Урок 48. Состояния

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 48. Состояния

Урок 48. Состояния

 

Осип Мандельштам «Импрессионизм»

 

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст как струпья положил.

 

Он понял масла густоту, -

Его запекшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расширенное в духоту.

 

А тень-то, тень все лиловей,

Свисток иль хлыст как спичка тухнет.

Ты скажешь: повара на кухне

Готовят жирных голубей.

 

Угадывается качель,

Недомалеваны вуали,

И в этом сумрачном развале

Уже хозяйничает шмель.

 

Такими словами поэт охарактеризовал картину Клода Моне «Сирень на солнце».

Как известно, художники-импрессионисты, отличались от своих предшественников, и стали знамениты, потому что отказались от реалистического изображения действительности и начали отражать на холстах впечатления, состояния.

Почему «сирень в глубоком обмороке»? Потому что – жарко, душно. И это состояние природы (лета) художник передает смутно светящейся сиренью (на солнце) и глухим лиловым сумраком (в тени). И не только этим. Еще - размытыми силуэтами двух разомлевших на жаре женщин, которые спрятались от пекла под сиренью. Еще -  потерявшим естественный голубой цвет небом и т.д.

Поэты вопросом передачи состояний озаботились задолго до соответствующих импрессионистических опытов живописцев.

 

Вспомним «Зимнее утро» Александра Пушкина.

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче..... погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

Не правда ли – Александр Сергеевич создал настоящий импрессионистический пейзаж. Даже более яркий, чем это сделали Клод Моне и Осип Мандельштам. Потому что у Моне пейзаж застывший (зафиксированное мгновение), а у Пушкина живой (действующий). «Зимнее утро» предварено - вчерашней вьюгой, печалью героини…

И продлено – радостным, морозным «бегом по снегу».

Но при этом состояние морозного утра (впечатление от него) поэтом рисуется в точке настоящего. Все прошлое и все будущее – существует лишь в воображении. Прошлое и будущее необходимо для того, чтобы (на контрасте со сном героини и бегом кобылки) дать настоящее на пределе яркости, «выпуклости красок»… 

Как передаются состояния? Что для этого нужно?

Для начала нужно пристально всматриваться в окружающее, изучать его. Чтобы полученный опыт (личные наблюдения) использовать в Поэзии.

Будучи лицеистом Александр Пушкин любил кататься на лодке по озеру Царскосельского парка. Еще любил, бросать в воду монетки и наблюдать за тем, как они «планируя» и бликуя на солнце, погружаются в глубины вод.

Для обывателя – занятие абсолютно безумное, лишенное смысла. Для поэта – смыслом переполненное!

Ведь - как мне представляется - без этих наблюдений, Пушкину было бы трудно в такой яркой форме передать состояние бликующих (еще мокрых) доспехов морских богатырей, выходящих на берег. Вспомним, как это было сделано:

 

…И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

 

Чешуя-то будто бы из монеток, покрытых капельками, которые отражают и преломляют солнечный свет.

Поэтическим языком можно передавать состояния природы, внешние состояния (облики) людей, животных и предметов, но, наверное, самое популярное в Поэзии – передача состояний внутренних - чувств и эмоций, ожиданий и настроений, впечатлений и внутренних открытий (озарений).

Как мы уже успели заметить внутренние состояния могут впрямую зависеть от внешних. Провоцироваться внешними.

Или наоборот - провоцировать внешние факторы. Раздраженный человек будет воспринимать мир нервно, на действия других людей реагировать обострённо… И природный мир ему будет казаться неуютным, раздражающим.

Этим взаимовлиянием внутреннего и внешнего поэты часто пользуются. Об этом очень образно сказала Марина Цветаева в стихотворении «Поэт — издалека заводит речь…»  

Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь. 

Планетами, приметами… окольных
Притч рытвинами… Между да и нет
Он, даже размахнувшись с колокольни,
Крюк выморочит… Ибо путь комет —

Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности — вот связь его! Кверх лбом —
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарём. 

Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счёт,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьёт, 

Кто в каменном гробу Бастилий
Как дерево в своей красе…
Тот, чьи следы — всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают…
                 - ибо путь комет —

Поэтов путь: жжа, а не согревая,
Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом, —
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарём!

 Хочу показать одно из своих стихотворений. В котором восприятие ЛГ мира и жизни - и  состояние ЛГ - меняются на глазах. Прочитав, вы поймете почему: 

Владимир Хохлев «Ночное, зимнее…»

Топазами светились небеса,
гул злого века будоражил сны.
Сливались в гуле чьи-то голоса.
Ничто в природе не ждало весны.

Поземкой по земле гулял февраль,
мороз стволы деревьев леденил.
Скрипел, искрил полуночный трамвай,
и по реке замерзшей будто плыл.

Обрывки непрочитанных газет,
снегами запорошенные урны…
Я мысленно сказал тебе: привет!
и в дом вошел сутулый и угрюмый.

На темной отмороженной площадке
ключ в скважину никак не попадал.
Я пальцы грел дыханием. Перчатки 
мне были не нужны. «Мороз крепчал».

Дверь, наконец, открылась…

                                      Ты стояла
в дверях гостиной. Кажется, со сна. 
На пол прихожей, кажется, упала 
тепла слезинка…

                                  Началась весна.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!