Примеры из классики и не только (внутренняя рифма)
Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"
Велимир Хлебников
* * *
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
ТЕЛО СТИХИЙ
В лепестке лазурево-лилейном
Мир чудесен.
Всё чудесно в фейном, вейном, змейном
Мире песен.
Мы — повисли,
Как над пенной бездною ручей.
Льются мысли
Блесками летающих лучей.
Иван Тургенев
* * *
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Владимир Маяковский
СТИХИ О РАЗНИЦЕ ВКУСОВ
Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
"Какая гигантская лошадь-ублюдок".
Верблюд же вскричал: "Да лошадь разве ты?!
Ты просто-напросто - верблюд недоразвитый".
И знал лишь бог седобородый,
что это - животные разной породы.
Константин Бальмонт
Русалка
Если можешь, пойми. Если хочешь, возьми.
Ты один мне понравился между людьми.
До тебя я была холодна и бледна.
Я с глубокого, тихого, темного дна.
Нет, помедли. Сейчас загорится для нас
Молодая Луна. Вот, ты видишь? Зажглась!
Дышит мрак голубой. Ну, целуй же! Ты мой?
Здесь. И здесь. Так. И здесь… Ах, как сладко с тобой!
Роберт Бёрнс (перевод С.Я. Маршака)
Что делать девчонке? Как быть мне, девчонке?
Как жить мне, девчонке, с моим муженьком?
За шиллинги, пенни загублена Дженни,
Обвенчана Дженни с глухим стариком.
Ворчлив он и болен, всегда недоволен.
В груди его холод, в руках его лед.
Кряхтит он, бормочет, уснуть он не хочет.
Как тяжко пробыть с ним всю ночь напролет!
Брюзжит он и злится, знакомых боится,
Друзей сторонится - такой нелюдим!
Ко всем он ревнует жену молодую.
В худую минуту я встретилась с ним.
Спасибо, на свете есть тетушка Кэтти -
Она мне дала драгоценный совет.
Во всем старикану перечить я стану,
Пока он не лопнет на старости лет!
Пока читала классиков, поняла, что не всегда понимаю, можно ли назвать случайное созвучие внутренней рифмой (например, если она есть только в одной строке произведения), поэтому посмотрела готовые примеры из интернета. Оставляю выдержки с комментариями, вдруг кому-то тоже интересно.
Внутренняя рифма возникает в стихах иногда непроизвольно (тогда это может повлиять на благозвучие и считается ошибкой – а именуется авторифмой, т.е. рифмой, возникшей непроизвольно, автоматически), иногда автор умышленно допускает её (тогда это считается стилистическим приёмом). Пример внутренней рифмы:
Наблюдатель? свидетель события? войны в Крыму?
Масса жертв – всё в дыму – перемирие полотенца…
Нет! самому совершить поджог! роддома! и самому
Вызвать пожарных, прыгнуть в огонь и спасти младенца…
И.А. Бродский. Из Парменида
Помимо перекрёстной рифмы, здесь имеется четыре внутренних рифм. Повтор «му» создаёт ощущение стремительности, динамики, что лишний раз подчёркивается графикой – восклицательными знаками и прописными буквами (вместо строчных!) после них. Восклицательные знаки здесь выполняют не только функцию риторического восклицания, но служат для эффекта парцелляции, подчёркивая единую интонационную конструкцию строки.
Одним из первых русских авторов, применивших начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век):
ЯКО же бо змий страшен свистанием своим
ТАКО и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
(Моление Даниил Заточника)
Пример из современной поэзии с начальной рифмой:
Женщина - тайна вселенной, загадка, себя не познавшая,
Вещая песня любви, плод запретный однажды сорвавшая.
Яблоко, промыслом Божьим на древе познанья взращенное,
Мороком в душу проникло да там и живет, не прощенное.
Пламенно всю для других отдавая себя на заклание,
Раненой птицей летишь и дороги не знаешь заранее,
Выстоишь там, где мужчина, пугаясь, порой отступается.
Сердце лишь верит, надеется, грех принимает и кается.
(Алкора, автор СТИХИ.РУ)
"Взорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото"
(В. Высоцкий)
Опьянение ПЕЧАЛИ, озаренье тихих тусклых свеч, —
Мы не ЖДАЛИ, не ГАДАЛИ, не ИСКАЛИ на земле и в небе встреч.
Обагряя землю КРОВЬЮ, вы ЛЮБОВЬЮ возрастили те цветы,
Где сверкало, УГРОЖАЯ, злое ЖАЛО безнадежной красоты.
(Ф. Сологуб)
Примеры из рэпа (https://rap-battles.ru/articles/ne-tolko-dvojnye-rasskazyvaem-kakimi-byvayut-rifmy/ ):
Полнострочная рифмовка/панторифма
Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк.
Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.
(Oxxxymiron)
Плотная рифмовка
Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов.
Мой прогноз – ты проиграешь, бро, и просто пойдешь домой».