Рубрикатор лаборатории

Опыт1-1. Теория

И снова о ней – о маленькой прозе

Небольшая вводная

Сначала, сошлемся на источник "всея мудрости", Википедию:

Ма́лая про́за — довольно условное название для прозаических произведений, объем которых интуитивно определяется автором и читателем как меньший, чем типичный для национальной литературы данного периода. Такая постановка вопроса о малой прозе возникла в XX веке, когда эрозии подверглась традиционная система литературных жанров и на фоне жанровой неопределенности текста его величина оказалась едва ли не наиболее заметным различительным признаком.

И ещё:

Теория малой прозаической формы разработана слабо.

В англоязычной традиции намечено одно базовое разделение малой прозы: на сверхкраткий рассказ (short short story) и стихотворение в прозе (prose poem) — однако границы между этими двумя явлениями весьма размыты: подразумевается, что сверхкраткий рассказ центрирован на сюжете, тогда как стихотворение в прозе — на лирическом переживании и образном ряде. Сверхкраткие сюжетные рассказы в англоязычных странах в последнее время определяют как "flash fiction".

В российском литературоведении обсуждалась, хотя и не получила серьёзного обоснования и развития, интересная гипотеза о возможности классифицировать малую прозу по жанрам-прототипам, причем не только литературным, но и речевым: такая классификация добавила бы к стихотворению в прозе и сверхкраткому рассказу минироман (роман, сведённый к чистой схеме, но сохраняющий присущие жанру многоперсонажность, временн́ой размах и т. п.), минидневник, имитацию черновика и т. п.

Ну, раз "малая проза" не получила в российском литературоведении "серьёзного обоснования", поговорим сегодня о её англоязычной родственнице. Как её там... flash fiction. Переводят это, кто бы мог подумать, именно как "малая проза". Так мы и будем к ней, преимущественно, обращаться: "малая проза" в кавычках, подчеркивая, тем самым, что это не совсем та малая проза, о которой говорят наши литературоведы и другие, специально обученные люди.

Flash Fiction (Малая проза)

Что же она собой представляет? Совсем короткую форму (эпического) повествования, - так обычно отвечают на заданный вопрос. Обычно определяют её по допустимому числу слов, предложений или даже страниц. Однако это весьма и весьма "гибкое" определение, сильно отличающееся от писателя к писателю, и от редактора к редактору.

Самые истовые блюстители чистоты жанра настаивают на том, что это непременно должна быть полноценная законченная история, рассказанная не более чем 75 словами; другие отодвигают приемлемый максимум до 100. Для не таких "не таких твердолобых" всё, что меньше 1000 слов, может рассматриваться в качестве флэш-прозы. А совсем либерально настроенные товарищи отодвигают указанную границу даже до 1500 слов.

Разновидностям флэш-прозы несть числа. Сейчас я просто приведу перечень наиболее употребительных англоязычных наименований, а поговорим мы о них уже в следующий раз и в более подходящей (тематически) обстановке. Итак, вот они: shot-shot stories; sudden; postcard; minute; furious; fast; blasters; flashers; quick; skinny; micro fiction.

Французы подобные тексты именуют nouvells, что лишний раз подчеркивает наше с ними духовное сродство за счет исторического переплетения культурных корней.

В Китае сочинения такого рода носят более оригинальные наименования: маленький короткий рассказ (little short story), карманный рассказ (pocket-size story), рассказ-минутка (minute-long story), рассказик-с-пальчик (palm-sized story).

Поговаривают даже о произведениях вида: "сказочка на время чаепития ()", "пока я не выкурил свою любимую сигарету (just long enough to read while smoking a cigarette)" или "история, которую вы можете прочесть, ожидая, пока барристер закончит приготовление вашего любимого латте - обезжиренного, без пены, но с добавкой мате и ванильного мороженного".

Такие истории могут решаться в любых стилях: от самого, что ни на есть традиционного, до экспериментально-новаторского; равно как и в любых жанрах: от детектива или любовной драмы, до ужасов магического реализма.

Какими же характерными чертами должна она (малая проза) обладать?

Невзирая на изобилие наименований и множество других нюансов, любая "малая проза" обязана иметь некоторые общие свойства (видовые признаки, черты или характеристики).

  • В ней, определенно, должны прослеживаться начало, середина и окончание.
  • Ключевым словом тут служит "ограничение". Иначе говоря, рассматриваемый текст, так или иначе, должен иметь лимит количества используемых слов. Впрочем, пусть вас это не сбивает с толку. Краткость, на самом деле, только подстёгивает изобретательность и способствует плотному, экономному письму. Должна, по крайней мере: ведь тут нет места для лишних слов. Поэтому при выборе слов следует быть весьма и весьма щепетильным.
  • Тут читателя обычно сразу отправлют ближе к концу истории, к самой сердцевине конфликта; при этом для экспозиции используется лишь необходимый минимум. В таком формате нет ни времени, ни места для детализации сцен, развития персонажей или пространных вступлений.
  • Формат не предполагает излишней мыслительной деятельности. Как только что-либо или кто-либо вас действительно взволнует – немедленно садитесь за компьютер или, хотя бы, за стол, вооружившись карандашом и бумагой, и позвольте себе "оторваться" по полной. Писательство, на данном этапе, должна сводиться к быстрой фиксации спонтанного наблюдения или переживания: пока эмоции не остыли. Разумеется, в окончательном варианте большую часть из написанного придется удалить или просто выбросить в мусорную корзину, но сияющие жемчужины литературных находок,как раз таки и гнездятся среди развалов словесной шелухи.
  • Если совсем коротко, то "малая проза" во флэш-исполнении, должна, что называется, доставлять и "давать под дых".

Так как насчет создания собственной жемчужины?

Что ж. Давайте попробуем разбудить вдохновение при помощи мотивирующих подсказок, используя для этого ключевые слова и фотоизображения. Для начала уединяемся где-нибудь и читаем предложенную "подсказку дня". Затем – позволяем воображению вырваться за рамки обыденного и общеупотребительного, фиксируя всплывающие в мозгу ассоциации и словосочетания. В большинстве случаев прилагаемая "картинка" помогает в этом деле... а иногда – и не очень. Если фото из задания не срабатывает и не пробуждает "внутреннего трепета", возможно, стоит поискать более подходящий мотиватор. Гугл, как говорится, вам в помощь! Или Яндекс – кому что ближе.

Однако, в случае подобных затруднений, лучше, все-таки, взять лист бумаги и провести небольшой "мозговой штурм". Как это делать "правильно" мы уже говорили в Лаборатории.

Итак: пишем в самом центре чистого листа наше ключевое слово, например "туман" и обводим его подобием окружности. Это и будет наш генератор "смыслов". Теперь "пробуем на вкус" все слова и словосочетания, которые только приходят на ум при созерцании фото. Далее приступем к отбору и фильтрации: нам не нужны банальности и скукотища. Подобная базовая разминка позволит нашим креативным эманациям наконец-таки проснуться и зашевелиться. Снова берем карандаш и рисуем линии, соединяющие ключевое и производные слова в смысловые цепочки. Смотрим и запоминаем результаты сделанного.

Затем наступает черёд того, что называют "мышлением за пределами коробки": откладываем все, что успели сделать, и переключаемся на поиск необычных и нетрадиционных вариантов употребления ключевого слова, позволяя подсознанию поработать над домашним заданием день-другой.

По мере того, как общая картинка "наведенной" истории начинает потихоньку складываться в голове, нужно попытаться сделать её еще более увлекательной и захватывающей. И тут приходит очередь более крупного формата, а именно: вариативной работы с целыми предложениями. Конечно, это будет зависеть как от исходной "подсказки", так и от нашего текущего состояния и настроения. Можно попытаться выстроить сразу пятерку длинных предложений. Можно сделать наоборот – оставив только короткие. Либо же собрать из них произвольную комбинацию.

Некоторые предпочитают начинать именно с коротких предложений. Ведь их всегда можно "дорастить". При необходимости. До требуемого размера. Кроме того, считается, что короткая, рубленая фраза работает лучше. Особенно для микро-историй.

А использование предложений из одного, двух или трех слов, действительно добавляет в повествование некую толику энергии и напора.

Другие предпочитают неспешный темп хорошо структурированного и ладно скроенного длинного предложения, которое может быть элегантным и весьма эффективным, не становясь, при этом, слишком тяжелым или "цветистым". Впрочем, длинноты ведь тоже можно урезать.

Непременно следует постараться достичь определенного настроя или тональности в каждом фрагменте текста.

Необходимо использовать чувства. По крайней мере, хотя бы одно или два...

Так почему, все-таки, стоит писать подобные произведения?

Прежде всего, потому, что это один из действенных способов вырабатывания привычки, той самой "рутины", о которой мы упоминали в самом начале, а также говорили в одной из лабораторных статей. Вы можете писать подобные тексты хоть каждый день, что немаловажно, особенно, если вы временно заняты в каком-нибудь большом проекте.

А еще это реальная возможность создать законченное произведение в очень сжатые сроки, т.е. очень быстро. И так же быстро его переделать. И ещё рез переделать. А потом переписывать до наступления полной гармонии души и текста.

Фрагментарность внимания становится отличительной приметой современного социума. Это просто какой-то символ времени, в котором мы живем – твиттер, эсемески и иже с ними. Усугубляющаяся "грануляция" жизненного стиля пронзает все слои общества. По сути – сегодня это преобладающий способ существования: мы удовлетворяем многие свои потребности при помощи соединенных с интернетом всевозможных устройств, девайсов и гаджетов, оформляем "в один клик" заказ на Амазоне (или в Озоне или еще где), покупаем услуги и вещи, билеты в кино или на самолет. Каждый из нас может продлять этот ряд почти до бесконечности.

Окружающий мир, не зависимо от нашего желания, становится изменчивым местом бурных перемен и почти мгновенного выбора – следовательно, нам потребуются возможности и навыки для частой смены фокуса внимания: отсюда – туда, включить... выключить...уменьшая и без того короткие интервалы акцентированного внимания и сосредоточения.

И совсем не важно, читаем ли мы тексты, или же сами пишем подобные истории: они дают нам возможность для быстрого удовлетворения своих писательских амбиций, нечто такое, чего все мы страстно желаем в этом бездушном, страдающем от нехватки внимания, мире. Но ведь другого у нас нет?

Те же, кто НИКОДА даже не пытался создавать тексты в формате «флэш», просто НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, чего, собственно, они лишаются. А ведь это так прикольно!

Подсевшие на «флэш» говорят, что это похоже на прыжок с "тарзанкой" или на погружение с аквалангом: увлекательный, головокружительный, вызывающий зависимость и приводящий к настоящему адреналиновому выбросу опыт. Не знаю – не прыгал, не погружался. Но, как минимум, это действительно бодрит и разгоняет кровь в жилах.

Так не дайте же себе засохнуть прежде, чем сами испытаете подобное!

К сведению потенциальных участников Практикума №1:
Некоторые важные понятия и определения «малой прозы» в западной трактовке находятся ЗДЕСЬ. Версия отечественных «прозоведов» — располагается ТАМ.

ВНИМАНИЕ! Негативных воздействий от прочтения указанных материалов не обнаружено.
Спасибо за интересную статью.
Присоединяйтесь!
Там (в Лаборатории) уже много новой теории и практики. А будет ещё больше. Всем хватит :)