Рубрикатор

Чудеса Иисуса: рациональное в иррациональном (Невечерний свет)

На чудеса человечество уповало испокон веков, причём долгое время для этого привлекался целый пантеон вымышленных богов. Даже скептики иной раз нет-нет, да и попросят машину завестись в сорокаградусный мороз или продержаться до ближайшей бензоколонки при почти пустом баке. С другой стороны почти в любом историческом периоде существовали как умеренные скептики, так и закоренелые материалисты, готовые разоблачить чуть ли не любое явление, выходящее за рамки обыденного. Но даже самый махровый материалист хотел бы, чтобы с неба, например, посыпались стодолларовые купюры. Другими словами, не существует "сторонников" и "противников" чудес - одни хотят их, но не верят в их возможность, другие и хотят и верят. Последние в классической философии попали под обобщающий термин "идеалисты". Однако при всей характерной непознаваемости чудес можно резонно предположить: либо они происходят на основе ещё не открытых явлений, либо этому способствует некая внешняя сила (как, например, в случае полёта, когда сила притяжения не отменяется и не приостанавливается, а преодолевается подъёмной силой), либо и то и другое, что наиболее вероятно.

Когда в 60-х годах некоторые марксистские исследователи признали историчность Иисуса, совершённые им чудеса были, естественно, отсеяны, хотя в таком случае не совсем понятно, каким образом столько народу уверовало в не творившего чудеса Христа. Вынужденное согласие Пилата казнить Христа и знаменитый эпизод с умыванием рук - это тоже следствие аутентичности чудес Иисуса, поскольку иначе против Иисуса свидетельствовали бы многочисленные люди, уличившие его в откровенном богохульстве и Пилат, скорее всего, санкционировал бы еврейское побиение камнями (ибо в те времена Синедрион не мог выносить смертные приговоры без разрешения римлян). В этом смысле римское распятие - это, помимо прочего, свидетельство того, что пытливые еврейские ортодоксы и чернь не сумели представить Пилату доказательства отсутствия чудес Христа (нарушения шабата и других иудаистических формальностей Пилата, естественно, не особенно интересовали). Этой естественной логической загвоздке уделено достаточно большое место прежде всего в самом Новом Завете. Подобная загвоздка особенно бросается в глаза в случае с Воскресением и последующим Вознесением. Вплоть до развала СССР советские и другие атеистические исследователи, признавшие историчность Иисуса, так и не смогли объяснить, что стало с его телом, которое по понятным причинам не могло быть погребено или уничтожено незаметно. Остался лишь пустой Храм Гроба Господня. Это особенно интересно, если учесть что останки основателей двух других мировых религий (Будды и Мухаммеда) сохранились: одни хранятся в шри-ланкском Храме Зуба Будды, другие - в саудовской мечети Масджид ан-Набави. Кроме того, в евангелиях существуют места, которые будут выглядеть весьма странно, если считать чудеса Иисуса вымыслом. Так, например, в евангелии от Иоанна целая 9-я глава посвящена перекрёстной проверке случая исцеления Иисусом слепорождённого, устроенной педантичными еврейскими ортодоксами. А Матфей (8:4), Марк (1:44) и Лука (5:14) приводят слова самого Иисуса о просьбе засвидетельствовать одно из исцелений у священника. Естественный вопрос: зачем такое писать, если ничего подобного не происходило? Допустим, что для напускной достоверности. Но в таком случае остаются два принципиальных момента. Во-первых, почти все евангельские чудеса (35 из 36, совершённых до Воскресения) произошли после острой необходимости, а не из-за праздной просьбы или желания самого Иисуса, который такие просьбы отвергал даже для доказательства своего божественного могущества. Очевидно, что мистификатор, возводящий на Христа напраслину, скорее стал бы писать о чудесах, совершённых для доказательств и уж точно не написал бы о неповеривших и о неоднократных отказах Иисуса. В евангелиях же наблюдается прямо противоположное. Во-вторых, при всём этом, некоторые чудеса Иисуса не осуществились в его родном Назарете, о чём честно сообщает евангелие от Марка (6:5) и что также весьма странно для вымысла. В целом же, если взглянуть на список чудес с соответствующими местами из евангелий, можно заметить, что некоторые из них упоминаются лишь в одном евангелии просто потому, что имели ограниченный круг свидетелей. Многие чудеса, свидетелями которых было значительное количество людей (например, два умножения хлебов) или где среди свидетелей было по-крайней мере одно историческое лицо (например, апостол Пётр во время хождения по воде), упоминаются уже в двух и более евангелиях. Практически невероятно, чтобы всё это придумывалось и согласовывалось по такой сложной, естественной схеме. Поэтому на вопрос "творил ли Иисус чудеса?" можно вполне резонно ответить положительно.
Но при всей своей потенциальной доказуемости, особенно в наш высокотехнологичный век, понятие чуда остаётся относительным: всегда найдутся скептики, которые после доказательства подлинности соответствующей видеозаписи или фотографии разразятся дальнейшей "критикой" и "обличениями". Яркий пример тому - лунный заговор, когда незнакомые с уже открытыми научными законами "критики", ознакомившись с соответствующей видеозаписью и фотоснимками, так и не поверили, что человечество смогло высадиться на Луне. Куда уж там Иисусу-чудотворцу, во времена которого не было ни фотокамер, ни видео. Но именно Новый Завет раскрыл, помимо прочего, рациональность чудес Христа, показав, что они возможны лишь по необходимости, а не по прихоти: если олигарх захочет, чтобы на его полу моментально вырос куст роз, то вполне вероятно, что он потом будет жаловаться на испорченный дорогой паркет, хотя розы по-другому просто не растут. Совершение чудес поэтому может незаметно обернуться против совершающего, став орудием его диффамации и превратив его в послушную марионетку. В этом, собственно, и состоял призыв Иисуса к вере, поскольку вечно скептический ум, ища доказательств, так их и не увидит, утонув в болоте паранойи.
0
22:04
Нет комментариев. Ваш будет первым!