Метель

За окном бушевала метель.  Все вокруг занесло снегом в течение нескольких часов. Бесчисленное множество снежинок:  летело, кружилось в вихревом движении, металось из стороны в сторону, разрывалось бурным потоком стихии на миллионы мельчайших частиц.

Женщина сидела одна в удобном кресле на закрытой отапливаемой веранде дома. Взгляд ее устремлялся наружу сквозь остекление широкого панорамного окна,  занимавшего всю внешнюю стену помещения. Дом стоял на самой вершине холма, прямо над обрывом.

Огромная территория леса внизу утонула в глубокой белой пелене. Бездонное пространство метели поглотило еще недавно блестевшую ровной гладью поверхность витиевато изогнутого озера. Небо сравнялось с землей, линия горизонта исчезла, все вокруг превратилось в один бесконечный поток снега.

Ветер усилился. Его мощные порывы ударялись о стекло, разлетались в разные стороны - столкнувшись с внезапным противостоянием оконной преграды, оставляя после себя неприятную наледь - с резким свистом уносились далеко вниз с обрыва.   Снег и ветер существовали совместно, но при этом совершенно отдельно друг от друга.  Снег желал спокойно падать и укрывать землю толстым слоем невесомой мягкости, ветер уничтожал эту мягкость в собственном мощном порыве. Каждый хотел превосходства.

Деревянная фигурка непальского божества с выпученными глазами стояла на столике рядом с креслом, где находилась женщина. Она иногда отводила взгляд от окна, переводя его на статуэтку, затем вновь устремляла взор на улицу. Ее тело при этом оставалось неподвижным, будто застывшим в глубоком оцепенении раздумья.

О чем она думала? О стихии, о теплом солнце Непала, или о чем-то еще?

Мысли хаотично блуждали, вырывая из памяти куски то совершенно недавних, то уже давно минувших событий, картинки вставали одна за другой, как на экране проектора. Восприятие ее оставалось совершенно ровным,  не неся на себе бремени эмоциональной окраски, тем самым как бы демонстрируя, что «бури страстей» давно улеглись.

Часть 1. Воспоминание.   

Семь лет назад. Маленькая антикварная лавка, Катманду. Нагрянувшая экскурсионная группа невольно оттеснила  от основной витрины хрупкую фигуру женщины, застывшую у небольшой статуэтки бога. Время нещадно разрушило материал статуэтки: по всей поверхности образовались глубокие трещины, покрытые слоем черного густого налета.  Нетронутыми остались только глаза - два совершенно «разумных» глаза.

Оживление людей вокруг антикварных предметов вывело одинокую путницу из оцепенения, она спросила у лавочника цену статуэтки, услышала в ответ похвалу собственного безупречного вкуса,  небольшое описание уникальности выбранной ею вещи и узнала стоимость, накарябанную продавцом на небольшом клочке бумаги.  Там стояла четырехзначная цифра в соседстве с аббревиатурой американской валюты.

Женщина с огорчением что-то сказала лавочнику и собралась уходить, пытаясь пробиться к выходу сквозь плотную толпу людей. В этот момент ее грустный взгляд встретился с лучезарным взглядом голубых глаз мужчины. Он стоят у самой двери, практически полностью закрывая дверной проем собственным крепким телосложением и напоминал большого «русского медведя».  Он выглядел настолько «большим», что в какой-то миг она подумала, что вполне могла бы вся целиком поместиться в одной его огромной ладони. Он смотрел прямо на нее.  Это был особенный взгляд. Такое случается, когда люди совершенно точно знают, что впервые видят друг друга, но уже  в первую минуту встречи осознают внутри себя некое до глубины родное чувство, говорящее, что они «знакомы» никак не меньше, чем  целую жизнь.

В тот же миг она подумала, что человек этот, совершенно точно, знает ответы на все вопросы ее безуспешных поисков на пути «обретения себя», понимает причины тщетности затраченных ею усилий.  Что встреча эта есть объективная необходимость, тот долгожданный, запланированный кем-то свыше, результат. Результат ее долгого путешествия по Непалу.

Только вчера она вернулась из экспедиции в самое сердце Мустанга  - Королевство Ло. Путь был утомительным.  Открытий не произошло, если не брать во внимание периодические «провалы» сознания, длительные головокружения, вызванные недостатком кислорода, разреженной атмосферой гор и однообразным питанием.  Вспомнила, как накануне экспедиции один странствующий йогин  поведал ей суть предстоявшего паломничества, сказав:

«Стань жемчужиной в царстве Лотоса. Когда полюбишь себя, полюбишь мир.  Мир ответит взаимностью. Дойдя до края мира, не стоит идти дальше. Там, за его краем, можно встретиться с Драконом».

Слова звучали так убедительно и красиво, что, казалось, по окончании путешествия глубокая суть мироздания непременно благосклонно снизойдет до ее понимания, истина бытия распахнет «свои врата». Но ничего не случилось.  Осталась лишь усталость и горечь разочарования от несбывшихся ожиданий…

Она подошла к двери, он молча посторонился, уступив дорогу.

Потом она несколько часов проплакала в отеле от ощущения нахлынувшей жалости к себе, от одновременного осознания всего, что она сделала за последнее время: оставила успешную карьеру, порвала отношения с друзьями и близкими, уехала в далекий Непал, в надежде обрести нечто стоящее, нечто такое, что находилось за гранью ее собственного понимания.

Что она искала? На этот вопрос она не могла дать ответа, как, не мог бы его дать и любой другой человек, для которого поиск смысла существования являлся довлеющей необходимостью. Для таких людей это не прихоть, это то, без чего не имеет смысла все остальное. Никто из них не способен ответить, что, конкретно, они ищут. Есть только совершенно четкое понимание, что не то, чем обладают, или могут обладать в установившейся материальной среде.

Деньги закончились, отель был оплачен только до конца недели. 

Через некоторое время в дверь позвонили. На пороге стоял служащий отеля с красивой коробкой, обвернутой яркой лентой.

- Вам просили передать, - сказал он.

- Что это? От кого?

- Господин, не пожелавший назвать своего имени, просил передать это для вас.

- Спасибо.

Она взяла коробку, быстро закрыла дверь на все существующие замки, как будто опасаясь, что кто-то сможет отнять у нее неожиданный подарок, и принялась распаковывать обертку из бумаги и ленточек поверх коробки. Выпала открытка с запиской: «В семь буду ждать вас во внутреннем дворике отеля». Внизу стояла подпись в виде вензеля, обозначавшего «Альберто М…»  

В коробке находилась статуэтка маленького непальского божества из антикварной лавки.

«Большой русский медведь» оказался потомственным англичанином, чьи предки вели торговлю с Непалом уже на протяжении многих веков…

Семь дней назад. Шато, центральная часть Англии.  Отмечали ее тридцать восьмой день рождения. Она не любила шумных праздников,   но не стала огорчать Альберто, который, сделал все, что бы ее торжество прошло в большой оживленной компании.  

Он, вопреки сложившемуся всеобщему представлению о присущем англичанам снобизме, был совершенно лишен подобного качества. В отличие от его русских друзей. Вспомнила, как демонстративно во время торжества  одна московская пара высокомерно ее разглядывала, определенно, не находя ответа на вопрос, что нашел их состоятельный друг в такой, на их взгляд, «простушке». Но им этого было никогда не понять.

Никто не мог понять, какую роль она играла в жизни Альберто все эти годы. Они совершенно точно были предназначены друг для друга, смотрели на жизнь «одними глазами», вместе открывали «правила» взаимодействия с реальностью, постигали суть жизни. В голове звучали сказанные им однажды слова:

«Вы замечали, - говорил он, обращаясь к давним приятелям, - как при любом несвоевременном действии человека, направленном на изменение мира, жизнь в скором времени все возвращает в прежнее положение. История наглядно это демонстрирует. Возьмём, допустим, ситуацию с деспотизмом  - поднялись народы против несправедливости, сбросили власть.  На ее место пришла еще более изощренная система угнетения», - Альберто говорил сдержанно, взвешенно, с нотками присущего ему природного аристократизма.

«Почему так происходит? – продолжал он. – Потому, что объективная реальность есть отражение внутренней картины каждого из нас. И только. Все изменения надо начинать внутри себя. Тогда и мир станет иной, полностью соответствующей уровню нового человека».

Все сказанное им в точности соответствовало их общему представлению о жизни.

Вдруг она вспомнила, что не так давно обнаружила в себе некие противоречия, причина которых так и осталась для нее непонятой.  Произошло это совсем неожиданно.  Во время одной вечеринки обратила внимание, что ее сын и дочь этих «московских снобов», друзей Альберто, весь вечер не отходили друг от друга. И тут ее «накрыло», пришла волна негативного осознания, всплыл внутренний монолог. Кто его произносил, было не ясно. Голос внутри говорил:      

«Ты видишь эту девушку?  Она молода, успешна, имеет приятную наружность. Ее тело гибко, мысли просты и невинны, ее жизнь свободна и красива. Она счастлива и богата. Она имеет все перечисленное, благодаря усердию своих родителей. Они не страшились «мерзости» жизни, боролись, побеждали, уничтожили врагов - делали все то, чего никогда не пожелали бы делать своему ребенку. Они вырастили чистую невинную душу ценой собственной жертвы. 

Ты ничего этого не делала, ничего не накопила для будущего своего ребенка. Ты гонялась за призрачным смыслом жизни. Кто ты сейчас в глазах этих людей? Ты ничтожество, жалкая содержанка их влиятельного друга».

Она встрепенулась от неприятных ощущений. Сразу поспешила себя успокоить: «Ничего, мне остался только один шаг до цели». Накануне ночью ей снился сон – над ее головой повисла маленькая птичка с продолговатым клювом и трескучими крыльями. Она знала, это знак – осталось последнее испытание. Очень скоро наступит последний этап пути. Дальше вопросов уже не останется. Там она и решит, что делать: с ней, с Альберто, с увлечением сына.

Часть 2. Действие.

Сознание вернулось в заснеженную обстановку родного пейзажа. Снег, не прекращаясь, шел уже много часов. Внезапно пришло решение - идти туда, в снежную бурю. В теплом доме природу стихии было не понять. Быстро собралась, мобильный телефон умышленно оставила дома - ни с кем не хотелось общаться.

Спустилась с пригорка, минула оледеневший ручей, вошла в лес. Идти было сложно, все силы уходили на «вытаскивание» собственных ног из огромных сугробов. Дорожки в лесу были полностью заметены. Не меняя направления, все дальше и дальше углублялась в лесную чащу. Показалось озеро, обрыв, ведущий к его замерзшей кромке. Узнала место, где всю зиму, еще до начала метели, дети со всех окрестностей любили кататься на санках. Сейчас склон из-за снега с трудом просматривался.

Но что это там, внизу, на самой толще льда? Одинокая черная собака металась по кругу, что-то пытаясь вырыть лапами из глубины снега. Женщина стала пробираться вниз, пытаясь нащупать устойчивую почву накатанного склона под снежным покровом. Как-то, удалось спуститься.  Она приближалась к месту, где металась собака. Завидев человека, молодой пес понёсся ему навстречу, оперевшись передними лапами на тело человека, достал до лица и быстро лизнул. Удивило, что чужая собака проявила нежность к постороннему. Дальше пес вновь вернулся на прежнее место и начал отчаянно лаять.

Женщина подошла ближе и увидела ребенка, заметенного снегом. Здесь же, в сугробе, находились санки. "Значит, приходил кататься с холма," - подумала она.

Ребенок замерз и не проявлял никаких признаков жизни. Начала усиленно растирать его окоченевшие руки и лицо теплой варежкой, тормошить. Ничего. Мальчик оставался неподвижным.

Она погрузила безжизненное тело на санки и потащила их по заметенной ледяной толще озера в том направлении, где, ориентировочно, должна была находиться база отдыха. Тело мальчика периодически  сваливалось, санки застревали в толще снега. Сил тащить уже, практически, не оставалось. Заветная территория, где могли бы находиться люди, так и не появлялась. Метель усилилась.

Внезапно в голове раздался совершенно отчетливый голос:

- Оставь мальчика, он мертв. Ты ничего не сможешь сделать. Выбирайся сама.

- Кто ты? - спросила она.

- Разве ты меня не узнала?

Голос казался знакомым. Она стала усиленно вспоминать, где могла слышать его раньше. Вспомнила. Конечно, это был тот самый голос, не так давно, назвавший ее «ничтожеством».

- Что тебе нужно?

- Ты очень хорошо это знаешь. – Прозвучала выразительная пауза, затем голос продолжил. - Мне нужна ты. Сейчас ты стала, особенно, мне интересна.

- Зачем я тебе?

- О, ты спросила… Моя задача в том и заключается, чтобы не дать человеку пройти финальную черту. Это мой мир. Я здесь хозяин. Все должны подчиняться только мне. Где твой бог? Он далеко, он там, куда тебе еще предстоит «топать». А я здесь. И я могу оживить мальчика. Только ты попроси меня...

- Неужели, ты мог подумать, что я променяю жизнь ребенка на достижение собственной цели, будь она даже самой достойной в мире? Тогда, ты во мне ошибался... Я выбираю, мальчика. И пусть в этой жизни я уже не пересеку финальную черту, но когда-нибудь, в следующий раз, я все-таки дойду.  Да, я знаю - меня опять отбросит назад, в самое начало пути.  Ты опять станешь «тянуть из меня жилы» и «наматывать мое сознание» на собственные адские жернова. Я все выдержу. Оживляй мальчика, – потребовала она.

- Что тебе за дело до чужого мальчика? Он уже мертв, в этой смерти ты неповинна. У тебя есть своя жизнь, и ты хочешь ее разрушить ради незнакомого ребенка? Разве эта смерть единственный пример несправедливости в мире? Твой поступок ничего не изменит в устройстве жизни, все останется на своих местах.

- Пожалуйста, оживи мальчика. - Она предпочла перейти на вежливый тон, не желая далее продолжать изматывающий спор.    

- Смотри, ты сама попросила. Попросила, попросила, попросила… - пронеслось раскатом над гладью озера.

Голос исчез, снег прекратился. Мальчик открыл глаза и спросил:

- Где я?

- Все хорошо, дорогой, не волнуйся, скоро ты будешь дома.

На берегу озера появились люди на больших спортивных снегоходах. Она стала махать им, их заметили. Через минуту два молодых человека усадили мальчика на снегоход и помчались в направлении города, предварительно вызвав скорую по мобильному телефону. Собака едва успевала бежать за ними.

Женщина от помощи отказалась, она молча брела домой.

Теперь уже все. Больше в ее жизни не могло быть ничего хорошего. Она совершенно четко понимала - только что, заключив сделку с Дьяволом, она навсегда утратила свою божественную силу, так привлекавшую в ней Альберто, навсегда потеряла все достижения, может быть, даже не одной жизни, и уже ничем не сможет ни помочь, ни пригодиться собственному ребенку. 

Но самым печальным было то, что ей еще предстояло «жить» - доживать собственную, теперь уже бесполезную жизнь.

Когда в начале пути жизнь была представлена горечью и страданием, легко было расстаться с ее атрибутами. «Маленькая убогая хижина» не представляла особой ценности для ее обитателя, любой, с радостью, на первый же зов, сжег бы лачугу и пустился в путешествие. Но в последнее время это была уже не лачуга – это был дом счастливого человека. У этого человека еще оставались свои небольшие огорчения, но он уже многое постиг.

И сейчас, опять все разрушено. Вспомнила провидческие слова, сказанные йогином в Непале: «Дойдя до края мира, не стоит идти дальше. Там, за его краем, можно встретиться с Драконом».

Медленно подходила к собственному дому.  Погода совсем наладилась, выглянуло солнце. На улице играли дети, мальчик и девочка. Мальчик поднял на нее глаза, некоторое время внимательно смотрел, потом стал тормошить девочку, говоря:

- Смотри, мне кажется, или эта тетя, Ангел?

Девочка оторвала взгляд от снеговика и подтвердила предположение своего друга:

- Да, точно Ангел.  Вон она, как вся светится.

Р.s.

Женщина сидела неподвижно в глубоком удобном кресле.

В комнату кто-то вошел. Это был мужчина высокого роста и крепкого телосложения. Он что-то сказал, никто не ответил. Мужчина пошел ближе, взял руку женщины. Она была мертва.

RSS
Суть рассказа мне понравилась, здесь есть над чем подумать.
Честно говоря, первая часть меня несколько оттолкнула. Она слегка напоминает какой-то женский роман. Все дело в Альберто. Ну, сами посудите: сильный, красивый мужчина, богатый, умный, воспитанный — настоящий идеал. Вот только идеалов не существует. Шанс встретить такого парня примерно такой же, как и принца на белом коне, а это автоматически переводит рассказ в раздел фантазий. Тут сразу же возникают мысли, что если бы персонаж обладал невзрачной внешностью или был бы простым бедным философом, наверное героиня и не обратила бы на него внимания.
Александр, большое спасибо за высказанное мнение. Я с жанром рассказа при размещении так и не определилась, отнесла в раздел «Другое». Получается, это вполне может быть и женский роман (рассказ), почему нет? А вот насчет того, что на бедного философа героиня не обратила бы внимания, не согласна. Когда она встретила этого человека, то совсем не знала, кто он. Просто ощутила родство душ.
14:22
Я внимательно прочитал ваш рассказ, Татьяна. Буду откровенен — я не впечатлен. Причин несколько. Во-первых, я не очень силён в философии и «философические темы» меня не очень возбуждают. Как и ангелы. Да и мой жизненный опыт говорит, что с ними ужиться невероятно трудно, практически невозможно. Ну и последнее по теме: я не увидел настоящего «выбора». Ответственного, тяжелого. Я не увидел настоящего искушения и настоящей ее потери. Может быть, оттого, что так и не понял, чего же искала главная героиня, какой цели добивалась?
Она сделала то, что сделал бы любой здравомыслящий человек, тем более женщина. Это на рефлекторном уровне. Меня даже удивил столь длинный, чрезвычайно пафосный монолог в том эпизоде.
Но это так, коротко.
А вот о языке и стиле изложения я постараюсь высказаться более подробно.
Малая прозаическая форма, такая как рассказ, имеет свою специфику. Опытные писатели утверждают: уже в первом абзаце рассказа должна быть заложена интрига. И она должна проглядываться. Прочитайте начало своего рассказа. Отстранённо, будто вы не знаете продолжения. И скажите, в каком абзаце у вас завязывается интрига? Возникло у вас желание читать дальше после первого, второго, третьего абзаца?
Далее:
— Огромная территория леса внизу утонула в белой пелене, увлекая за собой еще недавно блестевшую ровной гладью поверхность витиевато изогнутого озера. — прочитайте эту фразу внимательно и ответьте себе — что, куда и за чем «увлекалось»?

— движущийся поток идущего снега — фраза неверная, корявая. тут и движущийся, и поток, и идущий — три в одном. Поток — это уже само по себе движение.

— холодный оледеневший налет — а разве бывает горячий? И здесь на мой взгляд уместнее выражение «наледь» или «ледяная корка».

— Ее тело при этом оставалось практически неподвижным — как вы думаете, сколько раз в этом рассказе используется слово «практически»? Я вам скажу — девять раз! Наверное, вы очень любите это слово.

— уже достаточно долго рассматривала статуэтку некого непальского божества
— время беспощадно отнеслось к ее материалу, повредив структуру дерева
— постигали суть мироздания при наличии базового условия гармоничного развития человека и общества.
— (это вообще жуть какая-то!!!)
— пришла волна негативного осознания
Это что за канцеляриты, Татьяна? Это что за изуверский язык? Где вы нахватались этой гадости? Выбросьте это бяку и никогда больше не притрагивайтесь к ней!

— Каких-то особых открытий не возникло — открытия обычно не возникают. Их делают.

— Завидев человека, молодой пес понёсся ему навстречу, оперевшись передними лапами на тело человека, достал до лица и быстро лизнул — это вы что и как описываете? О каком человеке идёт речь? Если повествование идет как бы от имени героини — к чему и зачем эта искусственная «отстраненность»?

— торчала метастатическая спинка санок — мамадарагая! А это что за зверь?!

— Конечно, это был тот самый голос, не так дано, назвавший ее «ничтожеством». — простите, но я не понимаю в чем разница между дочерью «нуворишей» — невинным созданием — и героиней? Почему одна — ничтожество, а вторая — прям «Красная шапочка» или «Дюймовочка»? И опечатка здесь — вместо «давно» — «дано».

— Собака только успевала бежать за ними. — прочитайте отдельно эту фразу. Вам не кажется, что здесь более уместно другое слово вместо «только»?

— Когда в начале пути жизнь была представлена горечью и страданием, легко было расстаться с ее атрибутами
— уже ничем не сможет ни помочь, ни пригодиться собственному ребенку.
Но самым печальным было то, что ей еще предстояло «жить» — доживать собственную, теперь уже бесполезную жизнь.

Это я вообще не понял. Где были горечь и страдания? В чём они проявлялись? Я вас уверяю — в Тайланде побывал едва ли один процент от всего населения России. Она бросила лишь успешную карьеру, а материальное положение позволяло находиться за границей весьма продолжительное время. Молодая, красивая, здоровая. Обычно я в таких ситуациях говорю: Люди, не гневите Бога!
И почему это она никак и ничем не сможет быть полезной своему ребенку или мужу? Откуда это взялось? Она неуч? Нет. Она бездарь? Нет. Успешная карьера тому подтверждение.

— Вон она, как вся светиться. — здесь корректнее «светится».

Мне кажется, вам нужно работать с образами и с их описанием.
Если коротко — это всё.
А, последнее, забыл: слова «он», «она» и «они» у вас здесь использованы полсотни раз! Это не считая «их» и производные. Это неоправданно много. Дайте героине имя, что ли…
Большое спасибо за Ваш комментарий. Даже не представляла, что рассказ воспринимается настолько ужасно. Мне казалось, что все очень красиво и «правильно» написано. Правильно в том смысле, что герои просто безупречны и их мысли и высказывания носят глубокий философский смысл, интересный читателю. Получается, ошибалась. Но это совсем не по причине неверной концепции, сути рассказа, а просто потому, что мне, как автору, не удалось передать эту суть. Законы жизни для всех одинаковы, нет какой-то отдельной правды для отдельной личности, все совершенно одинаково для всех. Если автору удается передать эту правду, читатель ее всегда услышит. Мне не удалось. Жаль.
Но самое важное, что я хотела отразить в рассказе, так это то, что существуют такие люди, для которых сам «поиск» есть смысл жизни. И они никогда не станут наслаждаться карьерой, семейным счастьем или чем-то еще материальным. Просто не смогут. И это не зависит от морали, воспитания, среды обитания, благосостояния и др. Они так устроены. Банальный пример — декабристы. Чего им не хватало? Гумилев ответил, написав теорию пассионарности.
У меня не получилось это передать. В любом случае, спасибо за Ваше время, потраченное на мою работу.
21:44
Татьяна, если вам не сложно, назовите пять-шесть ваших любимых кино- или литературных героев.
Лучше будет если вы назовете их сразу, не особо задумываясь и размышляя кто из них «достойнее и правильнее».
Кино смотрю крайне редко, из того, что помню, это «Левиафан». Литературных героев, как таковых, не назову, у меня нет предпочтений к отдельным персонажам. Из литературы, что впечатлило: «Исповедь» Л.Толстого, тот же Лев Гумилев «Этногенез и биосфера земли», Руссо «Эмиль, или о воспитании», «Один день Ивана Денисовича» Солженицина.
06:17
Татьяна, я спрашивал вас несколько об ином: там, — Лариса Огудалова, Скарлетт О'Хара, Маресьев, Элизабет Беннет, капитан Батлер, Паганель, Атос, граф Монте Кристо, Мальчиш Кибальчиш, Волк Ларсен, Остап Бендер, Чингачгук, Пьер Безухов, Каменская, граф Меньшиков, Дюймовочка или Василиса Прекрасная, наконец…
Но спасибо и за этот ответ, хотя то, что вы назвали, нельзя назвать художественной литературой, за исключением «Денисыча» и в какой-то мере «Левиафана». Но, по крайней мере, мне теперь понятно ваше стремление к философским размышлениям, «тяжелым» темам и попытки «объять необъятное». Только вот какая штука: Л.Н. Толстой до своей «Исповеди» написал уже и «Войну и мир», и «Анну Каренину».
Да и с чего вы взяли, что читателям интересны «идеальные» персонажи и «идеальные отношения»?
Загрузка...