Рубрикатор лаборатории

Пролог о прологе

Пролог о прологе

Когда без пролога – никуда…

В современной западной беллетристике (в смысле «массовой литературы») относительно использования пролога сложился некий консенсус из двух правил:

  • Пропускать (выбрасывать или не использовать), если только он не является абсолютно необходимым.
  • А если уж без него никак не обойтись, то делать коротким, быстрым, с солидным «завлекаловом» и максимально сжатым «описаловом».

Кроме того, следует помнить, что ПРОЛОГ, обязательно влечёт за собой ЭПИЛОГ. Таким образом «композиционная» структура произведения из наиболее массовой трёхчастной (завязка, развитие-кульминация-катарсис, развязка) структуры, превращается в пятикомпонентную: пролог, 1-2-3, эпилог.

Но даже если ему (прологу), удастся избежать участи скучного информационного вброса, он, всё равно, рискует остаться всего лишь прокладкой между читателем и самой историей. Вложив часть интереса и эмоций в пролог, читатель обычно расстраивается, когда тот внезапно заканчивается, а ему приходится заново приноравливаться к иному темпо-ритму первой главы.

Но действительно ли это означает, что использование пролога всегда буде плохой идеей?

Со всей определённостью следует сказать: Нет, не означает.

Вне всякого сомнения, пролог занимает своё законное место в писательском наборе-конструкторе «Сделай сам!» Пока мастер понимает, каким именно образом следует применять это патентованное средство, он всегда сможет использовать его для достижения большего эффекта. Но будьте осторожны: создание эффективного пролога – занятие не для слабаков и неумех.

Берущийся за такое дело должен ясно представлять, что работает, а что нет; когда пролог необходим, а когда можно обойтись и без него; и каким образом можно превратить его в блистающее шоу, заставляющее читателей сломя голову бросаться в омут истории.

Каким должен быть эффектный пролог?

В прошлом году мне попалась парочка книг, с прологами, которые можно считать эффектными. Под эффектностью, я подразумеваю способность пролога исполнить в точности то, ради чего он и создавался: завлечь читателя не дистанцируя его, при этом, от самой истории, которую он-то как раз и собрался прочесть.

Наиболее эффектным, является пролог короткий (состоящий едва ли не из одной «завлекаловки») и нацеленный исключительно на развитие персонажей и самого повествования. Будучи, по природе своей, отдалённым от «тела» истории, он заставляет и читателей держаться от неё на определённой дистанции, не погружаясь в суть. Такая себе «вишенка на торте».

Как заставить пролог работать?

Время от времени, почти каждый сочинитель сталкивается с необходимостью использования пролога. Вопрос состоит в том, каким именно образом мы сможем заставить его делать ровно то, что нам нужно? Стать тем,что подразумевает понятие «хороший?»

По настоящему хороший пролог даже и не пытается привлечь читателей к персонажам истории, ни даже к ней самой. Он существует, главным образом для того, чтобы предоставить нам некоторую важную информацию (отображаемую с точки зрения «плохих парней», некоего события,предшествующего самой истории, или даже события, которое случится позже, и т.д.). Если писателю удастся донести такую информацию с максимально возможной быстротой и направленностью, он достигнет поставленной цели: обеспечит читателя необходимыми сведениями, оставив саму историю, сюжетную арку и естественное развитие персонажей, в неприкосновенности.

Прологи, которые работают

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, так ведь?

Дабы не быть голословным, приведу парочку, удачных, на мой взгляд, примеров.

Пример первый: Идентификация Борна, Роберта Ладлэма.

Свой роман автор открывает двумя газетными статьями, содержащими информацию о главном злодее (антагонисте) и довольно эффектно расставляет декорации для появления главного героя. Благодаря своей краткости и динамике, пролог не требует от читателей расхода эмоций и позволяет приберечь их до начала первой главы повествования. Отличная работа!

Другой образчик: Призраки Татуина, Троя Деннинга (роман из вселенной Звёздных Войн).

Свою историю автор предваряет описанием ночного кошмара, который сваливается на бедную принцессу Лею Органу Соло. Содержание сновидения, изложенное курсивом (в оригинале), читается быстро, интригующе и завлекательно. Оно мгновенно цепляет читателя, не принуждая его вникать в изучение характеров персонажей или их реальных взаимодействий. В случае с Призраками Татуина, Деннинг воспользовался очевидным преимуществом своих героев, с которыми большинство читателей давно и хорошо знакомы. Тем не менее, этот пример пролога, являет собой вполне годный образец.

Прологи, которые не работают

В отличие от примеров, приведенных выше, один из прочитанных недавно исторических романов, начинался с растянутого описания беременности матери героя, переносимых ею тягот и лишений, и – наконец – появления на свет близнецов мужеского полу.

Это не просто медленная и скучная вступительная сцена, она ещё и уводит читателей в неверном направлении,вначале побуждая их отождествлять себя с матерью, которую они считают главным персонажем, но вскоре обнаруживают, что на самом деле вся история вращается вокруг её младшего сына и его двоюродных сестёр - кузин.

И наконец, многие романы в жанре «фэнтези» начинаются с пространного и размеренного перечисления исторических событий, которые привели весь окружающий мир в пучину хаоса, спасать из которой его и должен главный герой со товарищи. Такому прологу, погрязшему в деталях предыстории, едва ли удастся завлечь читателя и пробудить в нём любопытство к последующим приключениям героев и их борьбе с обстоятельствами - лучше уж сразу приступать к делу: "Лучники, товсь!"

Таким образом мы возвращаемся к тому, с чего, собственно, и начали: если можешь обойтись без пролога, так и делай; ну а если нет – то хоть делай это правильно.

Мы не можем обойтись. Точнее - не хотим: ибо есть там (в мире нашей истории) несколько событий, хотя и случившихся до начала повествования, но оказавших существенное влияние на ход его дальнейшего развития.

Поэтому будем создавать свой ПРАВИЛЬНЫЙ ПРОЛОГ, используя, в качестве «путеводителя» все вышеизложенные рекомендации, а содержимое предыдущих разделов Практикума 2 – вполне сойдёт в качестве «строительного материала».

Но делать мы это будем уже в следующей серии…

Прежде чем создавать собственный Пролог, поcмотрим, что и как делают в этом направлении признанные «мэтры».