Урок 47. Действие

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 47. Действие

 

Жизнь действенна, подвижна. 

Невозможно представить себе ни одного мгновения, которое не сопровождалось бы каким-то действием. 

Сосна при полном безветрии может показаться внешне бездействующей, при этом внутри ее ствола, в корнях, ветвях и шишках все время что-то происходит. Вода из земли поднимается вверх по волокнам, дерево вырабатывает смолу, сосновые запахи, сбрасывает засохшую хвою, насекомые ползают или спят в расщелинах коры и так далее...

Все живое, все сотворенное не прекращает своих действий (порученных ему дел) ни на мгновение. 

 

Искусство – как форма жизни – также действенно.

Каждое стихотворение, «бродя по душам», действует на мир, на людей… Своими: идеей, формой, содержанием, отдельными словами, значениями слов. Попадая в человека, стихотворение (по-Бородскому) «ускоряет сознание». Толкает к действию…

Внутри стихотворения слова действуют друг на друга.

 

В Поэзии есть действия - главные (сквозные). Те, ради которых стихи рождаются. Которые – суть авторской задумки (позиции).

Есть действия – локальные (частные). Те, которые могут скрывать (маскировать) главное действие, но при этом полностью ему подчиняться и по возможности помогать.

 

Что происходит в стихотворении Александра Пушкина «К***»? 

 

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Главное действие - действие любви. Но слово «любовь» употребленное два раза и как бы вскользь, лишь обозначает (именует) это действие.

Зато, мы наблюдаем действия другие (локальные) – первую встречу литературных героев и расцвет чувств (воспоминание об этом), отчаяние одного из ЛГ (без любви), вторую, вдохновляющую встречу, воскрешение чувства, прилив вдохновения… И понимаем, что все видимые (показанные) действия невозможны без главного (сквозного, скрытого).

 

У Константина Станиславского в книге «Работа над собой в творческом процессе переживания» есть такие мысли:  

 

«- Нет, вы ошибаетесь. Прежде чем принять решение, человек до последней степени активно действует внутри себя, в своем воображении: он видит внутренним зрением, что и как может произойти, он мысленно выполняет намечаемые действия. Мало того, артист физически чувствует то, о чем думает, и едва сдерживает в себе внутренние позывы к действию, стремящиеся к внешнему воплощению внутренней жизни. 

Мысленные представления о действии помогают вызывать самое главное - внутреннюю активность, позывы к внешнему действию, - настаивал на своем Аркадий Николаевич.- При этом заметьте, что весь этот процесс происходит в той области, которая является нашей сферой для нормального, естественного творчества. Ведь вся работа артиста протекает не в действительной, реальной, «всамделишной», а в воображаемой, не существующей, но могущей существовать жизни. Она-то и является для нас, артистов, подлинной действительностью. 

Поэтому я утверждаю, что мы, артисты, говоря о воображаемой жизни и действиях, имеем право относиться к ним, как к подлинным, реальным, физическим актам. Таким образом, прием познавания логики и последовательности чувствования через логику и последовательность физического действия практически вполне оправдывается». 

 

Если в цитате из Станиславского убрать слова «в своем воображении», а слова «воображаемой жизни» заменить словами «внутренней жизни», высказанные мысли будут относиться не только к артисту – к любому человеку.

К поэту – тем более.

Мы «физически чувствуем то, о чем думаем». Мысль о боли вызывает боль (даже если ничего не болит), мысль о счастье делает человека «физически» счастливым (пусть даже на короткое время), не подвергаемая сомнению мысль (вера) об успехе дела предопределяет и обеспечивает этот успех.

Когда внутренние действия совершились внутри нас, и там же (внутри) родились слова, определяющие эти действия, мы оказываемся способными эти слова оформить в стихи. Которые в свою очередь окажутся способными «спровоцировать» внутренние (а затем и внешние) действия в других людях.

И процесс этот безостановочный. Действия будут совершаться, пока мир существует, и люди в нем живут. 

 

Я приведу здесь свое стихотворение и попрошу в ДЗ описать те действия (главное и сквозные), которые оно в вас вызовет.

 

Владимир Хохлев «Все равно»

 

Не всё ли мне равно, в чём ты пришла сегодня…
Я буду твой портрет пастелью рисовать. 
Люблю тебя давно, захлебываясь болью.
Он рядом… И смеясь, ты с ним уйдешь опять. 

Я разорву эскиз, и изгоню из сердца
твой образ навсегда, пусть нежен он и мил. 
Не посмотрю в окно, хоть хочется всмотреться 
в твой силуэт… Вдали он долго виден был. 

И вновь мои мечты меня собьют с дороги,
и чувства остужать помогут дым и хмель. 
С упорством зверя я все обобью пороги 
всех кабаков ночных… Но не захлопну дверь.   

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...