Урок 11. Просодия

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 11. Просодия

Просодия (от греч. προσῳδία — ударение) – это система расстановки звуковых акцентов (ударений) в поэтической речи. Акцентируются слоги, слова, словосочетания, предложения, которые в стихотворении несут смысловую нагрузку.
Подчеркну, мы говорим о поэтических ударениях.
Слово "договОр" может прозвучать и как "дОговор". Где прозвучать?

В быту - тогда вопрос регулируются существующими сегодня правилами русского языка, общими для всех.

Если же ударение переносит поэт (исключительная личность) в этом случае в общие правила могут быть добавлены "исключительные" положения.

Вот пример переноса классика:


Александр Пушкин "Евгений Онегин" (Гл. 3,
ХVII)

«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
- Что, Таня, что с тобой? - «Мне скучно,
Поговорим о старине».
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духОв и про девиц;
А нынче всё мне тЁмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло...- «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»

Почему Александр Сергеевич, руководствуясь общими правилами, не сказал

«Про дУ хов злых и про девиц;» и «А нынче всё темнО мне, Таня:» (в быту рассматриваемые слова мы произносим именно так)?

Чтобы сохранить ритм ему не пришлось бы переносить ударение. Но он перенес. Зачем? Отправлю этот вопрос в сегодняшнее ДЗ.


Ударения в первую очередь важны при декламации стихотворения. С их помощью поэт (чтец) выделяет главное, «подчеркивает» смыслы, задает ритм (композиционный строй) текста, обозначает переходы, интервалы, остановки речи и пр.

Но просодия важна и при чтении «про себя». Когда поэт (читатель) создает или воспринимает текст (без звука) лишь своим внутренним слухом. Интонирует его.

Русские слова имеют ясную ритмическую (тоновую) организацию. Слоги в них могут быть ударными, фонетически выделенными, сильными… И безударными, слабыми, «рядовыми».

Типы ударений:

- динамическое (силовое) – зависит от силы, интенсивности артикуляции.

- долготное (количественное) – зависит от длительности произношения.

- тоновое (мелодическое) – зависит от тона голоса, его художественной окраски.

Ударения бывают:

свободными (падающими на любой слог) – твОрог:творОг,

подвижными (падающими на разные части слова) - дОм:домА, ногаА:ноОгу, прИнял:принялаА.

связанными (падающими на определенные слоги) - зОлото, молокО (при этом – золотОй, молОчный).

фиксированными (падающими на единственное, постоянное место) – Ёлка, путЁвка.

Как элементы интонации, ударения часто выполняют экспрессивную функцию. Помогают задать вопрос, выразить удивление, подразумевание, побуждение к действию. Помогают расчленить высказывание в зависимости от смысловой важности его частей. Обеспечивают выражение эмоций, подтекста, характера говорящего и т.д.

Всегда тягостное впечатление производит автор, который не озаботился просодическим вопросом и бубнит свои тексты монотонно и однообразно, не понимая какую художественную выразительность стихам может придать их прочтение «с выражением». В котором ударение - на первом месте.

Несовпадение ударных слогов в строчках (при выбранном размере) некоторыми критиками воспринимается за несовершенство стихотворения. Хотя многие поэты идут на это сознательно.

Марина Цветаева «Вы, идущие мимо меня…»

ВЫ, идУщие мИмо менЯ

К не моИм и сомнИтельным чАрам, —

Если б знАли вы, скОлько огнЯ,

СколькО жИзни, растрАченной дАром,

И какОй героИческий пЫл

На случАйную тЕнь и на шОрох…

И как сЕрдце мне ИспепелИл

Этот дАром истрАченный пОрох!

О летЯщие в нОчь поездА,

УносЯщие сОн на вокзалЕ…

ВпрОчем, знаЮ я, чтО и тогдА

Не узнАли бы вЫ — если б знАли —

ПочемУ мои рЕчи резкИ

В вЕчном дЫме моЕй папирОсы, —

СкОлько тЕмной и грОзной тоскИ

В головЕ моЕй светлОволосОй.

Первый катрен: начальное ударение на «ВЫ» (первый слог) - вызов, обвинение… Но дальше, все начальные ударения в строчках на вторых слогах.

Последний катрен: начальное ударение «ПочемУ» (третий слог) – акцент на вопросе… Дальше – частичное совпадение, в последней строчке - снова сбой. Таким образом, поэт усиливает воздействие на читателя, обозначает главное.

Сравним с ровным, повествовательным пушкинским слогом( «Евгений Онегин» (Гл.1, I)

«МОй дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
КОгда нЕ в шУтку занемОг,
Он уважАть себЯ застАвил
И лУчше вЫдумать нЕ мог…

К просодии (значение, задачи) мы вернемся, когда будем знакомиться с основными стихотворными размерами.

Нет комментариев. Ваш будет первым!