Рубрики мастер-классов

9.Рыцари на рубеже тысячелетий.

Вариант основного защитного доспеха

1.Усиленная кольчуга (кольчатый доспех) (кольчуга (иногда двуслойная) с длинным рукавом, прорезными рукавицами и кольчужными штанами-шоссами и капюшоном-шарфом (койфом) либо капюшоном и подстежной кареткой)

2.Кольчуга (короткий рукав, нет капюшона и шарфа)

3.Пластинчатая броня (кожаный камзол с длинными полами и широким рукавом с нашитыми на него металлическими пластинками разной формы и частоты)

4.Кольчатая броня (кожаный камзол с длинными полами и широким рукавом с нашитыми на него плоскими металлическими кольцами разной частоты)

5.Ремённый доспех (кожаный камзол с длинными полами и широким рукавом или куртка, составленные из перекрещивающихся ремённых полос, «сшитых» в местах перекрестий металлическими заклёпками)


Дополнительные (и необязательные) защитные предметы, встречающиеся в разных вариациях и сочетаниях (материал: сталь, кожа, бронза, медь)
- Оплечья
- Нагрудник
- Поножи
- Наручья
- Перчатки или рукавицы
- Сапоги или полусапоги со шпорами (рыцарские шпоры этого времени – достаточно небольшие и в общем-то тупые выступы, непосредственно врезанные в кожу сапога на металлическом круглом основании или крепящиеся двумя ремнями – вокруг щиколотки и перед пяткой вокруг ступни. Но они уже приобрели статусный образ – золотые шпоры может носить только полноправный рыцарь.)


Шлем
Как правило, перед нами куполовидный (с относительно незаострённым верхом, могущим иметь наклонённый вперёд шишак) клёпаный из сегментов шлем. Иногда – из кожи на металлическом каркасе, но чаще стальной.

Изнутри шлем подбивался амортизаторами – войлоком, кожей… Лицо чаще всего защищается просто-напросто коваными выпуклыми надглазьями и широким длинным наносьем, иногда – фигурным.

Намного реже встречаются полумаски, очень редко – полные маски. Шлем крепится подбородочным ремнём, бармицы ещё (и уже) не имеет. Иногда встречаются украшения-дополнительная защита в виде султанов, фигурных наверший, крыльев.


Щит
Щит рыцаря того времени – практически всегда миндалевидный (реже чисто треугольный), высотой от метра и до полутора метров.

Сделан он из тонких досок (липовых как правило), склеенных в несколько перекрещивающихся слоёв, обтянутых бычьей кожей (иногда вываренной в воске) и загрунтованной. Добавочно конструкция скрепляется металлическими полосами и ободом.

С обратной стороны щита расположена мягкая подушка под предплечье и система ремней, позволяющих выбирать оптимальный вариант управления щитом зависимо от вида боя.


Копьё
Рыцарское копьё этих дней не имеет так любимой в кино гарды-тарелки – руку вообще ничего не защищает, разве что иногда можно видеть ремённую петлю для запястья.

На длинном (2,5 – 3 м.) и толстом (до 5 см.) прочном веретене с металлическим подтоком на тупье крепится не слишком большое (не длинней ладони и не шире её половины) остриё, иногда плоское, иногда круглое, иногда гранёное. Под ним – флажок, который одновременно играет роль опознавательного значка хозяина, ограничителя при ударе и «впитывающей тряпки», как это ни неэстетично.

Копьё практически не мечут (хотя учатся и могут). Это оружие таранного удара (не так давно появившегося по времени книги, кстати) или рукопашного боя сильными ударами-уколами – рубить рыцарским копьём в отличие от копья викингов или русской рогатины – нельзя.

Что интересно… когда при таранном встречном ударе копья разлетаются в щепки – это ладно. Но с какой силой надо нанести удар просто рукой, чтобы сломалось «веретено», подобное описанному выше – мне трудно представить. А ведь такие случае и не раз описаны…


Рыцарский меч
Перед нами – статусное оружие, как статусны золотые шпоры. Меч – душа и честь рыцаря, иногда – его возлюбленная («о МОЯ Дюрандаль!»), иногда – вернейший друг («что скажешь, друг Калибурн?».

Он наделён множеством мистических свойств (и христианство тут ничего не изменило) Его может носить у бедра только рыцарь. Если кто хочет обзавестись мечом, не будучи рыцарем – пожалуйста. Но соизвольте таскать его на плече или у седла. Или где угодно – только не на рыцарской перевязи…

Речь тут – именно о РЫЦАРСКОМ мече. О вещи штучной. Изначально особенной и индивидуальной, как и сам его рыцарь…

…Рыцарский меч этого времени в основном – всё ещё тот же одноручный «каролинг», что и в IX-X веках. Тонкая рукоять обматывалась ремнём (иногда он же выпускался, как пястная петля или просто им же приматывали меч к руке), концы довольно широкого огнива-гарды направлялись вперёд, к острию клинка, но уже еле заметно, не так, как у классического «каролинга».

Яблоко-навершие могло иметь форму креста, короны и было уже не столь массивным, как у настоящего «каролинга». Оружие сделано из превосходной стали (пожалуй, лучшей оружейной стали, которую знало человечество), клинок в разрезе представляет собой «остроконечную восьмёрку» — из-за выборки посредине, уменьшавшей вес клинка и увеличивавшей его прочность.

Клинок часто имел клейма мастеров, его изготовивших. Вес меча – от 800 г. до 1,5 кг, в среднем – 1,2 кг.

Длина клинка – 80 см. – 1,2 м., в среднем – 90 см – 1 м. (лёгкие недлинные мечи, видимо, на самом деле «детское» оружие. Что интересно, на них отчётливо видны следы применения в бою… и часто фиксируются анализом следы крови)

Оружие тщательно затачивалось (нет таких тестов для пресловутой катаны, которые не мог бы выдержать рыцарский меч. Ну а обратное имеет место быть – катана не выдерживает некоторых тестов для рыцарского меча).

А вот конец, по привычке называемый «остриём», остриём, собственно, не был. Конечно, он стал острее, чем у мечей викингов или тех же «каролингов» и, чтобы им кого-то заколоть или заколоться самому, на остриё уже не нужно было «наваливаться всем телом». Но всё-таки на укол как способ ведения боя такой меч рассчитан не был.

Меч крепился не непосредственно на пояс, а на плечевую перевязь или подвес, в свою очередь крепящийся к поясу.


Кинжал
Эпоха разнообразных специализированных кинжалов с красивыми названиями и изящными формами ещё не наступила. «Кинжал» рыцаря этих дней – это чаще всего довольно грубый большой нож (вплоть до переделок из обломков другого оружия, снабжённых наскоро сделанными рукоятями), размеры которого позволяют управляться с ним за столом, драться в бою или метнуть во врага.

Иногда, впрочем, встречаются скрамасаксы – большие ножи германцев с обратной заточкой и длиной клинка до 50-60 см. – которые на иллюстрациях часто принимают за фальчионы, оружие более позднего времени.


Вспомогательное оружие
Наиболее распространённым оружием этого типа у европейских рыцарей данного периода является боевой топор – как правило, на достаточно длинной рукояти и с не очень большими полотном. Встречаются очень архаичные образцы – даже франциски франков – но чаще всего мы видим франкский или нормандский боевые топоры, модифицированные для конного боя.
Иногда встречаются палицы, булавы, шестопёры. Такие вещи, как боевой молот, клевец, моргенштерн – в описываемый период ещё не имеют распространения.


Метательное оружие
Общим местом художественных книг и серьёзных исследований является презрение рыцарей к метательному оружию. На самом деле это совершенно не соответствует действительности.

Наверное, ни в одной европейской стране того времени нельзя было бы найти ни одного мальчишки любого сословия в возрасте 8-12 лет, который не использовал бы простенькую ремённую пращу для охоты, развлечения или более серьёзных дел.

Очень широко был распространён среди «благородных» лук – как средство охоты или тренировок силы, зоркости, выносливости. Простой арбалет в то время тоже был уже известен и достаточно широко распространён.


Другое дело, что как оружие ВОЙНЫ все эти вещи на самом деле не использовались рыцарями сколь-либо широко – оружие-то, как ни крути, «неблагородное». Да и то… известны изображения несомненных рыцарей с луками (причём стреляют они с седла!), а в том же Первом Крестовом походе несколько раз были моменты, когда рыцари (в том числе – кое-кто из лидеров похода) хватаются за луки и фигачат себе по неприятелю, стоя плечом к плечу с разными там обозниками и поварятами.

Правда это, видимо, жест отчаянья – совершенно определённо говорится, что у стреляющих рыцарей нет лошадей и вышло из строя привычное оружие, да и сами они переранены и буквально выползли из госпиталя, чтобы не быть зарезанными в позорной лёжке…


* * * * *


Что можно сказать о рукопашном бое без оружия? До нас не дошли систематизированные трактаты того времени, посвящённые этому предмету. Что, конечно, даёт повод многим – и дилетантам, и специалистам (или считающим себя таковыми), особенно «лежащим в сторону Востока» — заявлять, что «ничего подобного в Европе не было».

На самом деле первые трактаты, относящиеся к XIII веку, уже дают нам стройную, систематизированную картину европейской «рукопашки». Надо полагать, что сформировалось это не за век и не за два.

Я полагаю – и по-моему имею к этому основания – что традиция рукопашного боя в Европе никогда и не прерывалась со времён ранней цивилизации Эллады.

Нет ни малейших оснований полагать, что рукопашный бой в Европе по эффективности (не по эффектности и внешним нюансам) хоть чем-то уступал «восточным стилям». А учитывая массо-габаритное и чисто физически-силовое превосходство среднего европейца над «восточником» — ну… сами понимаете.


Впрочем, у рыцарей если и были шансы встретиться в бою с самураем или шаолиндзя – то только в фантастических книгах и фильмах либо чисто теоретических исследованиях. Если и были такие случаи в реальности – то были их единицы и никаких достоверных сведений о них до нас просто не дошло.

(Правда – первый значительный рукопашный контакт (и то с холодным оружием) европейцев с восточниками относится к XVI веку, и пятеро самураев потерпели от троих идальго сокрушительное без преувеличения поражение. Нет оснований полагать, что ранее итог был бы иным).

Основным неевропейским противником европейского рыцаря был либо мусульманин-«неверный» с юга, либо ирано- и тюркоязычный кочевник-«язычник» с востока.
Так вот, тут есть один фокус.


Восточные кочевники имели неплохие представления о том, что такое борьба, культивировали её очень широко – но совершенно не были знакомы с кулачным боем. Мусульмане-южане – арабы, сельджуки – ВООБЩЕ не дрались без оружия и в такой схватке были беспомощны.


Европейцы же культивировали синтез простенькой борьбы и кулачного боя с ударами ногами на нижнем уровне – буквально массово культивировали. Схватки ради развлечения один на один, улица на улицу, деревня на деревню – обыденное для Европы (не только для Руси, для Европы вообще) дело, таким образом выясняли отношения, развлекались, тренировались дети, подростки, взрослые любого сословия; более того – схватки между представителями разных сословий (вплоть до схваток горожан и крестьян с… королями) фиксируются с постоянной бесстрастностью во всех странах.


Учитывайте ещё и то, что боль для человека того времени была постоянной спутницей в жизни, а следовательно болевой порог был куда выше нашего нынешнего.


Естественно, что для тренировок вообще и поддержания себя «в форме» у рыцарей было больше времени, чем у кого бы то ни было (время призовых бойцов на содержании цехов, городов и т.д. ещё не пришло) То, что для горожан и крестьян было возможностью размяться, произвести впечатление на женщин, свести счёты с обидчиком (т.е., вещами приятными и полезными, но – не жизненно необходимыми в общем-то) – для рыцаря являлось насущной частью выживания.

Оружия можно было лишиться, его могло вдруг не оказаться под рукой… В этом случае оружием становился сам рыцарь.


Как сказал один автор очень хороших исследований по истории средневекового оружия: «Подобные люди опасны всегда. Потому что опасны именно ОНИ. А не то, что у них в руках.»


Могу только жирно подписаться под этим тезисом.

RSS
Комментарий удален
10:24
ВСЕГДА БОЛЕЛ ЗА ВАЛЛИЙСКИХ ЛУЧНИКОВ
Загрузка...