте переносить частицу своего жизненного опыта, для начала, хоть в такие вот «литературные малютки». А потом, глядишь, откроем Практикум 1.5, где и станем выращивать из ваших «крохотулек» полноценные рассказы.
А почему бы и нет?
Я согласна.)
15:45
+1
Шаг в бездну — это начало пути. Мы по сути, все так начинали: шагали в неизвестность, когда нас кто-то или что-то толкало туда.
Я решила изменить свою стезю: я уехала в неизвестность, но не прогадала. Другая страна подарила мне звезду — известность, уверенность в будущем, способность различать чёрное и белое, спокойствие и возможность быть услышанной.
Попробуйте и вы так же уйти от тех проблем, которые гигантским грузом висят на ваших неуверенных плечах!
Эк вы завернули :)
Боюсь только, что тут имеет место быть некоторое смешение понятий: «неизвестность» и «бездна». Если первая (неизвестность), ждет нас всегда, практически за порогом собственного дома (вспомните, хотя бы Булгакова), то бездна — это нечто «БЕЗ дна». Ну нет там ДНА, и нет пути назад. Это дорога в один конец, притом даже не известно, есть ли он. Даже из пропасти и то есть шанс выбраться: с помощью друзей ли, случая; ногтей, зубов и какой-то матери. Но можно. Есть такие примеры. А вот от ушедших в Бездну новостей до сих пор не поступало… Увы. Так что будьте осторожней :)
17:08
+1
Мой «шаг» ещё пока ожидает где-то впереди. Я анализирую все «за» и «против», поэтому пока выходят всего лишь мелкие шажочки.
17:21
А если и пропасть, ветер подхватит, и мы полетим!)))
Да. Но только ветер полетит вверх, а вы вниз…
Складывается впечатление, что все начинают читать текст снизу вверх, доходят до картинки, и на этом останавливаются :))

Впрочем, и это уже не плохо.

Если тема «шага» и «пропасти» вам так не безразлична, может стоит вынести её в качестве мотиватора для одного из ближайших Опытов, как вы считаете?
19:36
+1
Можно и сверху… Про зияющую пустоту — знакомо, особенно, когда поджимают сроки, а «натхнення», простите, вдохновение на нуле. А ты сидишь и сам себе объясняешь, что эту самую музу себе заказывать по часам и в отведенные дни — смешно. Поэтому, сперва чайком себя уговариваешь, а потом — «за шкирки» и вперёд.:)))
И это правильно!