Рубрикатор лаборатории

Опыт 6-1. Теория

Второе зрение


Прослушайте песенку об утраченном времени (аудио внизу) - и за дело!


В определённом смысле, мы все носим шоры, и, подобно лошади, которая, наконец, нашла в себе силы поднять голову, чтобы увидеть горизонт, нам также следует научиться видеть нечто большее постоянной и пресной повседневной обыденности. Самое время поискать в себе второе зрение или третий глаз.

Научиться видеть мир в новом свете, подмечать его мельчайшие детали и распознавать тончайшие оттенки - для этого недостаточно просто выглянуть в окно. Но сумев сделать это единожды, мы сможем черпать впечатления отовсюду, стоит лишь...

НАБРОСКИ

Книга без подробностей – всё равно, что Мона Лиза, сложенная из спичек. А если произведение выглядит «притянутым за уши», НЕ реальным, если ему не хватает глубины – у него нет шансов достучаться до чувств и сердец читателей.

Детали – это оболочка литературного произведения, именно они удерживают всю конструкцию. Именно детали придают правдоподобие персонажам и делают реалистичнее саму историю. Если же кому-то кажется, что не стоит тратить столько времени на насыщение произведения мелочами и подробностями, его «творение» едва ли ждёт оглушительный успех.

ВНИМАНИЕ!

Большинство из нас считает себя наблюдательным, но так ли это? Можем ли мы во всех подробностях описать стоящий напротив дом? Женщину, работающую в местном магазинчике? Соседа или соседку по лестничной площадке? Дорогу, по которой ходим ежедневно?

Большую часть окружающего нас мира мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, потому что наш мозг игнорирует всё, что не представляет для нас важности в настоящий момент. Особенно это касается статичных – неподвижных или малоподвижных объектов и вещей.

Остатки пещерного сознания, таящиеся в глубине каждого из нас, приучены реагировать на движение: ибо это, как правило, опасность. В результате мы не замечаем множества деталей. Однажды я очень удивился, не сумев вспомнить цвет пола в кухне, а ведь он не менялся более десяти лет. Я смотрел на этот пол каждый день, но не видел его, потому что он не являлся важной составляющей моей жизни (и, слава богу, как мне кажется).


Есть идея!

Купите себе записную книжку, настолько маленькую, чтобы она умещалась в кармане. Заметив деталь, которая может пригодиться в работе над произведением, зафиксируйте её. Заносите в записную книжку обрывки разговоров, интересные новости. Зарисуйте машину, которую мог бы иметь один из ваших персонажей, или костюм, увиденный в витрине магазина. Вскоре записная книжка станет бесценным хранилищем вашего опыта. Заметки сделают ваше произведение более жизненным.

Современная техника позволяет эту задачу упростить ещё больше: делайте заметки в смартфоне, на планшете. Даже в обычном мобильнике можно писать заметки, и отправлять их в какой-нибудь «облачный» журнал-накопитель посредством СМС. Снимайте на камеру или видео «зацепившие» вас мелочи. Записывайте мысли или фразы на встроенный диктофон.


РАСКРОЙТЕ ГЛАЗА

Да. Взгляните на окружающий вас мир ОСОЗНАННО. Не воспринимайте его как нечто само собой разумеющееся – как некое подобие декорации. Взгляните на него по-новому. Обратите внимание на пламя свечи, мерцающее сквозь грязное стекло в доме напротив, на потёртое обручальное кольцо, туго обхватывающее палец пожилой женщины, на граффити, мимо которого вы проходите каждый день. Может быть, я скажу сейчас банальную вещь, но у всего, что вы видите, есть своя история. Ваша задача как писателя – отыскать детали, которые оживят и расцветят ваше произведение. Научитесь подмечать самые незначительные подробности, они придадут вашей истории глубину, сделают ваши персонажи яркими и убедительными.


А вот и другие идеи:

Взгляните на привычные вещи под другим углом. В дальнейшем вы сможете более свободно перемещаться по всей книге, заглядывая как в предыдущие, так и последующие разделы. Возможно найденные там идеи, помогут вам увидеть новый смысл в самом обыденном.


Если только вы не обладатель сверхъестественной памяти, не стоит полагаться на свой мозг – вряд ли он способен запомнить всё подмеченное. Думаете, легко будет вспомнить на следующий день необычную сценку или забавного человека, увиденного на улице? Вероятнее всего, к вечеру эти подробности уже сотрутся из памяти. Детали большей частью так малы, что задерживаются в голове не более чем на пару минут, хотя вполне возможно, что именно они способны превратить книгу в нетленный шедевр. Поэтому всегда, куда бы вы ни пошли, делайте записи, даже если такая необходимость возникнет на сильно запруженной улице. Только умоляю – не на пешеходном переходе :)

ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!

Разумеется, меру нужно знать во всём, в том числе - и в детализации: нельзя перегружать своё произведение ненужными, малозначительными подробностями, только потому что "оно" вам понравилось. Скорее "оно" и интересно-то только вам, а читателя так просто утомит и заставит переключиться на что-нибудь более занимательное.

Будьте детективом, не углубляйтесь в криминалистические подробности. Ваш девиз – проницательность, а не дотошность. Например, среднему читателю вряд ли есть дело до того, сколько кирпичей в стене дома вашего героя или какой асфальт уложен на дороге, по которой он едет к своей возлюбленной (если, конечно, все эти подробности не жизненно важны для самой истории). Обязательно отмечайте детали, раскрывающие характер ваших персонажей и их духовный мир.


Авторитетная идея:

«Ограниченные люди интересуются необычным, великие умы находят смысл и в простом»

Оскар Уайльд


А теперь пора делать уроки :)

Аудио:
Вниманию старых и новых участников Практикума по «очень маленькой прозе»!
Опубликована теоретическая часть материалов к Опыту 6.1.
Просьба ознакомиться и оставить отметки о прочтении.
05:37
Спасибо! Очень интересно и познавательном)
Познавайте на здоровье, но не забывайте применять на практике, создавая что-то своё: таким образом и закрепляя прочитанное, и, оправдывая потраченное время :)
Записывать начала, но не каждый день получается.
Тут важно не упустить главного!
15:42
«Ограниченные люди интересуются необычным, великие умы находят смысл и в простом» — как же красиво сказано! Хотелось бы добавить, не только «великие умы», но и каждый из нас при немного другом подходе.(Чему здесь и учимся) Двадцать лет назад я всё ждала знамения, достойного описания, а потом научилась видеть его в каждодневной рутине.(осталось научиться описывать):)))
"… он увидал такое утро, лучше которого не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю." Л.Н.Толстой

Устав от всех проблем, я вновь взялась за книгу «Война и Мир», а в ней неисчерпаемый кладезь. Подумала, что нужно записывать не только увиденное, но и прочитанное; открываю форум, а урок тоже об этом повествует.
Мистика
Это реальность:)

Когда мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО чего-то хотим, или в чём-то нуждаемся, МИР начинает «резонировать» с нашими «душевными» устремлениями. Сначала — это словно рябь на воде, которую очень не просто заметить, уловить, а значит и откликнуться, отозваться, «поддаться притяжению».

Но самое сложное — понять, чего же мы «реально» хотим, ибо это, чаще всего, вовсе не то, о чём мы говорим и даже думаем; точнее, нам кажется, что мы думаем и хотим именно ЭТОГО, но истина может быть и проще, и глубже. И это есть одна из проблем «рационального» мышления. Вот тут-то нам на помощь и снисходит она…
09:15
Хотелось бы верить что я не первый вариант, а второй, судя по Оскару.