Сокращения в редактуре

Группа №11 - Сам себе редактор

  Здравствуйте, авторы!
 
  Просмотрев ваши работы, я обнаружила общую ошибку, которую допускало большинство из вас. Это повтор информации и навязчивое мнение автора. Поэтому предлагаю вам ознакомиться со следующей теорией - "Смысловая неполнота текста". 
  Я буду давать теорию по частям. Иногда что-то поясняя или сокращая (например, исходный теоретический материал). 

  Первая часть - научная трактовка "смысловой неполноты текста". Вторая - раскрытие понятия "правки-сокращения" с примерами. 

1. Для естественного языка как системы, передающей смысловую информацию, характерно следующее обстоятельство: в любом целом тексте (книга, статья, рассказ, стихотворение и т. п.) смысл почти каждого элемента (текста) полностью или частично повторно выражается каким-либо другим элементом текста. Это явление мы называем смысловым повторением (или смысловым дублированием) в тексте.
  Смысловое повторение может быть явным или неявным.
  Первое заключается в употреблении одних и тех же слов и выражений.

Например: Всех поразило сходство И. и П. Особенно удивлялся сходству И. и П. дедушка.
 
  Второе заключается в употреблении синонимов (строение — здание — дом), частично пересекающихся по смыслу слов (отдал — взял, ушел — убежал, девочка — сестра) и др.
  Многие смысловые повторения в тексте обязательны с точки зрения данного языка. Например, форма глагола не может быть употреблена вне грамматической категории времени, хотя бы время события и было уже обозначено лексически (Вчера приходил, Завтра приду).
  В определенных случаях оба члена синтаксической конструкции выражают один и тот же смысл (больше чем — повторен смысл сравнения; убежал от — повторен смысл «исходности»; предназначен для— повторен смысл цели и т. п.).
  Обязательным можно считать повторение (явное или неявное) от предложения к предложению названий одних и тех же объектов. Подобные повторения необходимы для обеспечения связности текста. Примером необязательных повторений являются повторения как художественный прием (например, рефрен в поэтических произведениях).

  То есть вы можете в тексте использовать неявные смысловые повторы. Однако пренебрегать этим правилом нежелательно. Лучше использовать в прозе отступления (переводить внимание читателя на незаметные детали) и новые термины (естественно, их пояснять). 

2. Сокращение текста, то есть уменьшение его объема, очень часто становится важной частью литературного редактирования. Сокращая объем материала, редактор, как правило, преследует и другую цель — улучшение его литературных качеств.          Однако правка-сокращение может быть вызвана и чисто техническими причинами: материал не умещается на газетной или журнальной полосе, автор превысил объем рукописи, указанный в договоре, представленный материал не соответствует избранному автором жанру, стилю. Нередко могут возникнуть и другие причины, например устаревшая авторская концепция, упоминание неуместных фактов, событий, нежелательные ссылки на тех или иных лиц и т.д. 
  В отличие от правки-вычитки, правка-сокращение требует прямого вмешательства редактора в текст рукописи, а это может непосредственно отразиться на его содержании и композиции. В зависимости от предлагаемых редактором изменений различают: 

1) сокращение текста частями (при этом исключается абзац, фрагмент или даже глава); 
2) внутритекстовые сокращения, которые затрагивают отдельные предложения, их части, те или иные слова, порождающие речевую избыточность (как раз на этот раздел прошу обратить внимание!).
  В первом случае из текста исключаются композиционно и синтаксически оформленные смысловые блоки, однотипные примеры, неактуальные подробности, что для редактора не представляет особых трудностей. Важно лишь, чтобы сокращения не исказили смысла, не нарушили авторский стиль. Редактор должен следить за тем, чтобы не была утрачена связность изложения. Для этого при редактировании следует позаботиться о соединении частей, оказавшихся рядом после сокращения отдельных фрагментов текста. Недопустимо разрушение архитектоники целого произведения при правке-сокращении. 
  Иногда смысловая связь между отдельными звеньями текста настолько прочная, что выбросить из рукописи ту или иную крупную часть невозможно без нарушения связности изложения. Тогда редактор прибегает к внутритекстовым сокращениям. Эта правка требует более серьезного вмешательства в текст. Редактор стремится выбрать более экономные и точные формулировки, сокращает многословие, неуместную описательность, заменяет сложные синтаксические конструкции простыми, отказывается от подробного перечисления, вводных слов, словосочетаний и т.п. 
  Сделаем несколько рекомендаций тем, кто осваивает литературное редактирование. 
Прежде чем приступать к сокращению текста, необходимо его внимательно изучить. Читая рукопись, нужно сформулировать ее главную мысль. В каждом предложении следует выделить его информационные центры, ключевые слова. Вдумчивое рассмотрение темы позволит выделить подтемы текста и кратко их сформулировать. Проделав все эти операции, можно приступать к правке-сокращению. 
  Рассмотрим простой пример. Нам предложили сократить такой текст: 

  Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи. Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по- настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать. Иными словами, память надо развивать. 

Выделим в нем информационные центры предложений и ключевые слова: 

  Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А еще есть память на запахи. Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать. 

Теперь легко указать подтемы текста: 
1) память бывает разная; 
2) людям помогают разные виды памяти; 
3) память можно и нужно тренировать. Главная мысль текста — "Любой вид памяти надо тренировать и развивать". 

А теперь можно предложить сокращенный вариант текста: 

  Память бывает разная: память чувств, запахов, вкусовых ощущений, наконец, — память ума. Все виды памяти нужны человеку. Но чтобы они нам помогали, надо их тренировать, развивать. 

  Нередко редактору приходится сокращать текст, «подгоняя» его объем к отведенному для него месту на газетной полосе. Тогда работа начинается с того, что в тексте выделяются информационные центры и те части, в которых нет важных для читателей сведений. Последние исключаются, а в оставшемся тексте редактор стремится упростить по возможности синтаксические конструкции, а также убрать ненужные уточнения. 

  Легко заметить, что сокращение очень обедняет текст: утрачена важная часть информации, сокращенный текст лишен экспрессивной окраски, а ее следовало бы даже усилить при редактировании. Однако всегда можно сокращённый текст обработать и добавить в него больше описания или диалогов. 

  Иногда редактор выполняет правку-сокращение в несколько этапов. Так, возникла необходимость отредактировать и сократить текст: 

Есть ли у кошки усы? 

  Вопрос не так прост, как может показаться, потому что настоящих усов у кошки, оказывается, нет. Их заменяют вибриссы — длинные жесткие чувствительные волосы. Они похожи на усы, но ими не являются, у них особая функция: ими кошка воспринимает информацию об окружающем мире. Есть вибриссы и на боках у кошки. Они похожи на остальные шерстинки и почти незаметны. 

На первом этапе был предложен такой вариант правки: 

  Настоящих усов у кошки нет. А то, что мы называем усами, — это вибриссы — чувствительные жесткие волосы, через которые кошка воспринимает информацию об окружающем мире. На боках у кошки тоже есть вибриссы, они похожи на остальные шерстинки и почти незаметны. 

Более короткий, второй и окончательный вариант правки выглядит так: 

  Кошка воспринимает информацию об окружающем мире через вибриссы, которые мы называем «усами». На боках у кошки тоже есть вибриссы, они незаметны и выглядят как обычные шерстинки. 
 
  Хочу заметить, что окончательный вариант правки - не самый идеальный вариант. Вышесказанное тому в подтверждение: при сокращении текст обедняется. Поэтому, если вы пишете художественную прозу, то допускаются подробные описания действий, мыслей и т.д., но без смысловых повторов. 

  В неотредактированном тексте, кроме речевой избыточности, много недочетов. Так, заметно неуместное влияние научного стиля, а ведь текст предназначен для газеты! Оно сказалось в употреблении книжных слов (являются, функция и др.), кратких форм прилагательных, некоторой усложненности синтаксиса (первое и второе предложения не отличаются «легкостью»). 
  В следующем, промежуточном, варианте эти недостатки устранены, однако и он представляется многословным. Работая над дальнейшим сокращением текста, редактор избавляется от повторения слов, переделывает второе, достаточно сложное предложение. Можно было бы и еще сократить текст, заменив во втором предложении слово кошка местоимением (на боках у неё) и убрав последние пять слов. Но редактор не решился на столь «жесткое» обращение с текстом, которое бы обезличило авторский стиль и придало бы ему неоправданный «телеграфный лаконизм».
 
  Эта вся теория на этой неделе. Также вам будет доступно домашнее задание номер два. 
Если есть вопросы по теории - обращайтесь. 

19:40
Я бы вычеркнула «самый» в словосочетании «не самый идеальный вариант». Ну и опечатку в «пишете» заметила бы. ;) Это я так, в качестве шутки. И разминки. ))
А серьёзно — спасибо. Тема простая и понятная, но на деле возникает столько нюансов и сложностей…
Здравствуйте, Наталья.
Да, опечатка была с моей стороны, печатала с телефона, а, гад, исправляет как хочет. Спасибо за внимательность!
16:47
Анастасия, хотела у Вас узнать, почему нельзя прочитать и другие произведения «одногруппников», ведь всё-таки это интересно. Или это связано с тем, что у нас могут быть ошибки, и мы их будем повторять?
И ещё один вопрос: если мне нечего исправлять в своём произведении (то есть во 2 домашней работе), то как тогда работать? Я бы, например, отредактировала чьё-то произведение, так как, возможно, что своих ошибок я не вижу.
Можно скачивать файлы с домашними заданиями других участников. Зайти в раздел группы «домашние задания», нажать на название домашней работы участника, затем файл — скачать.
12
22:29
В начале текста вы пишете: «Поэтому предлагаю вам ознакомиться со следующей теорией — »Смысловая неполнота текста".
А речь о сокращении текста. Не понимаю как это пересекается. Поясните, пожалуйста.
Неполнота текста то, что претерпевает текст после сокращения. В теории также даются пояснения касательно того, как правильно сокращать текст, чтобы он не «обеднялся».
12
21:57
Теперь понятнее, спасибо, но пояснение слегка припоздало.