Правка-обработка текста

Группа №11 - Сам себе редактор

  Методика редактирования рукописей художественных произведений не только фиксирует отдельные приемы редакторской работы: ее задача - целенаправленное изучение и осознанное применение системы приемов, способствующих совершенствованию авторского произведения и более глубокому воплощению авторской мысли в художественном тексте. Но, даже хорошо зная все нормы и рекомендации стилистики, редактор на практике нередко не замечает и несогласованность, и другие языково-стилистические погрешности, логические несоответствия. А порой даже вносит собственные ошибки. Знание норм и рекомендаций оказывается нереализованным. Чтобы этого не случилось, нужно знать методику анализа текста. 3 момента, которые должны учитываться при оценке рукописи:

а)  общественная значимость;
б)  познавательная ценность;
в)  литературное качество авторского труда.

  Приемы редакторской работы создаются и накапливаются разными путями. Особую группу среди них составляют приемы, имеющие целью соблюдение правил (правил области знания, которой рукопись посвящена, правил литературной работы, правил издательского оформления). 
Суть редактирования - сотворчество с автором, требующего глубокого проникновения в его замысел и постижения своеобразия его манеры письма.
Задачи редакторского труда, какие стороны рукописи являются наиболее важными с точки зрения редактора:

1.  Тема;
2.  Разработка темы;
3.  Литературная или стилистическая обработка текста.

  Таким образом, вы должны понимать, для кого вы пишете. Понятно, что вдохновение просто заставляет ваши пальцы печатать и вы не задумываетесь - для кого же пишете. Однако эта составляющая очень важна. От неё зависит какое издательство возьмётся за вашу книгу, в какой серии она наконец издастся, каким кеглем (размером) будет напечатана. 

  Теперь мы разберём новую правку. Называется она обработка.

Правка-обработка

  Это такое исправление рукописи, которое позволяет считать ее издательским оригиналом, уже готовым к печати. 

  При правке-обработке используется весь комплекс операций: уточняются фактические данные, исправляются композиционные недочеты, устраняются логические неувязки и совершенствуется языковая сторона произведения (устраняются все лексические и стилистические недочеты). Все серьезные изменения, вносимые в текст редактором, необходимо согласовать с автором. В ином случае, литсотрудник обрабатывает материал самостоятельно, стараясь сохранить авторский слог (стиль), исправляя только то, что противоречит нормам языка и искажает мысль.

 Давайте разберём самые популярные лексические ошибки:
1. Информационные повторы ("Она сломала карандаш и не могла рисовать. Повернувшись к соседке, она попросила у неё запасной карандаш, потому что ее был сломан");
2. Тавтология - это неоправданное использование однокоренных слов ("Начало сессии начнется в конце этого месяца");
3. Лексическая несочетаемость ("В спортзале висела треугольная груша"). Сочетание "треугольная груша" неверно, так как в значение слова груша не входит понятие формы треугольная;
4.  Неоправданный пропуск слова:  «Н. занял первое место (пропущено слово в олимпиаде) по английскому языку». «Характеру Аркадия, как и его отцу, (нужно характеру его отца) свойственна мягкость». «Белорусский народ будет жить плохо, но недолго»;
5. Многословие —  неоправданный повтор слова ("Саша сделал хороший доклад. В докладе он привел много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, так как Саша учел все замечания учителя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам");
6. Плеоназм — употребление ненужных уточняющих слов ("Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом");
7. Неоправданное употребление антонимов ("В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться");
8. Неоправданное употребление в речи заимствованных слов: «Он носит бадж полицейского». «Анакопийская пропасть находится у курортном эпицентре, в Новом Афоне».
9. Неоправданное употребление стилистически окрашенных слов, в частности канцеляризмов — слов с ярко выраженной окраской официально-делового стиля ("За неимением красной розы жизнь моя будет разбита");
10.  Смешение понятий: «В ее разговоре Мартыну главным образом нравилась важная манера произносить букву р , словно это была не буква, а целая галерея, да еще с отражением в воде». Произошло смешение понятий «звук» и «буква». Речь идет о звуке «р» и его произнесении.

  В том числе и стилистические популярные ошибки:

1. Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных. ("Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором");


2. Смешение лексики разных исторических эпох ("Неправильно: На богатырях кольчуги,брюки, варежки.
 Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы");

3. Бедность и однообразие синтаксических конструкций ("Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.
 Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью");

4. Неудачный порядок слов.
("Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора");

5. Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.
("Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.
Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом").

  Мы разобрали самые популярные ошибки, познакомились с новой правкой-обработкой. 
Для примера, я вам дам статью, которую мне следовало отредактировать с помощью данной правки. Сразу оговорюсь, что это статья написана в научно-популярном стиле, поэтому столько исправлений.
 

Укололся — и пошел (в журналистике можно отнести данный заголовок к заголовку-обращению, который призывает читателя к какому-либо действию. Однако в содержательности заголовка имеется просторечностьвысказывания) 

 

 

У многих дам сложилось интересное мнение(отношение) к гиалуроновой кислоте : она для них как панацея. Ведь обещанный эффект не просто мгновенный, но и долгоиграющий(продолжительный). К тому же процедура мезотерапии достаточно проста, (:) точечные воздействия шприцем не сравнить с использованием скальпеля. Тем не менее(,) косметологи, которые дорожат своей репутацией, не спешат толкать(мотивировать) своих клиенток, достигших 35-летнего возраста (почему именно этого возраста?), на эту процедуру. Ведь единожды(однажды) «связав свою жизнь» (связавшись/столкнувшись) с гиалуроновой кислотой, вы подсядете на иглу (будете) вынуждены прибегать к инъекциям каждый год.(нежелательно начинать предложения с предлогов, это стилистическая ошибка) Но альтернатива подкожному введению вещества все же есть — нанесение его на кожу в виде крема.

 

 

Перво-наперво(художественная форма повествования, следует исправить на другие вступления, например, Во-первых), чтобы не путаться в понятиях, давайте уточним, что инъекции инъекциям рознь существует несколько видов инъекций. (:)

1. Этот метод называется биоревитализация. Это неглубокие инъекции, когда гиалуроновая кислота проникает в верхние слои кожи и распределяется тончайшим слоем повсюду. 
2. Второй метод имеет название контурная пластика. В этом случае проникновение более глубокое, но точечное — в местах «залегания» морщин. 

Небольшой концентрации гелеобразного препарата хватаетчтобы стимулировать естественные процессы омоложения и регенерации кожиГиалуроновая кислота вводится  тупойиглой (лишнее пояснение, следует его исключить), имеющей боковое отверстиеВся процедура занимает от 15 до 35 минутв зависимости от чегоГель, попавший в ткани, распределяется под кожей около двух недель. Как только он справляется со своей миссией — разгладить кожу и сделать ее более упругой — излишки вещества выводятся из организма естественным путем.

Эффект действительно сохраняется надолго (по сравнению с чем?). (:) Он может длиться до от 12 до 24 месяцев, все зависит от личных физиологических особенностей организма(следует дополнить и пояснить, почему указан именно такой период, от чего он зависит). Однако потом кожа начинает требовать допинга, и женщина вынуждена отправляться на коррекцию своей внешности(повторные процедуры)

Бывают ли у этой процедуры побочные эффекты? Да, они возможны.(Лишняя разбивка на два предложения, можно соединить в одно: Стоит отметить, что у данной процедуры возможны побочные эффекты) Если игла попадет в капилляр, может образоваться небольшой синячок.(уменьшительно-ласкательная форма существительного в научно-публицистическом стиле недопустимо и где?) Если косметолог не рассчитает концентрацию вещества, может появиться  уплотнение.(где?) Но если немного подождать(сколько времени ждать?), оно  рассосется само собой. Ускорить этот процесс способен легкий массаж или токовая физиотерапия.

 

Мифы о гиалуроновой кислоте (:)

 

1. Это полностью синтетический продукт

 

Нет (что нет? Следует дополнить: Неправильное предположение, так как…), она входит в состав человеческого тела и стимулирует обменные процессы. Благодаря ей кожа сохраняет свою упругость, ведь одна ее молекула способна удерживать около себя до тысячи молекул воды.

 

2. Неэффективна в составе других косметических средств

 

Напротив, увлажняющий эффект кремов и сывороток многократно возрастает, когда в них входит гиалуроноваякислота. Вот только перед выходом на улицу в мороз наносить такой крем на лицо не рекомендуется. Влага в верхних слоях кожи может замерзнуть и травмировать клетки.

 

3. Инъекции провоцируют акне (угревую сыпь)

 

Наоборот, гиалуроновая кислота используется в комплексной терапии акне, так как стимулирует метаболизм. А за акне пациенты принимают высыпания, которые образуются в местах проколов из-за несоблюдения достаточных мер гигиены.

 

4. Гиалуроновая кислота и ботулотоксин — одно и то же

 

Самое жестокое распространенное заблуждение. Гиалуроновая кислота  стимулирует внутренние процессы, происходящие в коже, и способствует ее увлажнению, а уколы токсина, блокируя нейромышечную передачу, ограничивают движение мимических мышц.

 

 

 

Редакторское заключение

 

Стилистика научной статьи.

Данная статья относится к научно-публицистическому стилю, так как есть логическая последовательность изложения мысли, точность, однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания, большое количество медицинских терминов и имеется составная терминология. 

Следует начать анализ с лексического смыслового значения.

Что касается лексической несочетаемости, синонимов, антонимов, омонимов и паронимов, то употребление их в статье правильное и в редактуре нет необходимости.

При анализе речевой недостаточности, выявлено несколько стилистических ошибок, а именно алогизмы и недостаточность информации. Например: «Вся процедура занимает от 15 до 35 минут». Необходимо пояснить, почему процедура может занимать в два раза больше времени, от каких факторов это зависит и могут ли быть противопоказания. Или другой пример: «Но если немного подождать, оно рассосется само собой». В данном предложении допущены две стилистические ошибки – это вступительное слово, которое начинается с предлога «но», являющийся связкой предыдущего предложения, и недостаточность информации. Следует уточнить точное или приблизительное время, «после которого уплотнение на коже пройдет бесследно». 

Также в статье обнаружена речевая избыточность, а именно навязчивое объяснение, повторная передача информации и скрытая тавтология. Это можно выявить на следующем примере: «<…>вы подсядете на иглу вынуждены прибегать к инъекциям каждый год». Двусмысленность, которая вносит в заблуждение. Стоит изменить предложение.

Если рассматривать статью на пунктуацию, то в некоторых предложениях в конце ставится точка, когда идут перечисления. По правилам русского языка, в этом случае ставится двоеточие. Данная ошибка встречалась 3 раза.

Из-за выбранного стиля, в статье недопустимы просторечия, жаргонизмы и т.п. Однако в статье присутствует недопустимая форма существительных, а именно уменьшительно-ласкательная в следующем примере - "синячок". Это указывает "размеры" образования, но в данном стиле это недопустимо. 

Таким образом, можно подвести итог, что в стилистике были допущены значительные ошибки, которые следует исправить.

Рассматривая статью с редакторской точки зрения, то были также недочёты. 

Самая очевидная наглядная ошибка - это заголовок. Его название носит призывной характер и многозначность, что и привлекает читателей. Наиболее популярный тип заголовков для жёлтой прессы. Однако если данную статью поместить в медицинский альманах или журнал, то стоит изменить заголовок, например, "Гиалуровая кислота: плюсы и минусы" или "Особенности гиалуровой кислоты".

Тема статьи раскрыта не полностью, в самом конце нет заключения, а идёт перечисление "мифов", которое стоит поместить в начало.

Мало фактов, что непозволительно для научной публицистики. 

Сама тема статьи - Кислота, её эффективность и действие. Данная информация присутствует, некоторые абзацы связаны общим смыслом. И все же в полной мере тема не раскрывается, так как даются поверхностные факты, например, "Эффект может длится от 12 до 24 месяцев", - почему именно этот временной промежуток, от чего зависит - остаётся много вопросов.

Также в статье присутствует неопределённость "но если немного подождать (...)". Снова возникают вопросы, требуется больше конкретики.

Проанализировав данную статью, следует исправить стилистические ошибки, изменить заголовок, дополнить текст конкретными фактами, временным значением, переставить последний абзац ("факты") после первого, написать заключение, то, на чем опиралась статья изначально (вредно или нет применение кислоты).

Таким образом, материал требует доработки и внесения дополнений. 

 

00:19
Я была уверена, что домашним заданием будет правка редакторского заключения. :) Не угадала. А там есть что править, кстати. ))
Поздравляю, Наталья. Вы превзошли учителя! Можете прислать мне дополнительное задание с правкой заключения.