Урок 27. Звукопись

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 27. Звукопись

 

На 18-м уроке мы говорили об Анафоре - скреплении отрезков речи (частей фразы, строк, строф и т.д.) с помощью повтора.  

Анафора – один из приемов звукописи.

Какие есть еще?

И что такое звукопись?

 

По составу слова понятно его значение – письмо звуком.

В Поэзии  разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков.

 

Звукопись поэты используют для усиления выразительности текста.

 

Приёмы звукописи:  

 

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных.

 

Константин Бальмонт «Челн томленья»

                       Князю А.И. Урусову

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

 

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог,

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

 

Мчится взморьем, мчится морем,

Отдаваясь воле волн.

Месяц матовый взирает,

Месяц горькой грусти полн.

 

Умер вечер. Ночь чернеет.

Ропщет море. Мрак растет.

Челн томленья тьмой охвачен.

Буря воет в бездне вод.

 

Один из видов аллитерации - звукоподражание.

 

Осип Мандельштам «Вооруженный зреньем узких ос...»

 

Вооруженный зреньем узких ос,

Сосущих ось земную, ось земную,

Я чую все, с чем свидеться пришлось,

И вспоминаю наизусть и всуе.

 

И не рисую я, и не пою,

И не вожу смычком черноголосым:

Я только в жизнь впиваюсь и люблю

Завидовать могучим, хитрым осам.

 

О, если б и меня когда-нибудь могло

Заставить -- сон и смерть минуя --

Стрекало воздуха и летнее тепло

Услышать ось земную, ось земную...

 

Чередование согласных звуков «с», «з», «ж» имитирует жужжание ос.  

 

АССОНАНС - повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают.

 

Михаил Лермонтов «Бородино»

 

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

 

Повторение гласного звука «у» помогает передать эхо раннего утра; гул битвы. 

 

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма, построенная на игре слов и звуковом сходстве. Часто без смысловых ассоциаций.

 

Александр Пушкин «Утопленник»

 

Долго мертвый меж волнами
Плыл качаясь, как живой;
Проводив его глазами,
Наш мужик пошел домой.
«Вы, щенки! за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу».

 

ЭПИФОРА - повторение сродных звуков в конце смежных стихов или строф.

 

Константин Бальмонт "В непознанный час"


…Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

 

ДИССОНАНС - рифма, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных.

 

Марина Цветаева «Простите меня, мои горы…»

 

«Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!»

 

Мать — крест надевала солдату,

Мать с сыном прощались навеки…

И снова из сгорбленной хаты:

«Простите меня, мои реки!»

 

СТЫК – звуковой повтор в конце одной речевой единицы и начале следующей. 

 

Александр Блок «О, весна! без конца и без краю…»

 

О, весна! без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!


Существуют и другие приёмы звукописи – вы можете о них рассказать. 

Нет комментариев. Ваш будет первым!