Урок 16. Поэзия для детей

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 16. Поэзия для детей

 

 

Сегодня мы поговорим о Поэзии для детей.

Как дети воспринимают окружающий мир и поэзию?

Чем восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека?

Чем взрослая поэзия отличается от детской? Только ли ориентацией на словарный запас человека?

 

Мир взрослых наполнен символами, абстракциями, слоями и оттенками окружающих нас вещей и явлений. Используя накопленный жизненный опыт, взрослый человек не просто угадывает знакомое и понятное в пределах досягаемости своих органов чувств - он исследует это с разных сторон, находит дополнительные свойства, придает им новые значения и связи с другими вещами и явлениями. Постоянно усложняет и творит новое из того, что есть под рукой.

 

Мир ребенка, напротив, полон тайн и неизвестных загадок, где объектами интереса выступают простые вещи и явления, которые ребенок изучает в процессе, учится отличать одно от другого, учится узнавать главные свойства и возможности. Восприятие ребенка направлено на самое простое и бросающееся в глаза. Создавать сложные абстрактные картины из простых деталей дети еще не умеют. Слушая разговоры взрослых, они только учатся познавать их большую и не однозначную реальность.

 

Ребенка можно сравнить с учеником волшебника: для него весь мир - чудо, пока недоступное пониманию, которое срочно нужно узнать и понять.

Именно поэтому мы говорим об отличиях взрослой Поэзии и Поэзии для детей.

И дело тут не столько в словарном запасе, разном для маленького и большого человека, сколько в разных способах восприятия.

 

Дети любят песенки, стихи и тянутся к ним, привлеченные звучностью и игрой рифмы, даже не вполне понимая значение, прочитанного и услышанного. Ребенок любит слушать и повторять вслух стихотворение, чутко реагируя на его тона и ритмы. Поэтический текст действует на душу ребенка своим гармоническим обаянием и близким контактом с миром звуков, который постигается быстрее и легче, чем мир цветов и форм.

 

А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане».

 

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

Корабельщики в ответ:

Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...

Князь им вымолвил тогда:

Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану;

От меня ему поклон.

Гости в путь, а князь Гвидон

С берега душой печальной

Провожает бег их дальный...

 

Мы видим звонкий, четырехстопный хорей с четким ритмом и рифмой. Звучная понятность в простых образах, завораживающая своей красотой.

 

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

 

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

 

Снова простые и ясные образы, минималистским языком подающие мораль сказочной истории, понятной юному разуму: без согласия участников, не будет успешной работы в коллективе.

Никаких многозначностей и спорных толкований.

 

Осип Мандельштам – из лирики для детей.

 

Принесли дрова на кухню,

Как вязанка на пол бухнет,

Как рассыплется она –

И береза и сосна,–

Чтобы жарко было в кухне,

Чтоб плита была красна.

 

Предельно четкий и звонкий ритм, простейшие понятнейшие слова и маленькая красивая бытовая зарисовка без созерцания отвлеченного.

 

Даниил Хармс «Веселый старичок»

 

Жил на свете стаpичок

Маленького pоста,

И смеялся стаpичок

Чpезвычайно пpосто:

...

 

Раз, yвидя паyка,

Стpашно испyгался.

Hо, схватившись за бока,

Гpомко pассмеялся:

...

 

А yвидя стpекозy,

Стpашно pассеpдился,

Hо от смеха на тpавy

Так и повалился:

...

 

И тут - предельно простой текст, яркий персонаж, четкие и звучные рифмы.

 

Сергей Михалков «Дядя Степа»

 

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

 

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

 

Уважали дядю Степу

За такую высоту.

Шел с работы дядя Степа —

Видно было за версту.

 

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

 

Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ширины.

 

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам —

Вся портновская работа

Разъезжается по швам!

 

Он через любой забор

С мостовой глядел во двор.

Лай собаки поднимали:

Думали, что лезет вор.

 

Брал в столовой дядя Степа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Степа —

Ноги клал на табурет.

 

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: — Сядьте на пол,

Вам, товарищ, все равно!

 

Но зато на стадион

Проходил бесплатно он:

Пропускали дядю Степу —

Думали, что чемпион.

 

От ворот и до ворот

Знал в районе весь народ,

Где работает Степанов,

Где прописан,

Как живет…

 

Казалось бы, длинный текст… почему так легко читается?

За счет простоты изложения, четкости и ясности рифм и ритма. Однозначность и краткость описаний простых бытовых зарисовок создает легкую и красивую картинку, завораживающую ребенка.

Да и взрослого тоже.

 

 

Благодарю участника нашей группы Веру Сергееву за помощь в подготовке урока. 

Нет комментариев. Ваш будет первым!