Урок 25. Контрапункт

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 25. Контрапункт

 

Термин «контрапункт» преимущественно музыкальный.

Хотя можно услышать о контрапункте в живописи, в кино, в театральной драме…

В Поэзии (музыке слов) контрапункт тоже присутствует.

 

КОНТРАПУНКТ (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) – одновременное, гармоничное сочетание в музыке нескольких мелодических линий, из которого новых мелодий не получается. Пункт против пункта, утверждение против утверждения, тема против темы. 

 

В Поэзии контрапункт рождается из столкновения воображаемых образов и ассоциаций, мыслей, идей, слов. Ожидаемого и неожиданного.

 

Анна Ахматова «Все ушли, и никто не вернулся…»

 

Все ушли, и никто не вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть всё небо в крови.
Дом был проклят, и проклято дело,
Тщетно песня звенела нежней,
И глаза я поднять не посмела
Перед страшной судьбою своей.
Осквернили пречистое слово,
Растоптали священный глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол.
Разлучили с единственным сыном,
В казематах пытали друзей,
Окружили невидимым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
Наградили меня немотою,
На весь мир окаянно кляня,
Окормили меня клеветою,
Опоили отравой меня.
И, до самого края доведши,
Почему-то оставили там.
Любо мне, городской сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.

Стихотворение датировано 1959 годом. Поэт (доведенный до «самого края») оглядывается на свою жизнь, свои потери, жертвы. В отчаянии, отравленный клеветой…

И вдруг – «любо мне…»!

Почему - любо? Слово – производное от светлого, вдохновляющего слова «любовь»?

Общая тональность стихотворения могла быть сохранена и в последних строчках.

К примеру, так:

 

Мне осталось, одной, сумасшедшей,

По предсмертным бродить площадям.

 

Потому что, пройдя всё, Анна Андреевна не ожесточила сердце, не разучилась любить. С помощью контрапункта – сталкивающего ненависть и любовь – поэт открывает смысл  стихотворения. Одним словом «любо» освящает всё, сказанное выше.

 

Позволю себе привести пример из собственного портфеля. Стихотворение «Март».

 

Кусочки неба сложились в небо,
из тонких нитей соткался свод.
Клевала жадно краюху хлеба
ворона. Мирно спал сытый кот. 

Тянулись сосны куда-то выше,
остатки снега покрылись льдом.
Сидело солнце на скате крыши,
лучи в пылинках пронзали дом. 

Трещала печка сухой березой,
забытый чайник гонял пары.
Соседка слева с отборной прозой,
весну встречая, трясла ковры.   

 

Меня много ругали за эту соседку, и эту «отборную» – слишком частую сейчас – прозу. Спрашивали: зачем вы опошлили такой высокий, одухотворенный мартом строй мыслей?

Это весеннее состояние… Настроение…

Чтобы остаться в правде. В жизни - не только романтической, но и реальной.

Способ остаться – контрапункт, поворот, разворот на сто восемьдесят градусов.

 

Еще из Владимира Хохлева. Стихотворение «Цена трудов».

     

Я шел по пустыне, через пески,
солнце нещадно жгло виски.
Под треснувшими губами
я молча скрипел зубами. 

Я плыл через реку, на пороги,
холод воды сковывал ноги,
волны захлестывали с головой,
теченьем сбивало с пути по прямой.

Я пробирался сквозь дебри тайги,
ночью, когда не видать ни зги.
Колкие ели били в глаза,
над головою гремела гроза.

Я поднимался на горный хребет,
встречая холодный, утренний свет.
Груз перехода тянул вниз,
но я шел вперед, вверх, на карниз.

Я парусом правил, бризы ловя.
Я землю искал, но исчезла земля.
Брызги солили мое лицо,
руки теряли штурвала кольцо.

Я мерз на торосах, под снегом спал.
Мне северный ветер в грудь хлестал.
Далекие звезды не слали тепла,
сознанье ковала холодная мгла.

Я падал без сил, но силы искал.
В ущелья, срываясь с коварных скал,
я в клочья одежды свои изодрал.
По несколько суток я голодал.

Я полз, когда не мог идти. 
Я шел, чтобы Тебя найти.
Бред лихорадки меня жег…
но найти я Тебя смог!

Когда же горячим лбом своим
я приложился к коленям Твоим,
тихо, сжав губы, сказал про себя:
Я даром получил Тебя! 

 

Это стихотворение я впервые читал на публике в 2002 году на поэтическом вечере в большом Концертном зале (у Финлядского вокзала в Санкт-Петербурге).

Стихотворение длинное, читал с выражением…

Зрителей много. Они напряглись, даже устали от почти протокольного перечисления фактов. Ждут финала – ради чего…

Вдруг, на словах «но найти я Тебя смог!» зал взрывается аплодисментами. Действительно, пройдя все испытания, герой «найти смог». Одержал трудную победу.

Но стихотворение «Цена трудов» не о победе – о цене победы.

Пришлось остановить рукоплескания, чтобы дочитать завершающую строфу. С поворотом мысли.

Аплодисменты перешли «в долго не прекращающиеся овации».

 

Вот она – сила КОНТРАПУНКТА...   

 

 

Из строки «Я шел, чтобы Тебя найти» текста стихотворения «Цена трудов» вытекает, что все хождения по пустыням, таёжным дебрям, горам и т.д. ЛГ были направлены на поиски женщины, но в этих местах пожалуй можно было повстречаться лишь только с ЕТТИ. Остаётся лишь догадываться, где ЛГ её нашёл. Описание мук достойное, но ЛГ из этой фабулы предстаёт безумцем. На мой взгляд сюжет не доработан.
11:43
Немного странное суждение. Чем поэзия отличается от документированного протокола? Она отличается образностью и иносказательной метафоричностью, подобной языку военной шифровки, когда автор не может выражать прямо свои мысли и чувства, но также не может не выражать их. Здесь на помощь приходит тьма художественных приемов, в сумме дающих эффект легкой вуали, искажающей и украшающей грубые прямые факты и события.

Вы действительно подумали, что автор приведенных вами цитат лично ходил ногами по пустыням-горам-дебрям, точно выполняя все указанные движения? Серьезно? Конечно, это своего рода комплимент автору — за художественную убедительность слова, но… но настолько буквально воспринимать текст стихотворения — действительно странно.

Насчет вашего «етти», если уж вы сторонник прямых смыслов и выражений, то вы-то откуда знаете, что оно там бывает? Сами были там, искали и нашли? Теперь можете выступать за практического эксперта и МНС-биолога по этим темам? Момент немного не понятен, пояснения, фотографии и протоколы документов будут не лишними.

Идея поиска и стремления к цели, ярко нарисованная автором в упомянутом вами стихотворении, сама по себе далеко не нова. Любое творчество начинается с беспокойного состояния, которое перерастает в манию сорваться с места и начать движение к выбранной цели, иногда сразу не до конца ясной и понятной даже самому себе. Без таких поисков и беспокойного неуемного терзания творчества не бывает вовсе. Вы считаете всех, кто так или иначе вовлечен в творческие процессы в любых их проявлениях — безумцами? Что ж, в определенном смысле вы правы. И те, кто жизнью вовлечен в действительно безумный полет на крыльях своей безжалостной музы, только улыбнутся и покивают вам в ответ.

А мне хотелось бы понять, как и о чем вы думали, когда писали ваши странные слова, вроде бы по-отдельности простые и несложные, но в общем сочетании — совершенно странные, как винегрет из ананасов и устриц с майонезиком.
Вера Сергеева, вы так уверенно трактуете чужой текст, словно вы (соавтор) или духовник Автора. Если считаете, что 7-8 четверостиший, являются одной общей метафорой поиска и стремления к цели ЛГ (цель женщина – таков текст, как не крути и название «Цена трудов»), то возникает вопрос? Метафорой, к каким истинным испытаниям ЛГ? Каких трудов?
По вашей трактовке текста получается, описанные МУКИ являются одной общей метафорой к МУКАМ ЛГ – забавно, но к каким автор не отразил, как бы в силу их грубости. Какова сфера деятельности Героя? Какие «концлагеря» он прошёл в поисках «второй половины»? Даже, если буквально не воспринимать, то всё равно получается стихотворение -Эскиз.(не доработано)
Написал, потому что увидел чёрное и сказал, что оно чёрное. Так мной воспринимается текст. Ничего личного к автору — здоровья и удачи ему!
13:34
Я не более уверена в трактовке чужого текста, чем вы, Борис Красильников. Или именно вы претендуете на безусловное соавторство означенного текста и только ваше его непогрешимое толкование? Всем прочим — молчать и соглашаться с вами без вопросов? Да?

А что же вы видите, если не сложный путь автора к его мечте, которая даже не обязательно будет реальным человеком, несмотря на «колени»? Художественная завуалированная подача материала весьма и весьма коварна. Это может быть образ самого разного, в том числе и любимого человека, почему нет. Чем вас смущает идея стремления к родной и любимой душе? Причем тут сфера деятельности и концлагеря? Что именно вы бы стали дорабатывать тут? Паспортные данные? Резюме и банковские реквизиты? Краткий экскурс в профессиональную область, родственную автору или ЛГ? Мануал по экстремальному туризму? Я в полной растерянности и искренне вас не понимаю.

Кажется, вы опять пошли упираться в буквализм строк, добавив сюда низость побуждений с весьма своеобразным пониманием идеи стихотворения. А вы знаете из популярной психологии — тест Роршаха? Это когда вам показывают абстрактную кляксу и просят назвать, что вы в ней увидели? Дело не в форме кляксы, дело в ваших личных фобиях и маниях, о которых вы тут же доверчиво расскажете доброму доктору. В данном конкретном случае это стихотворение сыграло с вами ту же роль индикатора ваших личных душевных состояний. Все, что вы приписываете автору, лично ваше. Автор может быть в шоке и впервые узнать о себе много нового — в преломлении вашего разума (в этой роли «без меня меня женили» я-автор была не раз, ситуация до удивительного знакома). Как сейчас в шоке я, просто читатель, читая очень и очень странные суждения — там, где мне видится совсем другое. Уверена, сам автор видел нечто третье. И это третье было светло и горячо для него.

Ну, а ваше стремление привязываться к только вам видимым деталям, придавая им негативное, видимое только вам толкование, можно понять. Всякое в жизни бывает. Однако, попробуйте как-нибудь посмотреть на мир чуть добрее? Попробуйте обратиться к духовным и светлым началам, а не к грязи и низкому? Доброта множит доброту. Здоровья вам, тепла и мира.
17:57
Цель — женщина? А мне показалось, что речь о пути к Богу.
23:10
Мне тоже показалось, что цель — не конкретный один человек, а скорее духовный символ… хотя, утверждать не возьмусь.
Вера Сергеева, зачем вы искажаете действительность, приписывая мне категоричность взглядов, обращение к какой то грязи, к чему-то низкому, где это в моих комментариях? Я лишь выразил своё мнение о тексте, подчеркнув, что оно МОЁ.
(мои цитаты: 1. «На мой взгляд, сюжет не доработан». 2. «Так мной воспринимается текст».)
По вашим комментариям в виде целых эссе в защиту, на мой взгляд, невразумительного текста, позволяющего его трактовать, как угодно читателю (А он гадать и читать со словарём не должен — ИМХО), со странным словосочетанием в названии «Цена трудов» (расшифруйте мне его, может автор имел в ввиду «Награда за Труд», а ведь название стихотворения должно направлять мысль читателя, а не наоборот.) создаётся впечатление, что вы склонны наводить тень на плетень из «любви» к автору. Здоровья вам, тепла и мира.
23:08
Борис Красильников, зачем вы сами первым начали искажать смысл и идею стихотворения (от скоморошного «етти» до «сферы деятельности героя» пополам с «концлагерем»), говоря "… забавно, но к каким автор не отразил, как бы в силу их грубости" и тут же утверждая, что герой не имеет прав идти трудным путем, добиваясь желаемой и знАчимой цели, которую он и обретает в финале? Откуда эти фантазии, совершенно странные, да, ваши? Я ассоциативный рад уловить не могу — как до такого додуматься можно было? Когда там четче некуда описано прямым довольно языком, кратко и по шагам, чтоб не думать лишнее и не путаться? И название в полной мере отражает идею стихотворения, безусловно. Вы же умудрились себе напридумывать настолько сложные конструкции, что их до сих пор понять невозможно — откуда что взялось.

Да, автор лично мне нравится. В противном случае я бы не обратила внимания на его творчество и ваши к нему комментарии, а как же иначе? Исходя опять же из ваших мимо темы урока выпадов, вам он не нравится на личном уровне? Ну так решите ваши личные проблемы где-нибудь в приватной обстановке лицом к лицу, а не здесь, в теме урока для группы людей, желающих научиться чуть большему, прикоснувшись к настоящему и бесценному.

Или может быть вы так намекаете на желание присоединиться к группе и показать всем нам, как правильно нужно писать настоящие стихи? Показать буквой и рифмой ваше литературное мастерство и право на авторитетные заявления и оценки? Не вопрос, присоединяйтесь и показывайте :)
Предлагаю завершить спор.