Урок 46. Сюжет и фабула
Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"
Урок 46. Сюжет и фабула
Сюжет стихотворения – это цепочка действий, ряд событий, изображаемых в произведении. Это - каркас формы (не содержания), который имеет характерные особенности. Сюжет логичен – когда между действиями устанавливается явная причинно-следственная связь (из одного вытекает другое, одно выступает причиной другого). Или не логичен, если описываемые события связаны между собой опосредованно, с помощью фабулы.
Фабула стихотворения – это содержание (не форма) основного (сквозного, часто не видимого) действия, которое подается через действия частные (локальные, видимые). Фабулой может быть: утверждаемая идея, скрытая цель, раскрываемая причина, отношения героев в их эволюции, поиск героем чего-либо и т.д.
Определим сюжет и фабулу стихотворения Николая Некрасова «Однажды, в студеную зимнюю пору…» из поэмы «Крестьянские дети».
Однажды, в
студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе
мимо!"
-"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
-"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
-"Так вот оно что! А как звать тебя?"
- "Власом".
-"А кой тебе годик?"- "Шестой
миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Сюжет: ЛГ выходит из леса и замечает лошадку, которую под уздцы ведет ребенок. Начинает разговаривать с ним, удивляясь всему, что видит и слышит. Но понимает, что увиденное и услышанное - в крестьянском быту обычное дело.
Фабула: ЛГ - мало знакомый с крестьянскими заботами интеллигент, не постигает их сути даже тогда, когда сталкивается с ними в реальной жизни. Воспринимает происходящее театром, чем-то игрушечным. На это происходящее в мыслях злится, о нем болеет душой и его же – как выясняется - любит. Или думает, что любит.
Не в каждом стихотворении сюжет и фабула присутствуют.
Есть стихи, в которых действия нет, события в ряд не разворачиваются.
К таким, к примеру, можно отнести стихотворение Федора Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени
первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп
гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух,
птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Глаголы «есть», «стоит», «гулял», «падал», «блестит», «пустеет» в большей степени говорят не о событиях, а о состояниях природы. Имеют описательные значения. И лишь под словом «льется» - с констатирующим значением - мы способны разглядеть некое действие. Но одно действие не составляет сюжета.
Фабулой стихотворения - при определенном усилии - мы можем назвать чувство восхищения увядающей природой, но если присмотреться к употребленным в произведении прилагательным мы не найдем ни одного в превосходной степени. Все тоже лишь констатируют.
В качестве еще одного сюжетно-фабульного стихотворения приведу свое, недавно написанное.
Владимир Хохлев «Теплый холст».
Ты будешь долго над палитрой
вдыхать огонь пахучих красок,
и станешь медленно рукою пшеничный локон
отводить.
И на холсте запечатлеешь горячий день от зноя
ласок,
и ничего о жарком лете не нужно будет
говорить.
Ты подберешь к картине раму, не отягченную
левкасом,
и гвоздь вобьешь в том самом месте, где ей
положено висеть.
Свет из окна, забыв о внешнем, холст оживит
вечерним часом,
и заиграют блики неба, и краски станут солнцем
петь.
Истает лето незаметно, осядет сонно пыль на
стенах,
пройдут осенние туманы и серебристые дожди.
В январский день, дрожа с мороза и ощущая холод
в венах,
согреешь из холста лучами ладони чуткие свои.
И я с тобою отогреюсь, и обовью тебя руками,
мы будем вместе, как в июле, дышать искусством и
теплом.
Вагонка стен, светясь от счастья, сверкнёт
смолистыми сучками,
и в тихом танце нас закружит недавно выстроенный
дом.
Сюжет: спутница ЛГ - жипописец - пишет этюд жаркого июльского дня. ЛГ наблюдает за ней и далее - за тем, что происходит с холстом, домом (в котором разворачивается действие) и природой. В финале истории ЛГ и его спутница греются (от этюда), а дом (как выясняется - новый) оживает в танце.
Фабула: произведение искусства, созданное в любви, способно спасти - и спасает - своим теплом любящих людей от холода и совершает чудеса - наделяет человеческими чувствами неодушевленные предметы.