Урок 5. Язык

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 5. Язык

Сегодня мы говорим о языке поэзии и языках поэтов.

Чиновник скажет: во исполнение указа президента и в связи с нынешней общественно-политической ситуацией было принято решение…

Милиционер: данный гражданин совершил правонарушение, подпадающее под действие статьи УК, и был взят под стражу на месте совершения…

Бизнесмен: благодарю вас за предложение, оно очень интересно, но по ряду причин, пока для нас неприемлемо…

ТВ ведущий: по срочной информации, только что поступившей в нашу студию, ситуация развивается по самому наихудшему сценарию. Мы следим за ситуацией, не переключайтесь…

Врач: я выпишу вам лекарство, и мы посмотрим…

Домохозяйка: а я до конца и не досмотрела, мой пришел с работы... Чем закончилось-то?

Молодой тусовщик: да ты, че? Это же супер прикольно, круто… мозг выносит, просто жесть.

Ну и так далее…

Мы понимает, что ни на одном из приведенных языков поэт говорить не будет. За исключением случая, когда прямая речь литературного героя нужна для создания яркого образа этого героя…

Почему не будет? Потому что язык поэзии – язык особый. Поэт говорит о высоком (широком) и речь его должна соответствовать этой высоте (широте). Язык поэзии не доносит смысл - возносит смыслом. Не сообщает - приобщает. Поэт не рассказывает - показывает. Поэзия выше логики и причинно-следственных связей.

Первая строфа стихотворения Николая Рубцова «Ночь на родине»:


Высокий дуб, глубокая вода,

Спокойные кругом ложатся тени,

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений…


Первая строчка влечет вверх, выше «высокого дуба» и опускает вниз, под воду, в глубину. Языком поэзии показана вертикаль.
Вторая строчка укладывает на землю, на поверхность воды – расстилает (подобно «спокойным теням»). Так дана горизонталь.
Двумя строчками создана вертикально-горизонтальная бесконечность. В которой всё - и небо, и земля, и то что под землей (водой).
Нарисована картина без рамы, без границ. В ней высота и широта мира. Какого мира?
Еще две строчки показывают какого - тихого, вечного, природного и «как будто не знавшего потрясений".

Вот это масштаб показа!!! Вот что можно сделать языком поэзии.

Заметим, что поэт не прибегает к сложным словам, не создает заумных конструкций - его слова просты, обычны и всем знакомы. Но насколько в стихотворении они обогащают друг друга, насколько они полны, живы, в какой степени отражают гармонию мира...
Это у Рубцова, а как у других поэтов?
По другому. Каждый поэт говорит на своём языке - авторском, узнаваемом.

Александр Пушкин:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись...



Александр Блок в «Незнакомке» - романтическим, таинственным…


И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.


Марина Цветаева в «Рыцаре на мосту» - своим «цветаевским»!!!


В воду пропуск

Вольный. – Розам цвесть!

Бросил – брошусь!

Вот тебе и месть!



Борис Пастернак в «Гамлете» - задумчивым, спокойным.


Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

Владимир Высоцкий в «Баньке по-белому» - надрывным, обнаженным…

А потом, на карьере ли, в топи ли
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

Виктор Соснора создал свой язык. Вот из «Вечернего звона»:

Когда над Ладогой лучи

многообразны, как Сибирь,

когда над Родиной звучит

вечерний звон моей судьбы.



А вот из «Медной совы»:


По городу медленно всадник скакал.

Копыто позванивало, как стакан.


И еще:


Из меди мозги, из меди уста.

Коррозия крови на медных усах.

Смысл у Сосноры «перескакивает» из слова в слово. Своим языком, стилем речи поэт держит в напряжении, заставляет «ловить» смыслы, создает невероятные образы.


А Иосиф Бродский своим ровным (почти без акцентаций) языком повествует, как древний сказитель. В стихотворении «Воспоминания» рисует (будто перебирает четки) медленно, раздумчиво:


Белое небо

крутится надо мною.

Земля серая

тарахтит у меня под ногами.

Слева деревья. Справа

озеро очередное

с каменными берегами,

с деревянными берегами.


Вернемся к Николаю Рубцову. Вот отрывок из его письма А.Я Яшину:


Никольское, 22 августа, 1964
"Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и плохие и есть вроде ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас. По-моему, совсем не обязательно в лирике употреблять современные слова. Современное слово «трактор», например, через десяток-другой лет может звучать уже архаично, как преходящая обыденность».

Конечно, сейчас - когда мы еще «начинающие авторы» - говорить о каких-то наших «своих» языках рано - можно уйти в формальный поиск (и из него не выйти).

Но знать о том, что этот вопрос придется решать - необходимо.

Нет комментариев. Ваш будет первым!