Урок 12. Ритм

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 12. Ритм.

Зачем поэтической речи ритм? Чтобы она звучала, как музыка.

Благодаря ритмизации текста читатель (или зритель) предшествующими строчками (фразами) подготавливается к последующим. Ритм настраивает человека на определенную систему восприятия, и если поэт с ритма случайно сбился, читатель (зритель) спишет этот сбой  на неумение, недоработку, непрофессионализм автора. А если неслучайно – об это чуть ниже.

 

Откуда ритм в Поэзии?

Из природы. Её законов. Ритмична работа сердца, ритмично дыхание (вдох-выдох), ритмичны ходьба, бег (правая нога, левая нога), ритмично время (утро, день, вечер, ночь; зима, весна, лето, осень), ритмичен морской прибой, ритмичны взмахи крыльев птиц и движения хвостов рыб, ритмическую природу имеют звуковые волны, свет. Даже мысли в наших головах появляются не все сразу, а в определенном ритме (пришла-ушла, пришла-ушла).

Присущ ли ритм обычной бытовой речи, прозе? Безусловно.

В чем же тогда отличие ритма поэтического? В его размеренности, художественной определенности, в его структурообразующей функциональности.        

 

Чем задается ритм?

Как мы уже знаем - сочетанием ударных и безударных звуков (слогов). Но не только этим.

Ритм задается выделенными (по смыслу, тону) словами, паузами, созвучиями,  предложениями, внутренними и конечными (в строке) рифмами, одинаковыми по размеру строфами.  В белых стихах ритм может задаваться смысловыми акцентами.

При декламации стихотворения ритм (отличный от задуманного автором) может задавать чтец. Он будет читать так, как понял текст. Будет добиваться выразительности, как артист. Может стихи петь.

 

Поэту ритм помогает или мешает (не дает вставить слово в строчку)?

Конечно, помогает (и хорошо, что не дает). Иначе и Поэзии не случилось бы.

Ритм (хотя, конечно, не только он) заставляет автора искать, перебирать слова, подбирать их… Вынуждает напрягаться, концентрироваться, сосредотачиваться, «собираться», «держать линию ритма». Кого-то раскачивает в такт своим словам.

А читателя? Побуждает встать и идти. Маршем! В ногу!

 

Даниил Хармс «Миллион»

Шёл по улице отряд –
Сорок мальчиков подряд:
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
И четыре
На четыре,
И четырежды 
Четыре,
И ещё потом четыре.

В переулке шёл отряд –
Сорок девочек подряд:
Раз, два, три, четыре,
И четыре на четыре,
И четырежды четыре,
И ещё потом четыре.

Да как встретилися вдруг,
Стало восемьдесят вдруг!
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
И четыре
На четыре,
На четырнадцать
Четыре,
И ещё потом четыре.

А на площадь
Повернули,
А на площади стоит
Не компания,
Не рота,
Не толпа,
Не батальон,
И не сорок,
И не сотня,
А почти что
МИЛЛИОН!

Раз, два, три, четыре,
И четыре
На четыре,
Сто четыре
На четыре,
Полтораста 
На четыре,
Двести тысяч
На четыре,
И ещё потом четыре!
ВСЁ!

 

Вот отношение к ритму Владимира Маяковского «150 000 000 Поэма»

 

150 000 000 мастера этой поэмы имя.
Пуля — ритм.
                  Рифма — огонь из здания в здание.
150 000 000 говорит губами моими…

Оттуда же:

 

В дИком разгрОме
стАрое смЫв,
нОвый разгр́Омим
пО миру мИф.
ВрЕмя-огрАду
взлОмим ногАми.
ТЫсячу рАдуг
в нЕбе нагАммим.

 

В каждой строке по два ритмических ударения – и стихотворение звучит, как пулеметная очередь. Ведь «пуля-ритм».

 

Что происходит, когда ритм сбит (патрон заклинило, и пулемет заглох)? Поэт (за ним и читатель) останавливается (передергивает затвор), набирает в легкие воздуха для следующей поэтической фразы. Но чтобы её произнести он должен настроиться на новый ритм, начать стихотворение, как бы сначала.  Вот комическое стихотворение из «Серебряного века» хорошо иллюстрирующее сказанное:

 

Саша Черный «Переутомление»

(Посвящается исписавшимся «популярностям»)

 

Я похож на родильницу,
Я готов скрежетать...
Проклинаю чернильницу
И чернильницы мать!

Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца,—
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца!

Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,
Но этим не был я смущен, поверьте, никогда —
Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пень — мигрень,
Бебель — стебель, мозга — розга,
Юбка — губка, тень — тюлень.

Рифму, рифму! Иссякаю —
К рифме тему сам найду...
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду.

Иссяк. Что будет с моей популярностью?
Иссяк. Что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
А Вакс Калошин — разбитым горшком...

Нет, не сдамся... Папа — мама,
Дратва — жатва, кровь — любовь,
Драма — рама — панорама,
Бровь — свекровь — морковь... носки!

 

Не правда ли, стихотворение как будто составлено из двух. Почему?

Да потому что поэт переутомился, устал. Ему трудно держать один ритм. Он сбивается на второй, затем возвращается к первому. И опять сбивается…

Заметим, что сбивка эта - не только между строфами.

В шестом катрене, ритм сбивается дважды: сначала - в третьем, затем – в четвертом стихе.

Ну, а в последней строчке происходит совсем несуразное - автор до того обессилел, что теряет и рифму.

Вернусь к однажды уже высказанной мысли: поэт - это артист. В данном случае автор абсолютно вжился в роль своего героя.

 

Оставим улыбку. Вернемся к теме урока.  

Вчитайтесь, пожалуйста, в следующие строчки. Ощутите ритм.

 

Александр Блок «Коршун»

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. —
В избушке мать над сыном тужит:
«На? хлеба, на?, на? грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. —
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

А теперь вслушайтесь, как это стихотворение (и другие о России)  читает Василий Качалов: https://www.youtube.com/watch?v=s1qy7OrPWSg

Уловили разницу? Ощутили, каким образов ритм, заданный великим поэтом дополнен интонационным, эмоциональным, композиционным, музыкальным  ритмом  великого чтеца? Услышали приливы и отливы голоса?

Почувствовали, как в  стихотворении  «Русь» речь «качается» в медленном, плавном ритме. Будто зыбка в русской избе.

…Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Хорошо, что услышали.

20:55
Моя любимая тема ))

Ритм лирического слова задается сердцем (чувствами) и целенаправленной медитацией разума (мозга). Ритм превращает сухой скучный набор букв в музыку, которая звучит внутри и настраивает тебя на те или иные тональности. Восприятие, переваривание, читателем текста в значительной мере зависит от возможности слушать этот текст, как музыкальное нечто, когда уже не важны запятые, буквосочетания, другое мелкое разное — есть только главная тема и музыка, которая тебя ведет. Если вы не ощущаете этого, то вы и не воспринимаете стихотворение, оно не оживает для вас яркой неповторимостью, не приносит смысл своего существование, оно для вас — мертво, потому, что оно не для вас.

Умение управлять ритмами, смысловыми интонациями и ударными акцентами — главное оружие мастера слова. Это — его рабочий инструмент, от владения которым зависит качество и эффективность бегущих строк из-под пера творца.

Я люблю эту музыку. Я живу в ней, не делая перерывов и одолжений. Да, это не всегда и всем понятно — пусть будет. У каждого должна быть своя музыка, потому что каждый человек уникален и имеет право быть собой. Только вам делать ваш личный осознанный выбор и принимать что-то, или отталкивать его же. Это — искусство быть, ни много и ни мало.
00:27
Чуть не забыла еще один очень важный момент: роль чтеца в восприятии слушателями. Когда читающий умеет правильно понимать замысел автора, умеет голосом давать четкие ритмы, паузы, ударения, интонирование — слушатель погружается в волшебный мир истинной поэзии, где все мелкие мысли просто резко выключаются и остается только чувственное наслаждение голосом, игрою слов, красотой образов. Это нужно однажды услышать, чтобы понять и никогда уже не забыть. Правильный симбиоз одаренного автора, яркого ритмического текста и умелого чтеца — три кита того чуда, к которому мы все стремимся и о котором мечтаем…

З.Ы.: мне довелось услышать такое в реальной жизни — завидуйте )))