Дети за забором

За окном уже май, а по-настоящему теплых дней было совсем немного. Сегодня, наконец, выглянуло солнце, похоже, погода начинала делиться первым весенним теплом.

Позвонила подруга, собиралась заехать с Машей. Машей звали ее маленькую дочку, совершенно чудесное создание, которому, не так давно, исполнилось два года.   Девочка была нежным прелестным ребенком с ярким выразительным характером. Она не терпела бесцеремонного вторжения в собственное личное пространство, непременно возмущалась, когда кто-то из взрослых пытался ее тормошить или ласкать без соответствующего на то позволения, имела спокойный нрав, внимательный пытливый взгляд и всегда находила массу интересных занятий. Время, проведенное в обществе девочки, сопровождалось ворохом положительных эмоций и приятных впечатлений. В процессе совместных прогулок Маша внимательно изучала окружающую жизнь, увлекая нас за собой, что доставляло всем истинное неподдельное удовольствие.

Выйдя из дома, мы спустились вниз по ступенькам крутого склона и очутились в естественной природной зоне. Местность называли «природной зоной», поскольку она не подходила ни под какое другое  определение:  ни парка, ни леса, ни сквера.  Вокруг небольшого озера на обширной территории раскинулись массивы старых огромных сосен; дальше шла зона смешанного леса, аккуратно обустроенная для отдыха посредством выложенных галькой прогулочных тропинок, асфальтированных дорожек и скамеек в тени.  Чуть в стороне находилась гостиница, за ней располагались летние теннисные корты. Было здесь и еще одно укромное местечко, куда мы частенько любили заходить – искусственно смоделированный под различные природные ландшафты участок, где одновременно в тесном соседстве росли разнообразные породы деревьев и кустарников, как парковых, так и лесных.

В этот раз наше любимое место оказалось особенно привлекательным: похоже, в начале весны трава по всему периметру была тщательно скошена, и сейчас, когда появились первые одуванчики, они уже не прятались в высоких зарослях, а вытягивали свои крепкие стебли навстречу солнцу на фоне ровной зелени газона.  Березы практически избавились от прошлогодних сережек, покрывшись молодой листвой; на елках появились длинные почки, распространявшие в пространстве  нежный смолянистый запах; часть кустарников стояли оголенными, лишь только соприкоснувшись с процессом пробуждения.

Маша нашла огромного майского жука, долго его рассматривала, потом позвала нас, показывая,  что ей удалось увидеть нечто необычное. Она была естественной и оживленной, движением руки повторяла путь жука, демонстрируя нам, как он ползет.  Было очень хорошо, казалось, благодаря  искренности и новизне восприятия ребенка, исчезли и наши, накопленные годами «взрослой» жизни преграды между человеком и окружающим миром, открылась неожиданная возможность ощутить радость от соприкосновения с прекрасным весенним днем.

- Здесь недалеко открыли частный детский сад, - произнесла подруга, - говорят, внедряют там прогрессивные методики развития и воспитания детей. Давай сходим, посмотрим. Может, Машку осенью в сад отдам, так сейчас присматриваюсь, куда лучше.

Мы пошли по направлению к детскому саду. Находился он совсем рядом,  вверху на пригорке, у начала «природной зоны». Во дворе играли дети. Вся территория садика была окружена забором в виде сетки из маленьких ячеек, свитой из проволоки и крепящейся на металлическом каркасе, прикрепленном к бетонному основанию столбов опоры. В одном месте виднелась калитка, закрытая мотком толстой проволоки, а рядом находился огромный куст цветущей черемухи.

Маша подошла к черемухе, вдохнула аромат нижних цветков и скривила ротик, выражая свое «отношение» к резкому запаху. Мы хотели идти за ней дальше, но в этот момент  заметили девочку, одиноко стоявшую у самой калитки с обратной стороны ограждения.

Ей было не больше трех лет. Она двумя ручками держалась за прутья забора, при этом схватив цепкими пальчиками за краешек одежды небольшую красивую куклу. Девочка внимательно наблюдала за нами. Маша подошла к ней и стала тянуться через дырочки в проволоке к кукле. Девочка протянула ее вперед, любезно предлагая поиграть. Кукла была велика для того, чтобы попасть в маленькое отверстие забора, и дети никак не могли передать ее друг другу.

- Как тебя зовут? – спросили мы у девочки.

- Маша, - ответила она.  Девочка была старше нашей Маши и уже отчетливо произносила слова.

- Как, хорошо, нашу девочку тоже зовут Маша. Ты хочешь с ней поиграть?

- Да, я хочу.

- Тогда мы сейчас попросим воспитателя открыть калитку, и вы будете играть.

Воспитатель возилась с детьми в песочнице, не далее пяти метров от нас. Это была молодая симпатичная девушка. Я ее окликнула:

- Здравствуйте, откройте, пожалуйста, калитку, дети хотят немного поиграть вместе.

В один миг лицо девушки превратилось в злобную гримасу.

- Вы не можете сюда войти, - жестко ответила она.

Я искренне недоумевала, почему мы не можем войти. Эта территория не была обозначена как «частная собственность», «вход воспрещен» или что-то еще в подобном роде, да и сталкивалась я с таким запретом на родине впервые. Захотелось выяснить все до конца. Весь вид  девушки-воспитателя, ее явная неприязнь к нам, только «подливали масла в огонь» моего интереса.

- По какой причине мы не можем войти? – поинтересовалась я.

- У нас эксклюзивный детский сад. Здесь обучаются дети элиты города. Нам запрещено общаться с посторонними, – возмущенно ответила «воспитатель», в то время как вся она уже клокотала и тряслась от злобы и негодования. Она демонстративно отвернулась, давая понять, что не желает дальше продолжать разговор.

Мне стало, ее жаль.  Жаль это беспомощное существо, бьющееся в гневной истерике. Она уже ничего не способна была противопоставить той огромной силе неприязни и ненависти, захлестнувшей ее всю.

Но жаль было и еще одного человека.  Эту маленькую девочку, бескорыстно протягивающую свою любимую куклу сквозь маленькие дырочки забора, в надежде, что хоть кто-то в этом мире ответит на ее искренний порыв.

Я обратилась к девочке:

- Видишь, сегодня не получается поиграть вместе. Давай мы придем в следующий раз. Хорошо?

Девочка молча кивнула. Мы стали уходить, немного прошли вдоль сетки, девочка молча следовала за нами со своей стороны забора, робко поднимая маленькую ручку для прощания.

Мы ушли. Маша потащила нас  смотреть шмеля и валяться в сочной траве, наполненной пряным гвоздичным ароматом. Подруга произнесла:

- А Машку я осенью в сад не отдам, маленькая еще. А может, и вовсе не отдам. Растут же дети и без детского сада.

И добавить к ее словам было нечего.

RSS
Не рассказ, а зарисовочка, не смотря на красочность.
Воспитательница права, даже если бы сад был не элитным, с посторонними не следует контактировать, вдруг не здоровы. Хотя не понятно, зачем злиться?
Спасибо за отзыв!
Согласен с предыдущим коментарием, пускать посторонних на территорию детского сада нельзя. Хотя, посыл рассказа очень правильный. Отлично обыгран контраст между молодой, но уже озлобленной воспитательницей и дружелюбной девочкой. Правда при таком окружении ребенок и сам скоро начнет делить людей на элиту и не элиту. Многие богатые родители с детства приучают детей ставить себя выше других и относиться к окружающим, как к вещам.
Да, Александр, Вы совершенно правильно поняли, что посыл рассказа не заключался в том, можно или нельзя заходить на территорию детского сада. Хотя, возможно, и в этом тоже, как вариант вопроса: «Допустимо ли нарушать правила, и могут ли правила быть важнее самого человека?» История реальная. Поразило, что никто не обращал внимания на одиночество ребенка. Ну, и с остальными Вашими доводами я полностью согласна.
Большое спасибо за комментарий.
09:56
Татьяна, я, как мне кажется, достаточно внимательно прочитал ваш рассказ. У меня к нему много вопросов разной степени важности, но главный — что вы хотели сказать читателю этим рассказом, который скорее можно назвать «социально-обличительным репортажем с места событий»? Судя по последним двум фразам: «детский сад — это плохо, поскольку там работают злобные и бездушные воспитатели». Возникает вопрос: это все садики и воспитатели такие?
Но как тогда данный ваш посыл сочетается с этой фразой?: «Воспитатель возилась с детьми в песочнице»
Кроме того, что описание местности слишком затянутое и оно никак не «сыграло» на рассказ — ни корты, ни тротуары, ни гостиница — весь текст, как и представленный конфликт — плоский, без оттенков, без какой-то глубины и подтекстов, вторых планов. Он чисто описательный. «Так было»? Ну и что с этого? Вы считаете, что этого уже достаточно, чтобы о чем-то глубоко задуматься? Не уверен. Такое происходит сплошь и рядом — в транспорте, на работе, в чиновничьих кабинетах…
И кто здесь в итоге главный герой? Маша первая, или Маша вторая? Воспитательница? Вы? Подруга? Чей взгляд здесь доминирует, чья точка зрения? Вы очень подробно начали с Маши, а как раз ее взгляда на события и нет.
Вы писали не изнутри, а «снаружи», находясь над ситуацией, глядя на нее сверху. Как обвинитель и судья в одном лице. При этом вы навязали мне как читателю свою оценку произошедшего, сделали выводы, с которыми я должен, даже обязан согласиться по определению. Простите, зачем? Мне выводы ваши не нужны, я их могу сделать сам. И они могут совершенно отличаться от ваших умозаключений. Дайте право читателю разобраться самостоятельно в ситуации.

Ну и по тексту:
— Она не терпела бесцеремонного вторжения в собственное личное пространство, непременно возмущалась…
Но при этом:
— имела спокойный нрав
Простите, но тут уж или-или.

— всегда находила массу интересных занятий — она занималась сразу несколькими делами?

— очутились в естественной природной зоне. Местность называли «природной зоной»
Кроме необязательного повторения, я вижу много несоответствий, поскольку вы далее пишете:

— аккуратно обустроенная для отдыха посредством выложенных галькой прогулочных тропинок, асфальтированных дорожек и скамеек в тени… гостиница, за ней располагались летние теннисные корты. … искусственно смоделированный под различные природные ландшафты участок…
Какая же это естественная природная зона если она насквозь искусственная.

— В одном месте виднелась калитка, закрытая мотком толстой проволоки, а рядом находился огромный куст цветущей черемухи.
В огороде бузина, а в Киеве дядька. Куст и калитка с проволокой — какая взаимосвязь у них?

— Как тебя зовут? – спросили мы у девочки. — вы это спросили сразу трое одновременно?

Ну и это:
— В один миг лицо девушки превратилось в злобную гримасу.
— вся она уже клокотала и тряслась от злобы и негодования


Я понимаю ваше желание представить воспитательницу в негативном свете. Но здесь вы явно переборщили на мой взгляд. Там могли быть грубость, высокомерие, неприязнь, раздражение, снобизм, но с чего вдруг гневная истерика, злоба и ненависть до трясучки? Простите, не верю.

— Подруга произнесла – вы использовали дважды эту фразу. Похоже, что подруга рассказчицы не умеет говорить, а способна только «произносить».
И последнее — я сам грешу ошибками в пунктуации, но у вас их здесь слишком много.

Всё это мои частные, личные соображения и впечатления, никоим образом не претендующие на истину в последней инстанции.
Большое спасибо, что откликнулись на мою просьбу и прочли текст! Ваши комментарии позволяют увидеть слабые стороны материала.
Хочу пояснить некоторые моменты. Ничего определенного этим текстом я сказать не хотела. Описала историю обычной прогулки. Именно так я поняла смысл выражения «увидеть каплю» — рассмотреть со всех сторон что-то конкретное, без определенных предварительных ожиданий и планов, не внося собственных интерпретаций.
Результат мне понравился, совершенно неожиданно прозвучали новые для меня вопросы. Приведу пример. По какую сторону «забора» человек более счастлив? Как возникает агрессия? и др. Понятно, что у каждого читателя могут быть свои вопросы. Или не быть. Где-то слышала приблизительно следующее: если текст не вызывает у читателя никакого отклика — работа бездарна; вызывает у разных людей различные отклики — замысел удался; если читатель точно воспринимает основной посыл автора — работа выполнена талантливо. Кажется, в этом что-то есть. Для меня был важен отклик. Любой.
Со всеми Вашими замечаниями полностью согласна. Все отмеченные фразы писались «натянуто», с описанием «агрессии» перебор. По поводу пунктуации не особенно задумываюсь, считаю, что важнее работать над сутью.
И, да, насчет одной фразы, все же не соглашусь: «В одном месте виднелась калитка, закрытая мотком толстой проволоки, а рядом находился огромный куст цветущей черемухи». Это контраст — настоящего и «рукотворного». Кажется, лучшее, что есть в этом тексте.
Еще раз большое спасибо, что нашли время для моей работы.
13:23
И, да, насчет одной фразы, все же не соглашусь: «В одном месте виднелась калитка, закрытая мотком толстой проволоки, а рядом находился огромный куст цветущей черемухи». Это контраст — настоящего и рукотворного. Кажется, лучшее, что есть в этом тексте.


Я говорил о корявости высказывания, а вовсе не об «неверном» противостоянии, антагонизме.
Наверное, я не очень корректно выразился. Калитка и куст могут быть и рядом, и вместе. Но тогда они должны взаимодействовать, а не находиться совершенно отдельно в одном предложении. На мой взгляд это могло звучать примерно так:

Нас привлёк огромный куст буйно цветущей черемухи, за которым показалась калитка. Петли для висячего замка были намертво схвачены узлом (а не мотком) из туго скрученной толстой ржавой проволоки.

Таким образом вы сразу рисуете картинку, вызываете у читателя невольную, подсознательную, но абсолютно точную ассоциацию: внешний красивый фасад (роскошный куст) — фикция. Посторонних здесь никто не ждёт и эта территория с самого начала не предназначалась для посещений и прогулок. Калиткой не пользуются очень давно и пользоваться не собираются — т.е. это место закрытое, только для «своих». Возникает множество и других ассоциаций — недружелюбие, даже враждебность, отсутствие гостеприимства и т.д. «Идите своей дорогой, вас здесь не ждут, вам здесь не рады». В этом случае «сыграет» и истинная суть, скрываемая за внешностью воспитательницы — «молодой, симпатичной девушки». То есть будет понятно, что здесь всё такое — под маской и фасадом респектабельности кроется крайне недружелюбная атмосфера.
Как-то так.
Очень красиво написали. Все именно так. Спасибо!
Загрузка...