Рубрики раздела "Проба пера"

Белка

Кто её так назвал - навсегда останется для меня загадкой. Может, было принято в то время, в наших краях, давать белым собакам такую кличку. Так сказать, мода пришедшая на смену «жучкам». Тогда и стоит предположить, что этот «кто-то» знал её достаточно давно, если мог помнить, что грязная, серо-бурая шерсть изначально была цвета чистого снега. Да, только так понимаю я это имя. Ведь, на маленького огненного зверька с пушистым хвостом - она походила еще меньше. Длинные стройные лапы, несущие сильное тело. Умная, похожая на овчарку, морда, со стоящими ушками. Поникший, опущенный хвост-палка. Хотя, много-много дней назад, девочка не задумывалась о каких-либо значениях имён и не анализировала происхождение названий. Всё было предельно просто. Жизнь учила ясности, без компромиссов.

    • - Белка! Белка, ко мне! - ступеньки, поворот, дорожка вниз. - Посмотри, что я тебе принесла!

Издалека вижу, как тень отделяется от каменной потрескавшейся стены и несётся мне навстречу. Торопливо разворачиваю бумагу с хлебом и остатками котлет. Смотрю, как аккуратно принимает подруга моё угощение. Собирает всё, до последней крошки. Я знаю, что не надо тревожить собаку во время еды. Мне не трудно подождать. Да и дворничиха соседнего двора — тётка не злая. Она не прогонит меня и не станет бить Белку. Вот впалые бока замирают, а мокрый нос тычется в руку. Смешно. Я устраиваюсь на камне и глажу жёсткую бесцветную шерсть. А потом, мы пойдем через проходные дворы, далеко-далеко от дома, но я буду чувствовать себя уверенно под охраной этого чуда, шагающего рядом.

    • - Вы видели, Ваша девочка играла с большой собакой - с помойки!? - старухи- завсегдатаи лавочек набрасываются на маму, вернувшуюся с работы. Пройти мимо них сложно. Конечно, мама знает. Я рассказывала ей не раз, что играю с Белкой.
    • - А Вы в курсе, что у этого животного лишай? - такие колкие глаза и перешептывающиеся за моей спиной неприветливые лица, словно злобный осиный рой. Кажется, что из-за них и домой-то не попадёшь.

Но мама берёт меня за руку и уверенно пробирается к парадному. Дома меня осматривают на предмет кожных высыпаний.

    • - Мамуля, откуда эти бабки знают, чем болеет Белка? Они же к ней близко не подходят! Да и она — умница, знает, что ей сюда нельзя. Она всегда меня за аркой ждёт.
    • - Да, всё чисто! Всё равно, я прошу тебя быть осторожной. Я переживаю.
    • - Враки это всё, ты же знаешь! На прошлой недели они тебе сказали, что она бешеная. Теперь вот — заразная. А она, на самом деле, лечить может, как бабушка говорила. Вон, мне коленки облизала, что я разбила. Смотри — всё зажило!

Мама грустно качает головой. Я не буду ей говорить, что у меня нет других друзей в этом новом районе. Кому нужна такая странная подружка, страдающая припадками? И не смогла бы рассказать, как мы похожи с этим зверем-изгоем, который радуется мне и умеет дружить. Мне жаль, что она не смогла бы стать по-настоящему моей собакой, поселившись у нас дома. Мы бы отмыли её и накормили досыта. Купили ошейник и этим, как мне казалось, навсегда бы защитились от соседок-«злопыхательниц». Но наши комнатки в коммунальной квартире не позволяют нам сделать такой шаг. И Белка останется жить там, где живёт сейчас - на улице.

В тот день, я задержалась в школе. Устало приплелась домой, села за уроки. Домашние задания не кончались, голова плохо соображала.

    • - Ба, я во двор! - натягивая кофту, я заглянула на кухню.

Это длинное помещение, заставлено столами и плитами. Треснувшие квадраты на полу и полные чужой посуды шкафы. Одно окно, в дальнем конце комнаты, не даёт много света, поэтому над дверью почти всегда горит тусклая лампа. Я вижу, как вокруг неё марширует таракан и неуютно ёжусь Хорошо, что бабушка выходит сюда только готовить, а кушаем мы, в отличие от остальных жильцов, у себя в комнате.

    • - Что с уроками, уже закончила?
    • - Почитаю вечером. У нас остался хлеб с обеда?
    • - Вон возьми на столе, я собрала всё в кулечек.
    • - Ладно бы, голубей кормила, - прокомментировала тетя Люся, грузная пожилая женщина с нашей квартиры.

Она жарила что-то ароматное, помешивая одной рукой, а другой тяжело опираясь на трость. Сказала беззлобно. Она почти не выходит из дома и с теми, кто на лавочке, не общается. Но я всё равно втянула голову в плечи. Здесь всем есть дело до всего. К своим тараканам они давно привыкли и брезгливость на них не распространяется.

Я вышла из подъезда. Осенью темнеет рано. Но день еще не закончился. Ещё не зажегся свет в длинных рядах окон, ещё тихо и безразлично взирает бетонная громадина на сжавшиеся по краям старые дома. С детской площадки доносятся смех и визг. Малыши не гуляют в это время. Скорее всего, там собралась компания постарше. Знаю, что я там не желанный гость. Жестокие насмешки и глупые шутки — через всё это уже пришлось пройти. Я повернула к лестнице, спустилась в соседний проходной двор. Прошла до арки, громко позвала несколько раз. В последний раз мне ответило эхо. Нет, конечно и раньше бывали дни, когда я не заставала собаку на месте. Но на мой голос, она скоро возвращалась. И даже те два раза, когда она отсутствовала до следующего дня, не пугали меня так, как сегодня. Словно, что-то холодное поселилось внутри, такое же пустое и безмолвное, как этот каменный тупик, где спала Белка.

Как потерянная, добрела обратно до дома. Попыталась придумать, что делать дальше. Надо обойти все окрестности и звать, звать. Но я хорошо понимала, что это - напрасная трата времени. Мой друг - самостоятельная собака, а не глупый потерявшийся малыш. Она обязательно вернётся. Надо быть на месте и ждать. Но ноги, словно сами, понесли меня вперёд. Сначала по пути, которому гуляли вчера. Потом, вдоль свалки и мимо разрушенного дома. Через заросший кустарник, я выбралась на асфальтированную дорогу, кончавшуюся на задворках такой же новостройки как и наша. На первом этаже находился гастроном. Поэтому, подъездные пути были облагорожены.

Я услышала отдалённый тянущийся плач. Кинулась в его сторону, пробежала метров двадцать, замерла, прислушиваясь. Всхлипывания возобновились. Они доносились из-за огромной железной клети, заставленной пустой тарой. Я завернула за угол и увидела скулящую Белку. Она тоже заметила меня и громко залаяла.

    • - Угомонись, бестия! - прошамкал старик в ватнике. И добавил глядя уже на меня — Не боись! Посидит тут, а завтра увезут её.
    • - Куда увезут? - дрожащим голосом поинтересовалась я. Хоть меньше всего желала знать ответ от этого деда, напоминающего мне бабу-ягу.
    • - Ясно дело, куда. На мыло! - ухмыльнулся дворник и захромал прочь.

Я отступила в тень и замерла, пытаясь унять дрожь. Собака снова начала скулить, привставая на задние лапы и раскачивая закрытую дверь. Большой тяжёлый замок не оставлял надежды выбраться этим путем.

    • - Они заманили тебя туда. Да, Белочка? - сдерживая слезы шептала я.

Собака услышала свое имя и перестала метаться по клетке. Затем бросилась в заднюю часть заграждения и скрылась с глаз Я поспешила за ней. Колоны ящиков стояли прямо на земле. Узкие проходы между ними и неровная линия просвета в конце. Куда ты решила спрятаться? И, что это за странный перестук? Комья вылетали из под работающих мощных лап. Белка рыла выход! Я огляделась и подобрала кусок доски. Достаточно острый, что бы ускорить побег. Пристроившись со своей стороны - начала делать встречный подкоп. Растирая предательские слёзы рукавом, держалась одной рукой за качающуюся сетку и гребла другой плохо поддающуюся глину. Деревянный край быстро затупился, а моя траншея почти не увеличивалась. Твёрдая почва не хотела поддаваться. Я поняла, что лучше её просто дробить и выгребать. Дело пошло быстрее. Несколько ударов об край и — быстренько собрать раскрошенные кусочки. Я почти стёрла непослушные пальцы, когда сзади раздался вскрик.

    • - Ах, ты негодная! - это вернулся старик.

Он попытался огреть меня метлой по спине, но я увернулась и откатилась в сторону. Глянула на незаконченную работу, судорожно придумывая, как выиграть еще несколько минут, отвлекая деда. Но он больше не смотрел в мою сторону. Грязно ругаясь, он шарил в кармане. Достал связку ключей и ринулся к двери. Собака беззвучно нырнула в проем. И... застряла. Её предательски зажатое тело конвульсивно дергалось в недоделанной норе. Дворник уже распахнул дверь. Я вцепилась практически бесчувственными пальцами в край шаткой сетки и потащила вверх из всех своих сил. И она поддалась на это, немыслимое для детских рук, напряжение. Белка почувствовала освободившиеся сантиметры и сделала решающий рывок. Она вырвалась из западни за мгновение до того, как тяжелый сапог опустился возле дыры.

Я не слышала, что кричал старый. Я неслась, словно на крыльях, за мелькающей впереди светлой спиной. По дороге, направо, через овраг в соседний двор, и наконец-то, мы обе опустились на камни под старой аркой. В окнах зажигался свет. Шум уличного транспорта и вечернего города заполнял сужающееся в сумерках пространство. А мы, всё также сидели, прижавшись друг к другу.

После этого неприятного события прошло несколько дней. Старик не появлялся возле нашего дома, по крайней мере, в те послеобеденные часы, которые я проводила на улице. Соседки надменно поджимали губы, завидев меня в дверном проеме. Казалось, что всё снова по-прежнему. Я относила остатки еды а Белка всегда встречала, радостно виляя хвостом. Только страх поселившийся внутри, больше не отпускал. Зловещий призрак «будки» - машины для отлова бродячих животных, преследовал меня теперь постоянно. Я жалела, что на совместные прогулки оставалось все меньше времени. Много задавали на дом, да и дни становились короче, темнело раньше. Я старалась уговорить саму себя, что с собакой не случится ничего плохого. Не надо бояться. Вон ведь, как она сама продолжает верить людям и не помнит ничего злого. Или, быть может, именно это меня так мучило?

В один из погожих ясных дней, мы вдвоем отправились по тропе уходящей вниз, мимо оставшегося пока нетронутым, частного сектора. Дорожка петляла между старых домов, огибала пустырь и уносилась куда-то ещё, где нам не довелось побывать. За пустырём находилась большая свалка. Это её, сплетницы брезгливо называли помойкой. Если обозревать с вершины холма, то она выглядит мрачной грудой строительного мусора. Но при ближайшем рассмотрении, можно было обнаружить массу интересного. Это и полуистлевшие коробки с тёмно-зелёной мерцающей плиткой внутри, неизвестно как оказавшиеся бесхозными. И ящики с чьим-то добром, брошенные на произвол судьбы. И даже картины, избитые дождём и выжженные солнцем, но всё ещё завораживающие таких посетителей как я.

Сегодня здесь тихо. Хорошо. Я вышла из под свисающих веток корявого дерева на вытоптанную траву и замерла на краю. Здесь тропа резко уходила влево. Обрыв нависал над, как мне казалось, фантастическим пейзажем. Осеннее солнце заливало мягким светом безлюдный ландшафт. Бетонные глыбы, в дали, были похожи на остов древнего чудовища. Я осмотрела сверху «пауков» - серые блоки с торчащими железными штырями-лапами, ржавые пятна рассыпанного битого кирпича, слепые равнодушные рамы с разбитыми стёклами. Сзади послышались шаги. За мной вынырнул мальчишка лет десяти и застыл от неожиданности.

    • - Ты, что здесь делаешь?
    • - Гуляю, - неловко ответила я.

За ним показался второй, ростом пониже, но со злыми глазами и изогнутой палкой в руке.

    • - Знаю я её. Ненормальная она!

Я совсем опешила и не знала, что отвечать.

    • - Мы здесь в сыщиков-разбойников играем, а ты нас выдашь.
    • - Я уйду сейчас, - постаралась загладить я свою непонятную вину.

Оглянулась в поиске своей спутницы, но она, видно, убежала дальше вперёд. В этот момент, низкорослый выпрыгнул вперёд и ударил меня в плечо. Застигнутая врасплох, я потеряла равновесие и упала на землю, начавшую осыпаться под моим телом.

    • - Зачем ты? - удивился первый.
    • - Так ей и надо! - неуверенно протянул нападавший.
    • - Она сейчас свалится вниз…
    • - Подумаешь. Смотри — волк! - он показал палкой на приближающеюся по тропинке собаку. - Бежим — и бросился обратно, под сень деревьев.

Его напарник тоже попятился, не спуская глаз с Белки.

    • - Это не волк и она не укусит, - прошептала я, словно боясь, что громкие слова завершат начатое и произойдет обвал. - Помоги, пожалуйста.

Но мальчик, то ли не расслышал, то ли испугался того, что только могло произойти и исчез, вслед за товарищем. Я не смела пошевелиться. Острые пики находились как раз подо мной. Там внизу, страшный паук давно поджидал редких гостей и расстраивался, что я умело обхожу его сетку-паутину. Влажный язык коснулся щеки. Собака замерла надо мной.

    • - Теперь вот я в ловушке, да? - растерянно бормотала я, не ожидая ответа.

Пальцы резались о осколки и мелкие камешки. Цепляясь за жалкие пучки травы, почувствовала, что соскальзываю. Но в тот же момент, когда ноги поехали вниз, твердая опора подмышкой позволила мне ощутить, что верхняя часть тела всё ещё крепко держится наверху. Это была собачья морда, которая носом, как будто я - непослушный щенок, подталкивала меня. Конечно, это было чудо, что именно в этом месте под утрамбованной почвой выступал камень и он не позволил нам обеим рухнуть в пропасть. Но мысль, что моя Белка не бросила меня, не отступила, даже перед угрозой сорваться вместе со мной, наполняла радостью и давала новые силы. Опираясь на её голову, я медленно выползала на тропу.

Я плохо помню, как добралась домой. Оглушённая, грязная, в синяках, с исцарапанными в кровь руками - до слёз напугала родных. Но больнее всего, в последующие дни, было от того, что я не помнила, где и в какой момент отстала моя спасительница. В тот же вечер, у меня поднялась температура. Почти неделю я не ходила в школу и не выходила во двор. Потом болезнь отступила и врач разрешила выходить на улицу. Я набила полные карманы печеньем и стремглав слетела по лестнице, не дожидаясь скрипучего лифта. Прохладный воздух бил в лицо и грудь, а я бежала, перепрыгивая бордюры и кучи листвы. Замерла на краю соседнего двора, переводя дыхание. И громко позвала. Мне никто не ответил, только ветер шевелил опавшие шуршащие листья. Я снова и снова выкрикивала её имя в разные стороны, медленно двигаясь по тротуару. Распахнулась дверь подъезда и, кутаясь в тёплую шаль, выглянула дворничиха.

    • - Нету больше твоей Белки, девонька. Увезли её.

Я закусила губы, перестала дышать, что бы не разреветься и, не говоря не слова в ответ, побрела назад. Но первый же вдох сорвал все усилия и горячие капли хлынули наружу.

Вот так и закончилась эта давняя история дружбы. Но, как бы не было больно, - жизнь всегда продолжается дальше. Это знает каждый, кто когда-нибудь терял друзей. А для тех, кто скажет, что это неправильно и конец не должен быть таким — добавлю еще немного. Время шло, я закончила третий класс. Родители подарили мне крохотный рыжий комочек — мою малышку Нюську Она выросла в очаровательную, похожую на лисёнка дворняжку и радовала меня потом долгие-долгие годы. Что интересно: белую, с желтыми пятнами собаку от которой тогда взяли щенка, тоже звали Белкой. Совпадение ли, навязчивая мода… Какая разница? Моя же Белка - осталась в сердце навсегда.


23:14
Написано хорошо, так добро и мило. Рассказ вызывает много эмоций, местами заставляет понервничать.
Вот, только тема кажется мне несколько заезженной. Я уже множество подобных рассказов прочитал.
В любом случаю, надеюсь еще увидеть произведения этого автора.
17:00
Спасибо, Александр, на добром слове.
Хотелось только добавить, что может тема и стара, но ведь «всё в этом мире не ново»))). Конкретно эта история была взята из жизни, а не «по прочтению».
Ещё раз спасибо, что стали моим читателем!
О добре и его бессилии перед проявлениями зла. О преодолении. О трогательной дружбе двух отверженных существ. Как к писателю, у меня вопросов нет. Разве мелочь одна: лампа висит над дверью, а маршировать по вертикальной стене даже таракану буде трудновато :)

А вот как к начинающему автору вопросы есть.

Для кого этот рассказ написан? Какого читателя вы надеетесь привлечь такой прозой и темой? Вполне возможно, что вы их — своих потенциальных читателей — вполне конкретно видите и представляете. Тогда ладно.

Но скажите, в каком издании подобный рассказ может быть или должен быть опубликован?

Ведь если его не «публиковать», то как о нем узнают читатели? А если нет читателей, то тогда какой смысл в «писательстве»? Разве что медико-психологический…

То что он «взят из жизни» и, безусловно, интересен вам, совершенно не значит, что «на него будет спрос». Простите, вы о высоком, а я говорю совершенно о материальных вещах. Но с таким подходом к жизни у вашей героини есть все шансы окончить свою жизнь в той же коммуналке, на краю того же мусорника, с ждущими в засаде «пауками».

Она заменила одну «белку» на «другую», при этом, как она (героиня) утверждает: сохранила свою Белку «в сердце навсегда». Замечательно. А все ли она сделала для того, чтобы та, настоящая Белка заняла в ее жизни более достойное место? Получается что есть хороший, добрый человек, но окружающие его «силы зла» торжествуют. А он, при этом, совершенно ни в чем не виноват. Что же я (он, она) мог сделать?

Простой рассказ. Не простые вопросы. И это хорошо. Спасибо автору. Только всегда помните: что? и для кого именно? вы пишете.
20:17
Уж не знаю, как у них (тараканов) это получается, но топают ещё как!)))
Спасибо, Артём за подробный разбор идеи. Данный рассказ входит в сборник других, написанных от лица детей. Живущих в разных странах, в разное время. Сборник предназначен родителям. Мы взрослые «рулим» в этом мире, а дети вынуждены играть по нашим правилам. Думалось, что он поможет задуматься. Хотя Вы правы, пока книга не увидела свет и будет ли на неё спрос сказать сложно.
В «правильно» выстроенном сборнике — должно помочь. А возможностей для публикации «нишевых вещей» сейчас, пожалуй, больше, чем всего пару лет назад. Удачи.
22:22
Спасибо. Хотя, одной из проблем для многих пишущих сегодня и является «выход на арену». Возможности вроде есть и даже немало, как Вы говорите. Но когда конкретно начинаешь искать выход на издательства, попадаешь в замкнутый круг. Те кто ищут произведения на конкурсной основе не собираются, а оно и понятно, нескольким сотням надеющихся объяснять причины отказа. Остаётся искать дальше. И учиться, и ещё раз учиться…
неплохой рассказ. По сюжету, кроме излишнего многословия, и замечаний то нет. Хотя согласен с Артёмом — этот рассказ написан именно для того, что бы отпустила давняя душевная рана. Для себя, не для читателя.
НО если рассматривать с точки зрения читателя, то:
— Несколько раз вы назвали главную героиню ненормальной. И где это выражено? Если на стене висит ружьё, оно таки должно выстрелить.
— Описание свалки неверно, тут больше подходит либо заброшенная стройка, либо развалины дома. Иначе откуда взяться вашей арматуре? И не нужно ссылаться на свои детские впечатления, вы должны дать читателю связное, логичное описание. И, кстати, о штырях стоит поподробней, а то они возникают подобно роялю в кустах.
— Описание собаки. вначале «сильное и стройное тело», затем «поникший хвост». Не сочетается.
Сколько раз говорил, что на любую тему, о которой хотите писать, стоит почитать инфы. Хвост — выражение эмоций собаки. Если он всегда опущен — значит, пардон, она помирать собралась. Нормальная, здоровая собака держит хвост полуопущенным, параллельно земле, если она занята, например, чем-то важным, мышкует или просто бежит по следу. Поджатым под себя — при опасности или когда злиться и собирается напасть. При виде подружки, несущей лакомый кусочек, хвост собаки должен радостно «танцевать».
02:09
Да, не всегда удаётся взглянуть на своё детище объективно с любого ракурса.
Понимаю, что некоторые моменты (как болезнь) требовали больше внимания или уточнений.
В связи с собакой: опиралась на довольно богатый опыт. Бездомные животные первого поколения, как правило, «надломлены» и, как бы сильны не были, — хвост выдаст.
Спасибо, Дмитрий, за рецензию!
23:08
Дмитрий Морозов говорит правду — товар не для рынка. Нужны вампиры, зомби и Рэмбо. Но в советское время только такого рода литературу и публиковали. Дмитрий Морозов кажется мне невнимательным читателем, и я вынужден поправить его. В момент знакомства собака показалась героине сильной, здоровой и красивой, но подавленной, отчего и поджимала хвост, а когда они подружились, и героиня начала её регулярно кормить, собака всегда встречала её вилянием хвоста. Это нормальное поведение для дворняжек.
02:17
Зато сегодня, кажется, про зомби уже всё сказано:)
Вы правы, рынок диктует свои правила. Остаётся верить, что пока я Школу начинающих авторов закончу, или переполненный рынок изменится, или я научусь писать что-нибудь кровожадное:)
17:30
«Вампиры, зомби и Рэмбо» — это формула успешного товара, авторство принадлежит мне, возможно, меня запомнят как автора этого выражения.Он требует и определённых знаний, и понимания специфики жанра, и писательского мастерства.
17:59
Я понимаю, что эти три фрагмента формулы — это три разные жанра: мистика, ужасы и боевики. Создание произведения «со всеми сотавляющими», да ещё на уровне, действительно требует большого мастерства. Но даже при этом, охватить всех потребителей невозможно. Добавьте к вашей троице ещё любовь-интриги — получите на выходе «Игры престолов» — действительно рейтинги сумашедшие… Но всё равно за бортом масса народа не воспринимающая подобное, а значит ждущая что-то другое.
Прошу прощения за любопытство, Дж.Хан — это ведь псевдоним или настоящее имя?
18:09
Дж. Хан — имя, данное мне отцом.
… Любовь-интриги, в моём понимании, это товар для старшего, а не среднего, школьного возраста.Если Вы почитаете «Властелин колец», то любовной интриги, да и выраженной любовной связи вообще не найдёте. В основе сюжета — «голубоватые» отношения подростков(Мерри-Пин и Фродо-Сэм), прекрасные девы же являются холодными эльфийками. В старшем школьном возрасте притязания растут, личность более полноценна умственно и физически — здесь корректно говорить о формуле «Кровь, секс и фирма»(в слове «фирма» — ударение на «а», в подражание полуграмотным «старшим парням», которые «рулят» подростками).
В момент знакомства собака показалась героине сильной, здоровой и красивой, но подавленной, отчего и поджимала хвост, а когда они подружились, и героиня начала её регулярно кормить, собака всегда встречала её вилянием хвоста.

У меня богатое воображение, я могу всё, что угодно, домыслить. Но читатель это делать не обязан. А замечание о поникшем хвосте — диссонанс, никак в тесте не объяснённый. У читателя не должно возникать недоуменных пауз. Почему ВЫ объясняете, что описание собаки — это описание первой встречи, где большая и сильная собака была такой подавленной, несмотря на задорно торчащие уши, сильное тело, что собиралась помирать? или это она маленькой девочки испугалась? И это несоответствие нужно теперь объяснять каждому читателю? Или всё же стоит перестать неадекватно реагировать на нормальное замечание и переписать пару предложений, описывающих состояние собаки?
Если идей нет, то подавленное состояние молодой, сильной, и здоровой собаки всегда можно описать через взгляд. Он действительно у дворняжек такой, будто они всегда ожидают удара.
18:51
Вы очень многословны, Дмитрий, и явно настроены против Веры и против меня, даже не знаю почему. В эти бурные и путанные изъяснения я даже вникать не хочу, пока Вы не научитесь выражаться кратко и конструктивно.
19:23
Дмитрий — професионал, он не переходит на личности, а его критика — это то лучшее, что нам может дать эта школа для дальнейшего роста.
Соглашаться с ней или нет — дело личное, но умение «держать удар», как высказался при открытии «ОФ», Александр, это тот минимум, который необходим для достижения успеха. Так, что не принимайте близко к сердцу и не ищите в простом конкретном разборе деталей, сложный смысл.
Вер, бесполезно. Есть люди, которые принимают всё, кроме похвалы, в штыки, вплоть до истерики. Лично я всегда пропускал любые дифирамбы мимо ушей и жадно выискивал крупицы профессиональной критики, понимая, что только они могут мне помочь. Я и сейчас с удовольствием воспринимаю любую профессиональную критику, жаль только, что таковой всё меньше. Расту, наверно, хотя собой я по прежнему недоволен.
Надеюсь, и вы сможете в каждом критическом замечании находить повод для повышения своего мастерства.
19:41
Есть такие люди, Вы очень верно заметили.
19:53
Ну, если он — профессионал, то это многое объясняет. По идее, он должен занимать чисто деструктивную позицию — уничтожать перспективных конкурентов, которые претендуют на «его» место на книжной полке.Я бы не хотел обвинять Дмитрия Морозова в таком поведении.Кстати, а что он пишет?.. «Профессионально»?!
20:57
Ну, если он — профессионал, то это многое объясняет. По идее, он должен занимать чисто деструктивную позицию — уничтожать перспективных конкурентов, которые претендуют на «его» место на книжной полке.

На мой взгляд — странная логика. Так можно довести и до полного абсурда: убей ближнего, ибо он дышит «твоим» воздухом, пьёт «твою» воду, ест «твой» хлеб.
Лично я убеждён в том, что профессионал как раз и заинтересован в том, чтобы хорошего стало больше. Профессионал конкуренции не боится. Ее боится только дилетант.
21:05
Значит, есть основания говорить о том, что Д.М. — дилетант и боится конкуренции. А Вы ничего не боитесь, Джуга?
21:07
А Вы ничего не боитесь, Джуга?

В «литературном» смысле — нет.
А должен?
10:56
У меня по прочтении возникло несколько вопросов, Вера.
1. О собаке:
Что-то не то с выражением "похожая на овчарку, морда"
Я услышала отдалённый тянущийся плач.
Не уверен, что можно спутать человеческий плач со скулёжем собаки.

2. О«злобных старухах»:
— такие колкие глаза и перешептывающиеся за моей спиной неприветливые лица, словно злобный осиный рой.
— Соседки надменно поджимали губы, завидев меня в дверном проеме.

Надменность и злоба в отношении первоклашки? Скорее укоризна, раздражение, обычное недовольство.

3. О «психическом нездоровье главной героини» (абсолютно согласен с Д. Морозовым):
— Кому нужна такая странная подружка, страдающая припадками?
— Знаю я её. Ненормальная она!

В чем и как это выражалось? Об этом нигде и ничего не сказано:

4. О жилье:
— тихо и безразлично взирает бетонная громадина на сжавшиеся по краям старые дома.
по краям чего?
И далее:
— я выбралась на асфальтированную дорогу, кончавшуюся на задворках такой же новостройки как и наша.
— Треснувшие квадраты на полу
— Но наши комнатки в коммунальной квартире не позволяют нам сделать такой шаг.

Если новостройка — то разруха в виде треснувших квадратов на полу выглядит как-то странно. Точно так же как и «комнатки» — то есть маленькие, узкие помещения. Да и «коммуналка» смотрится как-то странно. Неужели «бетонные громадины» — то есть достаточно современные дома, строили как подобные тесные многокомнатные «общежития»? Лично я такого не встречал. Либо это старый дом с обычными коммуналками, либо «коридорная общага-пятиэтажка», либо бетонная громадина — современное общежитие квартирного типа на две-четыре комнаты, в которых проживают две-три семьи. Да и давно уже не сидят «злобные старухи» на скамеечках у новостроек. Они если и сидят, то в старых дворах.

Да, вы можете сказать, что вся эта история автобиографична, и что дело было несколько десятков лет назад, когда ещё старушки сидели… Но в те времена еще не строили «бетонных громадин». Не было такой технологии.
14:35
Ох, кажется «дьявол сидит в деталях» — не пустые слова!
Да, может «похожая на овчаркину, морда», потому как «морда, как у овчарки» мне самой не нравилось с самого начала. Но Вы правы, коряво.
А плач, конечно, отличается. Здесь это больше приём (задумывался, как приём). Для героини это был просто плач близкого по духу существа.
Со старухами предстоит поработать. Да, скорее это был укор, но взявшись писать от первого лица, невольно думаешь как ребёнок. А там полутонов немного.
И с домом надо будет разобраться. Описываемое время — начало восьмидесятых. Вернее будет «панельные», «блочные»? Я залезла в Википедию, что бы понять. Но это дало не много.
Треснувшие квадраты взяты из жизни и достаточно хорошо иллюстрируют общую картину.- признак некачественной работы, плохого материала — не знаю. Они были в новых домах. И, что интересно, так как это общая «отселенка» никто не считал своим долгом что-то исправлять.
Несоответствия стоит привести в порядок.
Спасибо что заглянули, Александр:)
И с прошедшим Вас праздником!