Урок 25. Контрапункт
Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"
Урок 25. Контрапункт
Термин «контрапункт» преимущественно музыкальный.
Хотя можно услышать о контрапункте в живописи, в кино, в театральной драме…
В Поэзии (музыке слов) контрапункт тоже присутствует.
КОНТРАПУНКТ (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) – одновременное, гармоничное сочетание в музыке нескольких мелодических линий, из которого новых мелодий не получается. Пункт против пункта, утверждение против утверждения, тема против темы.
В Поэзии контрапункт рождается из столкновения воображаемых образов и ассоциаций, мыслей, идей, слов. Ожидаемого и неожиданного.
Анна Ахматова «Все ушли, и никто не вернулся…»
Все ушли, и никто не
вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть всё небо в крови.
Дом был проклят, и проклято дело,
Тщетно песня звенела нежней,
И глаза я поднять не посмела
Перед страшной судьбою своей.
Осквернили пречистое слово,
Растоптали священный глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол.
Разлучили с единственным сыном,
В казематах пытали друзей,
Окружили невидимым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
Наградили меня немотою,
На весь мир окаянно кляня,
Окормили меня клеветою,
Опоили отравой меня.
И, до самого края доведши,
Почему-то оставили там.
Любо мне, городской сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.
Стихотворение датировано 1959 годом. Поэт
(доведенный до «самого края») оглядывается на свою жизнь, свои потери, жертвы.
В отчаянии, отравленный клеветой…
И вдруг – «любо мне…»!
Почему - любо? Слово – производное от светлого, вдохновляющего слова «любовь»?
Общая тональность стихотворения могла быть сохранена и в последних строчках.
К примеру, так:
Мне осталось, одной, сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.
Потому что, пройдя всё, Анна Андреевна не ожесточила сердце, не разучилась любить. С помощью контрапункта – сталкивающего ненависть и любовь – поэт открывает смысл стихотворения. Одним словом «любо» освящает всё, сказанное выше.
Позволю себе привести пример из собственного портфеля. Стихотворение «Март».
Кусочки неба
сложились в небо,
из тонких нитей соткался свод.
Клевала жадно краюху хлеба
ворона. Мирно спал сытый кот.
Тянулись сосны куда-то выше,
остатки снега покрылись льдом.
Сидело солнце на скате крыши,
лучи в пылинках пронзали дом.
Трещала печка сухой березой,
забытый чайник гонял пары.
Соседка слева с отборной прозой,
весну встречая, трясла ковры.
Меня много ругали за эту соседку, и эту «отборную» – слишком частую сейчас – прозу. Спрашивали: зачем вы опошлили такой высокий, одухотворенный мартом строй мыслей?
Это весеннее состояние… Настроение…
Чтобы остаться в правде. В жизни - не только романтической, но и реальной.
Способ остаться – контрапункт, поворот, разворот на сто восемьдесят градусов.
Еще из Владимира Хохлева. Стихотворение «Цена трудов».
Я шел по пустыне,
через пески,
солнце нещадно жгло виски.
Под треснувшими губами
я молча скрипел зубами.
Я плыл через реку, на пороги,
холод воды сковывал ноги,
волны захлестывали с головой,
теченьем сбивало с пути по прямой.
Я пробирался сквозь дебри тайги,
ночью, когда не видать ни зги.
Колкие ели били в глаза,
над головою гремела гроза.
Я поднимался на горный хребет,
встречая холодный, утренний свет.
Груз перехода тянул вниз,
но я шел вперед, вверх, на карниз.
Я парусом правил, бризы ловя.
Я землю искал, но исчезла земля.
Брызги солили мое лицо,
руки теряли штурвала кольцо.
Я мерз на торосах, под снегом спал.
Мне северный ветер в грудь хлестал.
Далекие звезды не слали тепла,
сознанье ковала холодная мгла.
Я падал без сил, но силы искал.
В ущелья, срываясь с коварных скал,
я в клочья одежды свои изодрал.
По несколько суток я голодал.
Я полз, когда не мог идти.
Я шел, чтобы Тебя найти.
Бред лихорадки меня жег…
но найти я Тебя смог!
Когда же горячим лбом своим
я приложился к коленям Твоим,
тихо, сжав губы, сказал про себя:
Я даром получил Тебя!
Это стихотворение я впервые читал на публике в 2002 году на поэтическом вечере в большом Концертном зале (у Финлядского вокзала в Санкт-Петербурге).
Стихотворение длинное, читал с выражением…
Зрителей много. Они напряглись, даже устали от почти протокольного перечисления фактов. Ждут финала – ради чего…
Вдруг, на словах «но найти я Тебя смог!» зал взрывается аплодисментами. Действительно, пройдя все испытания, герой «найти смог». Одержал трудную победу.
Но стихотворение «Цена трудов» не о победе – о цене победы.
Пришлось остановить рукоплескания, чтобы дочитать завершающую строфу. С поворотом мысли.
Аплодисменты перешли «в долго не прекращающиеся овации».
Вот она – сила КОНТРАПУНКТА...
Вы действительно подумали, что автор приведенных вами цитат лично ходил ногами по пустыням-горам-дебрям, точно выполняя все указанные движения? Серьезно? Конечно, это своего рода комплимент автору — за художественную убедительность слова, но… но настолько буквально воспринимать текст стихотворения — действительно странно.
Насчет вашего «етти», если уж вы сторонник прямых смыслов и выражений, то вы-то откуда знаете, что оно там бывает? Сами были там, искали и нашли? Теперь можете выступать за практического эксперта и МНС-биолога по этим темам? Момент немного не понятен, пояснения, фотографии и протоколы документов будут не лишними.
Идея поиска и стремления к цели, ярко нарисованная автором в упомянутом вами стихотворении, сама по себе далеко не нова. Любое творчество начинается с беспокойного состояния, которое перерастает в манию сорваться с места и начать движение к выбранной цели, иногда сразу не до конца ясной и понятной даже самому себе. Без таких поисков и беспокойного неуемного терзания творчества не бывает вовсе. Вы считаете всех, кто так или иначе вовлечен в творческие процессы в любых их проявлениях — безумцами? Что ж, в определенном смысле вы правы. И те, кто жизнью вовлечен в действительно безумный полет на крыльях своей безжалостной музы, только улыбнутся и покивают вам в ответ.
А мне хотелось бы понять, как и о чем вы думали, когда писали ваши странные слова, вроде бы по-отдельности простые и несложные, но в общем сочетании — совершенно странные, как винегрет из ананасов и устриц с майонезиком.
По вашей трактовке текста получается, описанные МУКИ являются одной общей метафорой к МУКАМ ЛГ – забавно, но к каким автор не отразил, как бы в силу их грубости. Какова сфера деятельности Героя? Какие «концлагеря» он прошёл в поисках «второй половины»? Даже, если буквально не воспринимать, то всё равно получается стихотворение -Эскиз.(не доработано)
Написал, потому что увидел чёрное и сказал, что оно чёрное. Так мной воспринимается текст. Ничего личного к автору — здоровья и удачи ему!
А что же вы видите, если не сложный путь автора к его мечте, которая даже не обязательно будет реальным человеком, несмотря на «колени»? Художественная завуалированная подача материала весьма и весьма коварна. Это может быть образ самого разного, в том числе и любимого человека, почему нет. Чем вас смущает идея стремления к родной и любимой душе? Причем тут сфера деятельности и концлагеря? Что именно вы бы стали дорабатывать тут? Паспортные данные? Резюме и банковские реквизиты? Краткий экскурс в профессиональную область, родственную автору или ЛГ? Мануал по экстремальному туризму? Я в полной растерянности и искренне вас не понимаю.
Кажется, вы опять пошли упираться в буквализм строк, добавив сюда низость побуждений с весьма своеобразным пониманием идеи стихотворения. А вы знаете из популярной психологии — тест Роршаха? Это когда вам показывают абстрактную кляксу и просят назвать, что вы в ней увидели? Дело не в форме кляксы, дело в ваших личных фобиях и маниях, о которых вы тут же доверчиво расскажете доброму доктору. В данном конкретном случае это стихотворение сыграло с вами ту же роль индикатора ваших личных душевных состояний. Все, что вы приписываете автору, лично ваше. Автор может быть в шоке и впервые узнать о себе много нового — в преломлении вашего разума (в этой роли «без меня меня женили» я-автор была не раз, ситуация до удивительного знакома). Как сейчас в шоке я, просто читатель, читая очень и очень странные суждения — там, где мне видится совсем другое. Уверена, сам автор видел нечто третье. И это третье было светло и горячо для него.
Ну, а ваше стремление привязываться к только вам видимым деталям, придавая им негативное, видимое только вам толкование, можно понять. Всякое в жизни бывает. Однако, попробуйте как-нибудь посмотреть на мир чуть добрее? Попробуйте обратиться к духовным и светлым началам, а не к грязи и низкому? Доброта множит доброту. Здоровья вам, тепла и мира.
(мои цитаты: 1. «На мой взгляд, сюжет не доработан». 2. «Так мной воспринимается текст».)
По вашим комментариям в виде целых эссе в защиту, на мой взгляд, невразумительного текста, позволяющего его трактовать, как угодно читателю (А он гадать и читать со словарём не должен — ИМХО), со странным словосочетанием в названии «Цена трудов» (расшифруйте мне его, может автор имел в ввиду «Награда за Труд», а ведь название стихотворения должно направлять мысль читателя, а не наоборот.) создаётся впечатление, что вы склонны наводить тень на плетень из «любви» к автору. Здоровья вам, тепла и мира.
Да, автор лично мне нравится. В противном случае я бы не обратила внимания на его творчество и ваши к нему комментарии, а как же иначе? Исходя опять же из ваших мимо темы урока выпадов, вам он не нравится на личном уровне? Ну так решите ваши личные проблемы где-нибудь в приватной обстановке лицом к лицу, а не здесь, в теме урока для группы людей, желающих научиться чуть большему, прикоснувшись к настоящему и бесценному.
Или может быть вы так намекаете на желание присоединиться к группе и показать всем нам, как правильно нужно писать настоящие стихи? Показать буквой и рифмой ваше литературное мастерство и право на авторитетные заявления и оценки? Не вопрос, присоединяйтесь и показывайте :)