Рубрикатор лаборатории

Опыт 2-1. Теория

Миниатюра - великая и ужасная

Не осталась «малая проза» без внимания и на отечественных просторах Сети. Начать же наше знакомство материалами по данной теме, предлагаю со статьи, наименование которой и вынесено в заголовок.

Текст, по ряду соображений, приводится с небольшими уточнениями и дополнениями.

Оригинал находится тут: ПРОЗА.РУ/Ящик инструментов/Миниатюра…

Многие писатели, критики, филологи и другие, причастные к литературному миру существа, часто задаются вопросом, мол, является ли миниатюра отдельным жанром? Быть может, она, всего лишь форма недоразумения, возникшая в результате нехватки у авторов времени на творчество, отказов издательств и других нелепостей?

Не волнуйтесь - это не совсем так. Или - совсем не так.

Во-первых, миниатюра – все-таки жанр, да еще и какой: сложный, не всем доступный, в силу хотя бы особенностей мировосприятия авторов.

Давайте немного покопаемся в деталях, ибо, как известно «дьявол кроется в мелочах».

Сложно однозначно утверждать, когда же и где именно зародился жанр миниатюры.

На сей счет существует множество, порой весьма противоречивых, мнений.

Например, ряд исследователей называет первооткрывателем жанра лирико-философской миниатюры в русской литературе И.С. Тургенева с его «Стихотворениями в прозе". Но против этого возражает К.С. Сахаров, который считает, что «краткость» тургеневских миниатюр находится в прямой зависимости от избранной им формы", т.е. притчи, аллегории, лирической элегии и т.д.

Он же, образцом жанра лирико-философской миниатюры, считает короткий рассказ Бунина, но это не механически сокращенный большой рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т.п.

Данное утверждение представляется довольно убедительным: очевидно следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. Не путайте и не смешивайте их. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало или сюжет, то для миниатюры эпической - фабула, ряд событий, имеющих пространственно-временную протяженность.

При этом, как отмечает И.А. Смирин, "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть, время и пространство внутреннего мира миниатюры становятся, в идеале, неопределенными, нефиксированными, универсальными".

Переходя к жанровым признакам миниатюры, необходимо отметить обязательную краткость формы, как внешний и существенный её признак. Тем не менее, он не является достаточным. От того, что вы написали «мало букафф» - ваше «творение» еще не становится миниатюрой.

Трудность работы в указанном жанре заключается в искусстве воплощения в малом, ограниченном теми или иными «рамками» объеме, большого смысла. Автор не имеет права вставлять в текст ни одной буквы, если она не работает на его сообщение человечеству. Каждое слово миниатюры должно доказывать, подчеркивать, усиливать и символизировать идею – краеугольный камень любого литературного произведения.

Одним из стимулирующих моментов развития жанра миниатюры было, как отмечал В.А. Келдыш, тяготение "к более обобщенному и концентрированному изображению действительности".

Жанр миниатюры - это своеобразный показатель мастерства, ибо выбор подобного жанра проявляет стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается и уплотняется.

Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С. Лихачев писал: "Средневековый человек стремится, как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своем восприятии, создавая модель мира - как бы микромир". Стремясь заключить в тесные рамки миниатюры модель своего мира, писатель сталкивается с неразрешимым противоречием - кризисом содержания и формы. Уступая содержанию, писатель может или расширить миниатюру, тем самым уничтожить её как жанр, или создать цикл миниатюр - парадоксальное и уникальное жанровое образование, позволяющее при сохранении формы (иногда чисто внешнем) выразить целостность миросозерцания.

Теперь, когда мы немного прояснили – что же за зверь такой наша миниатюра, перейдем к более практическим моментам.

Все это хорошо: малый объем, концентрированное содержание и некая мистическая «модель мира», но как же писать миниатюру? Чем руководствоваться? Как не наделать кучу обидных типических ошибок, свойственных почти всем начинающим авторам.

Ответ на последний вопрос – скорее всего никак.

Но всё же стоит попытаться, правда, обязательно держа при этом в голове мысль о том, что ошибки – это нормальный этап становления писателя.

Для начала структурируем миниатюры по наиболее распространенным «типам» изложения:

1. ОПИСАНИЕ. Миниатюра данного типа посвящена одной-единственной зарисовке. Это либо описание природы, либо чувств людей, которые увидели нечто, оставившее неизгладимое впечатление. Различные учебные штудии и курсы часто используют для тренировки именно рассматриваемый тип миниатюр, задавая в качестве «исходного посыла», некий внешний символ, например, картину или фотографию.

2. СИТУАЦИЯ. Чисто фабульная миниатюра. А это означает, что у нас имеется некий ряд событий, протяженных во времени и имеющих причинно-следственные связи. В этом случае очень важно и весьма непросто сохранить трехчастную структуру или композицию, вид Завязка - Развитие – Кульминация + Развязка не говоря уже о «романном» подходе: Экспозиция – Завязка – Кульминация-Развязка – Эпилог.

3. ПРИТЧА. Обычно рождается в тех случаях, когда писатель сводит богатство индивидуального, личностного опыта - к общечеловеческому, внеиндивидуальному; мир образов - к системе символов. Само по себе – это не плохо, но стоит внимательно следить за тем, чтобы не произошла подмена понятий и глобальность содержания не привела к раздутию объема и, как следствие, нарушению необходимого жанрового условия.

Теперь еще раз прокрутите в голове всё, что вам стало известно о миниатюре и, садясь писать, постарайтесь соблюсти следующие условия:

1. Определите тип изложения, не стоит пытаться «описывать» некую «ситуацию», попутно выводя из нее мораль «притчи». У вас ограничен запас по объему, – не забывайте об этом.

2. Определите идею. Для этого нужно ответить на простой вопрос, который повергает большинство начинающих писателей в ужас: О чем ваше произведение? Ответ должен быть одной короткой фразой. Никаких растеканий «мыслью по древу».

3. Продумайте композицию. Совсем по простому. Завязка всегда отвечает на вопросы: кто? где? когда? Кульминация всегда выигрышна, если она неожиданная. Развязка всегда отражает исход событий, выводы, мораль. Это, так сказать, голый и неинтересный скелет. Схема. Но она присутствует всегда. Мастерство же автора заключается в умении нарастить поверх стандартной схемы необычные описания. Чтоб читатель забыл анализировать, а только сопереживал.

4. Отшлифуйте стилистику. В миниатюре особенно важно сделать текст изобразительным, дать читателю увидеть, услышать, ощутить написанное. Подробно стилистические приемы будем разбирать позже, а пока просто почитайте признанных авторов и старайтесь им подражать.

5. Сделайте редактуру. Уберите все лишнее, все, что не работает на идею и не является необходимым. Просто читайте каждое предложение, потом вычеркивайте его целиком или частично и задавайте себе вопрос: Можно ли без этого обойтись?

6. Перечитайте написанное. Идея доказана? Если да – смело отправляйте свою миниатюру, туда куда намеревались: на конкурс или в издательство и никогда не бойтесь низких конкурсных позиций или отказов в публикации – они тоже являются необходимым и неизбежным этапом вашего писательского развития.

Вот теперь, вооружившись новыми или хорошо забытыми старыми знаниями можно приступать к практической части наших опытов.

Удачи вам и вдохновения.

До встречи там.

К сведению потенциальных участников Практикума №1:
Некоторые важные понятия и определения «малой прозы» в отечественной трактовке — находятся ЗДЕСЬ. Версия западных «прозоведов» — располагается ТАМ.

ВНИМАНИЕ! Негативных воздействий от прочтения указанных материалов не обнаружено.