Урок 2. Путь в неведомое
Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"
Урок 2. Путь в неведомое.
В «Разговоре с фининспектором о поэзии» Владимир Маяковский утверждает:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое».
Почему «в незнаемое?
Поэт «вступает» в новое стихотворение, как человек «вступает» в новый день. Конечно, в уме новый день человек может спланировать, но план этот не один раз – а иногда и кардинально - будет исправлен самим днем. Человек вынужден подчиниться течению жизни, принимать его как данность.
Поэт, создавший первую строчку и примерно представляющий, каким может быть его стихотворение, также вынужден подчиниться «течению» поэзии. Также воспринимать поэзию, как данность, изменить которую он не в силах.
Вот как об этом сказал Николай Рубцов с «Стихах»:
Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!
Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?
А утром солнышко взойдет,—
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?
Вот так поэзия, она
Звенит — ее не остановишь!
А замолчит — напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.
Прославит нас или унизит,
Но все равно возьмет свое!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от нее...
В чем же тогда задача поэта?
Безоговорочно принять эту зависимость. И попытаться «вступить в контакт» с поэзией. Не заставлять себя силой воли рифмовать строки, но впускать поэзию в себя, и не страшась идти «в незнаемое». Доверяя поэзии, любя её, оберегая…
При этом «приближаться» к поэзии осторожно, «тонко», без наскоков.
В стихотворении «Поэты» Марина Цветаева говорит:
Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь.
Почему издалека?
Потому что первая строчка - это пролог, начало движения к сути стихотворения, до которой поэту еще нужно дойти.
Вот дошел, узнал… Поэзия открыла ему эту суть.
В стихотворении - это апогей, вершина замысла.
Насколько открывшаяся суть может быть далека от начальных устремлений?
Зависит от силы и бесстрашия поэта.
Некоторым удавалось зайти так далеко (высоко), что поэзия делала их пророками. Ясновидцами.