Урок 15. Слои

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 15. Слои

 

Этот урок рекомендую читать не спеша, очень вдумчиво.

 

Почему стихи великих поэтов, живут так долго и затрагивают человека так сильно?

Они красивы – написаны совершенным поэтическим языком, что само по себе предопределяет долголетие и глубокое проникновение в души.

Они отражают свое время – и поэтому интересны потомкам.

Они выражают гений автора – гениальность притягивает людей всегда.

Наконец, они глубоки – затрагивают главные вопросы (о смысле, цели, истине, красоте и трагедии) жизни. То есть, те вопросы, которые каждый человек  сам решает всю жизнь.

На которые поэт дал ответы в стихах.

Каким образом (способом) дал? Языком искусства – не всегда прямолинейным. Ярким, образным, художественным.

Многослойным.

 

Когда автор только лишь списывает (срисовывает) с действительности – он создает плоский текст-протокол.

Да, в нём могут присутствовать рифмы, он может быть размеренным, ритмичным, ярким. Может содержать в себе множество интересных деталей... Автор может протоколировать явления природы, детали городского (или деревенского) пейзажа, свои любовные чувства и переживания, страсти других людей, идеи и прочие умственные измышления, ступени духовного восхождения, состояния общества, гражданские позиции и так далее...

При этом в его текстах не будет Поэзии.

Потому что поэт обязан не списывать с жизни, а исследовать жизнь, проникать в суть вещей, искать, находить... и говорить людям о том, до чего ему удалось в своих исследованиях «докопаться».

 

Но поэт не пишет многотомных философских трактатов. Его продукция – короткие, ёмкие стихотворения, в которых (в концентрированной форме) изложены результаты поисков.

Чтобы коротко сказать о многом и важном, нужно слова текста «насытить» двойными, тройными... множественными смыслами. Вложить в одно слово несколько значений. И предложить читателю разгадать, открыть эти значения. Переплести их со значениями других слов и таким способом подтолкнуть другого человека «дойти до самой сути».

Значения «прячутся» в разных слоях, плоскостях нашего бытия.

Значит, поэту - чтобы «вкусить» значений – нужно побывать в этих слоях. И через употребленные в стихах слова-двери пропустить в эти слои читателя.

Чем больше слоёв «посетит» и высветит поэт, тем глубже, таинственнее будет написанное им стихотворение.

Тем больший отклик найдет оно в людях.

Тем более оно будет интересным.

Тем дольше оно будет жить.

 

Сегодня мы будем изучать слои, на примере одного стихотворения.

Очень сложного по смыслу, несмотря на то, что написано оно достаточно простым размером: пятистопным хореем.

 

Борис Пастернак. «Доктор Живаго»
СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО

ГАМЛЕТ


Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

 

Какой «гул» затих? Естественно - зрительного зала (1-й слой) – ведь актер вышел на подмостки, спектакль начинается.

Но... Вторая строчка говорит о каком-то дверном косяке. Где этот косяк? На сцене? В декорации? Возможно...

Как и возможно, что автор говорит об обычном косяке двери, обычного дома, через которую обычный человек выходит на обычное крыльцо (или на обычный балкон). Ведь «На меня наставлен сумрак ночи (а не зрительного зала)», значит, «затих гул» дня (2-й слой).

Или «гул» всего внешнего мира (3-слой).

Или «гул» неба с его шумными ветрами (4-й слой).

Или «гул» века с его громкими революциями и войнами (5-й слой).

Или речь идет о гуле внутреннем: «гуле» человеческого ума, «шумно» перебирающего ворохи мыслей, с целью осознать происходящее (6-й слой),

Или о возмущенном «гуле» сердца, не принимающего того, что происходит (7-й слой).

Наконец, поэт намекает на «гул» высших сих (8-й слой), тоже не поощряющих происходящее, но на время (может быть, на ночь) притихших.

 

Каково? В одном слове из трех букв – 8 смысловых слоев.

Тех, которые мы нашли с лёту...

Может быть, при более глубоком анализе найдётся еще столько же.

 

Идем дальше.

В каком это «далёком отголоске» идет речь?

Отголоске чего?

Разговора, не способных замолчать зрителей последнего ряда (1-й слой)? Навязчивых новостей, из не выключенного - где-то на краю деревни или городского квартала - радиоприемника (2-й слой)?

Когда-то услышанной «умной» речи политика (3-й слой)?

Навязчивой, но в данный момент далеко улетевшей, собственной мысли (4-й слой)?

Чувства, не занявшего в сердце главного места (5-й слой)?

Еще чего-то слышимого, но невидимого (6-й слой)?

 

При этом – «в отголоске» важном, пророческом. Ведь герой хочет услышать о том, «что случится на моем веку»...

Тут еще несколько слоёв – внешних, внутренних. 

 

Дальше.

«На меня наставлен сумрак ночи»!

Кем наставлен? С какой целью? Откуда наставлен? С черного звездного неба? Или из сумрачной (без света), «ночной» советской идеологии, которой Пастернаку пришлось вкусить сполна?

Или не советской, но такой же «ночной» идеологии борьбы за власть времен Гамлета?  Или Шекспира?

Или «сумраком ночи» автор называет бездушную, бесчувственную толпу зрителей (зевак)?

Почему сумрак ночи, а не сумрак зрительного зала, на подмости которого вышел герой?

Каждый ответ на каждый поставленный вопрос упрятан в определенном слое.

 

«Я люблю твой замысел упрямый»...

Чей – твой?

Замысел чего? Жизни (1-й слой)?

Борьбы - в этой жизни - людей (2-й слой)?

Борьбы идей (3-й слой)?

Борьбы людей с идеями (4-й слой)?

Смерти мира (5-й слой)?

Смерти героя (6-й слой)?

Гибели – в конечном счете – противников героя (7-й слой)?

 

Почему упрямый?

Потому что он не подвергается сомнению, ревизии (1-й слой)?

Потому что замысливший – упрямец (2-й слой)?

Потому что исполнители замысла – упрямцы (3-й слой)?

 

«И играть согласен эту роль»...

Почему играть, а не просто жить (если это замысел не спектакля, а жизни)?

Может ли герой быть не согласным с ролью в любимом замысле?

Какую «эту» роль?

 

«Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь».

Почему сейчас?

А раньше что - шла «правильная, не другая» драма? Почему сейчас другая? Какая это – другая, не по «замыслу» что ли?

Почему «уволь»?

Почему «на этот раз» уволь?

Почему уволь только меня? И так далее…

 

Практически каждое слово стихотворения выводит на вопросы и - соответственно - на слои. Ответы в этих слоях ищут:

 

- Гамлет, который говорил, что жизнь - это театр и люди в нем - актеры.

- как видим по-пастернаковской трактовке темы - автор «Гамлета» Уильям Шекспир,

- герой, играющий Гамлета в современной пьесе,

- Юрий Живаго – герой романа «Доктор Живаго»,  от чьего имени написано стихотворение,

- любой человек – ровесник Пастернака,

- наши ровесники.

- сам автор Борис Леонидович Пастернак,

- мы с вами.

- и конечно, Иисус Христос - автор не случайно вводит в стихотворение ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше.

 

Что удивительно, в последнем катрене стихотворения - ответы даны. Такие же многослойные, как и вопросы.

Попробуйте сформулировать их в домашнем задании.         

Нет комментариев. Ваш будет первым!