Урок 21. Поэзия

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 21. Поэзия

 

К окончанию первого учебного года в ШНА, участники нашей группы – я надеюсь, большинство – осознали куда они вступили, и чем занимаются.

Поняли, что Поэзия – это не текст в столбик, не рифмы в окончаниях строк, не технические приемы стихосложения и пр. (хотя все это в Поэзии есть и должно быть). Не стишки к праздникам, не пространные послания любимым (с «великим» излиянием всех своих чувств), не рекламные слоганы и пошлые песенки, не высосанные из пальца темы...  

 

Поняли, что Поэзия – это Искусство! И отношение к Ней должно быть соответствующим. Серьезным (даже в смешливых стихах), ответственным, глубоким (не поверхностным).

С другой стороны, поняли (или начинают понимать), что умом (логикой) Поэзию не «взять». И душой – не всегда.

Что Поэзия - чаще - неуловима, текуча, неведома, не познана, до конца не определена…

Она вдруг открывает себя человеку, поэту – и ему ничего не остается, кроме как принимать и передавать. И делать это профессионально, грамотно.

То есть, поэту нужно научиться принимать и передавать. В любой момент быть готовым к приему-передаче.

Научить Поэзии нельзя (и я не взялся учить, лишь подсказывать, помогать, делиться опытом) – слишком глубоко (в душе, духе) её корни, основания. 
Научиться можно – поэтическое есть в каждом человеке. Но чтобы научиться (самообразоваться) человеку (еще не поэту) нужно выполнить много условий, от многого отказаться. Нужно захотеть научиться. Полюбить Поэзию, как себя. 

 

Если человек "выполнит и откажется", поэтом станет и Поэзия ему откроется – у него есть шанс пережить такие мгновения счастья, полноты жизни, какие в иных сферах человеческой деятельности недостижимы.

«Сбитое», получившееся стихотворение (и осознание что написано оно тобой, и одновременно непонимание - как оно написалось) может дать поэту высшую (из доступных) человеческую радость. Когда больше уже ничего не хочется и ничего не нужно. Кто такие мгновения уже пережил – поймет меня без вопросов и дополнительных разъяснений. Кто еще нет – поверит на слово. 

 

На последнем - в 2015-16 учебном году - уроке я умолкаю и предлагаю послушать вдохновенные откровения о Поэзии и поэтах классиков Русской Поэзии.         

 

Гавриил Державин «На рифмоплета»

 

Видал ли, рифмоплёт, на рынке ты блины
Из гречневой муки, холодные, сухие,
Без соли, без дрожжей, без масла спечены,
И словом, чёрствые и жесткие такие,
то в горло могут быть пестом лишь втолчены?
Не трудно ль — рассуди — блины такие кушать,
Не казнь ли смертная за тяжкие грехи?
Вот так-то, рифмоплёт, легко читать и слушать
Увы! твои стихи.

 

Александр Пушкин «Поэт»

 

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

 

Афанасий Фет «Музе»

 

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

 

Демьян Бедный «Бывает час: тоска щемящая…»

Бывает час: тоска щемящая

Сжимает сердце... Мозг - в жару...

Скорбит душа... Рука дрожащая

Невольно тянется к перу...

 

Всё то, над чем в часы томления

Изнемогала голова,

Пройдя горнило вдохновения,

Преображается в слова.

 

Исполненный красы пленительной,

И буйной мощи, и огня,

Певучих слов поток стремительный

Переливается, звеня.

 

Как поле, рдеющее маками,

Как в блеске утреннем река,

Сверкает огненными знаками

Моя неровная строка.

 

Звенит ее напев рыдающий,

Гремит призывно-гневный клич.

И беспощаден взмах карающий

Руки, поднявшей грозный бич.

 

Но - угасает вдохновение,

Слабеет сердца тетива:

Смирив нестройных дум волнение,

Вступает трезвый ум в права,

 

Сомненье точит жала острые,

Души не радует ничто.

Впиваясь взором в строки пестрые,

Я говорю: не то, не то...

 

И, убедясь в тоске мучительной,

Косноязычие кляня,

Что нет в строке моей медлительной

Ни мощи буйной, опьянительной,

Ни гордой страсти, ни огня,

 

Что мой напев - напев заученный,

Что слово новое - старо,

Я - обессиленный, измученный,

Бросаю в бешенстве перо!

 

Александр Блок «Поэты» 

 

За городом вырос пустынный квартал

На почве болотной и зыбкой.

Там жили поэты,- и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

 

Напрасно и день светозарный вставал

Над этим печальным болотом;

Его обитатель свой день посвящал

Вину и усердным работам.

 

Когда напивались, то в дружбе клялись,

Болтали цинично и прямо.

Под утро их рвало. Потом, запершись,

Работали тупо и рьяно.

 

Потом вылезали из будок, как псы,

Смотрели, как море горело.

И золотом каждой прохожей косы

Пленялись со знанием дела.

 

Разнежась, мечтали о веке златом,

Ругали издателей дружно.

И плакали горько над малым цветком,

Над маленькой тучкой жемчужной...

 

Так жили поэты. Читатель и друг!

Ты думаешь, может быть,- хуже

Твоих ежедневных бессильных потуг,

Твоей обывательской лужи?

 

Нет, милый читатель, мой критик слепой!

По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж недоступно все это!..

 

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцой,

А вот у поэта - всемирный запой,

И мало ему конституций!

 

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

 

Марина Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»

 

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

 

Анна Ахматова «Муза»

 

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

 

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?" Отвечает: "Я".

 

Владимир Маяковский «Поэзия»

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Но как испепеляюще слов этих жжение

Рядом с тлением слова-сырца.

Эти слова приводят в движение

Тысячи лет миллионов сердца.

 

 

Сергей Есенин «Поэт»


Горячо любимому другу
Грише


Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.
Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!

 

Осип Мандельштам «Silentium»

Она еще не родилась,
Она – и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

 

Николай Заболоцкий «На закате»

 

Когда, измученный работой,
Огонь души моей иссяк,
Вчера я вышел с неохотой
В опустошенный березняк.

На гладкой шёлковой площадке,
Чей тон был зелен и лилов,
Стояли в стройном беспорядке
Ряды серебряных стволов.

Сквозь небольшие расстоянья
Между стволами, сквозь листву,
Небес вечернее сиянье
Кидало тени на траву.

Был тот усталый час заката,
Час умирания, когда
Всего печальней нам утрата
Незавершенного труда.

Два мира есть у человека:
Один, который он творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторяд моих чудес.

Душа в невидимом блуждала,
Своими сказками полна,
Незрячим взором провожала
Природу внешнюю она.

Так, вероятно, мысль нагая,
Когда-то брошена в глуши,
Сама в себе изнемогая,
Моей не чувствует души.

 

Самуил Маршак «* * *»

 

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных - прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье. 

 

Николай Рубцов «Стихи»

 

Стихи из дома гонят нас,

Как будто вьюга воет, воет

На отопленье паровое,

На электричество и газ!

 

Скажите, знаете ли вы

О вьюгах что-нибудь такое:

Кто может их заставить выть?

Кто может их остановить,

Когда захочется покоя?

 

А утром солнышко взойдет,-

Кто может средство отыскать,

Чтоб задержать его восход?

Остановить его закат?

 

Вот так поэзия, она

Звенит - ее не остановишь!

А замолчит - напрасно стонешь!

Она незрима и вольна.

 

Прославит нас или унизит,

Но все равно возьмет свое!

И не она от нас зависит,

А мы зависим от нее...

 

Александр Кушнер «Поэзия – явление иной…»

 

Поэзия - явление иной,
Прекрасной жизни где-то по соседству
С привычной нам, земной.
Присмотримся же к призрачному средству
Попасть туда, попробуем прочесть
Стихотворенье с тем расчетом,
Чтобы почувствовать: и правда, что-то есть
За тем трехсложником, за этим поворотом.
Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской, 
Не рай, так подступы к нему, периферия 
Той дивной местности, той почвы колдовской, 
Где сердцу пятая откроется стихия. 
Там дуб поет.
Там море с пеною, а кажется, что с пеньем 
Крадется к берегу, там жизнь, как звук,растет, 
А смерть отогнана, с глухим поползновеньем.

 

Давид Самойлов «Слова»

 

Красиво падала листва, 
Красиво плыли пароходы. 
Стояли ясные погоды, 
И праздничные торжества 
Справлял сентябрь первоначальный, 
Задумчивый, но не печальный. 

И понял я, что в мире нет 
Затертых слов или явлений. 
Их существо до самых недр 
Взрывает потрясенный гений. 
И ветер необыкновенней, 
Когда он ветер, а не ветр. 

Люблю обычные слова, 
Как неизведанные страны. 
Они понятны лишь сперва, 
Потом значенья их туманны. 
Их протирают, как стекло, 
И в этом наше ремесло. 

И еще несколько откровений "великих". В прозе. 

 

Уильям Шекспир

«Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес».

 

Аристотель

«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история — только единичное».

 

Николай Гоголь

«Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его».

 

Анатоль Франс

«Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. [Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он».

 

Константин Паустовский

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...