Рубрики литературного факультатива

Андрей Басов
Автор публикации:

4. Казус борьбы за справедливость

4. Казус борьбы за справедливость

Мы затронули очень важный вопрос целей протестных движений. От него зависит наше будущее. К сожалению, как фиксирует история, протесты (включая профсоюзные) приводят к требуемым результатам лишь в отдельных локальных случаях и не имеют никаких системных последствий в исполнении ожиданий граждан. Произвол, как жил, так и живёт. В массах появляется ощущение беспомощности, безысходности, разочарования. А отсюда поиск противовеса не осуществившимся мечтам.

Одни продолжают проявлять активность в безуспешной борьбе за справедливость и тем компенсируют утрату мечты иллюзией возможных достижений в будущем, по принципу: вода камень точит. Другие замыкаются в себе, не веря ни во что. Третьи, смирившись с бременем безысходности, обращаются за утешением к религии, четвёртые увлекаются сказками о добром царе и злых боярах, и начинают стучаться в наглухо запертые двери. Попробуем разобраться, почему протесты безуспешны. Тут подноготная вопроса посложнее, чем просто указание на дефектность цели. Для этого нужно понять, что собою представляют цели, которые преследуют или могут преследовать протесты, если не хочешь по гроб жизни ходить в дураках.

Что такое конкретная цель? Реальный предмет стремления, осязаемый органами чувств конечный результат, к достижению которого приложены усилия. Например, законы – это организационная основа общества, имеющая текст правил на осязаемых носителях, и их применение ведёт к изменению состояния людей. То есть законы совершенно конкретны и их установление, изменение, отмена могут быть достижимой целью.

Что такое абстрактная цель? Это неопределенный, идеальный, неосязаемый, увлекательный объект стремлений в мыслях. Её можно представить в воображении, но из-за отсутствия осязаемости достичь невозможно. То есть абстрактная цель – это либо самообман, либо намеренный обман, внушённый со стороны. Примеры абстрактной цели – это свобода и, собственно, справедливость тоже, ибо они всего лишь этические понятия, которые недостижимы, если не имеют конкретных свойств, прописанных в законах. У протестующих нет понятий о том, как справедливость выглядит в законах. Чёрт, всё время приходится повторять одно и то же.

Локальная цель – это штука, которая существует сама по себе и влияния на окружающий мир не имеет, хотя и может иметь связи с миром. В протестном движении локальная цель – это, например, добиться освобождения какого-то конкретного человека, устроить забастовку на фабрике, потребовать отставки должностного лица государства, принудительно свергнуть кого-то одного или ограниченную группу лиц. Иными словами, локальная цель охватывает малый круг людей, но не правил и на общую ситуацию вне этого круга не распространяется.

Системная цель – это объект большого общественного масштаба, элементы которого связаны друг с другом и связи эти сходятся в какой-то точке влияния, уязвимости. Создание, например, закона делает зависимыми от него сразу множество людей. Удар же по нему ведёт к распаду сразу всего множества связей и зависимостей. Любая система имеет такую ахиллесову пяту, включая власть с её непотребными законами, но не всегда эта пята очевидна.

Итак, что есть в протестах, и чего нет? Есть конкретные локальные цели защиты отдельных обиженных. Есть и системная цель – требование справедливости. Да вот беда. Цель-то хоть и системная, но абстрактная и, следовательно, недостижимая. Здесь протестующих надуть можно как угодно. За примером такого системного надувательства государственного масштаба в России и ходить-то далеко не надо. Ему не исполнилось ещё и тридцати лет. Невольно закрадывается мысль о том, а кому же кроме лиц власти для выпуска пара в свисток нужно такое состояние мнимого протестного движения?

Несложно вспомнить как тридцать лет назад всеми обожаемые лидеры масс, на митингах отстаивали народную правду, а чуть позже вдруг сбросили маски и переродились в прохиндеев немыслимых масштабов. Кто бы мог подумать тогда о вероятности предательства со стороны лидеров? А сейчас эта вероятность разве исчезла? Так что не только лицам власти может быть нужно такое состояние шумного, но липового противодействия. Конечно, тут нельзя говорить исключительно о корыстном умысле. Очень вероятно и святое заблуждение в том, что всё правильно и иначе быть не может. Однако результат-то один – битьё лбом в стену и хронические провалы ожиданий.

Сейчас, поднимаясь на волне очередных народных возмущений, вероятно, многие лидеры лелеют намерения, свалив власть, самим занять злачные должности. Им конкретные цели совершенно ни к чему.

Как же так получилось, что протестное движение не имеет достижимой системной цели? Вот тут-то как раз и нужно разобраться, что является системой, а, что нет. Опять включаем дедукцию. Попроще, конечно. Без заумностей.

Все знают, что система – это механизм связей и зависимостей. В общественных отношениях системный механизм состоит из правил и законов. Если бы не было законов, то люди не знали бы, чего они могут ожидать и требовать друг от друга. Цивилизация не возникла бы.

Общество как система – это вовсе не масса людей, которые являются всего лишь множеством отдельных биологических организмов, а схема отношений между людьми, основанная на правилах (законах). Система законов не имеет физического тела. Её невозможно ни расстрелять, ни повесить, ни скинуть с должности, ни даже дать по морде, но её доступно нормализовать в лучшую сторону исправлением текста законов. Не люди система, а правила – система. Просто они существуют в одно и то же время и люди психологически подчиняются правилам системы, но сами ею не являются. Они лишь кажутся системой после того, как подключаются к механизму правил. А без правил они лишь беспорядочная толпа. Пропаганда дружбы и взаимопомощи как-то создавала внутри системы правил систему и из людей, но она канула в Лету вместе с СССР.

Иными словами, у протестных движений с древних времён ложная цель – порочные властные люди, сменяющие друг друга, а должна быть порочные законы, провоцирующие произвол, изменить которые можно навечно. Вот борьба с чиновниками как с должностными лицами системного результата и не даёт. Не в них главная беда.

Становятся понятными провалы ожиданий масс в веках. Возмущения сбрасывали властителей, но не трогали какие-то порочные законы в фундаменте цивилизации. Те продолжали и продолжают свою разрушительную деятельность в любой из политико-экономических систем, включая и капитализм с социализмом. Для такого действия некоторые законы должны быть как бы невидимыми. То есть внешне выглядеть невинными, но иметь скрытое пагубное действие.

Поэтому поведение протестных лидеров в этом вопросе как нельзя лучше вскрывает их действительные намерения. Если лидеры организаций не желают выдвигать конкретных и достижимых целей, и поэтому упорно не поправляют своих активистов, по простоте душевной требующих неосуществимого, то из таких организаций нужно бежать без оглядки. Ибо как только эти лидеры займут вожделенное место, то их рядовые соратники будут преданы и проданы, как и массы, жившие надеждами тридцать лет назад.

Локальные требования никак не препятствуют выдвигать одновременно с ними  и конкретные системные. Странная картина отсутствия этого. Социальная слепота? Хотя, с другой стороны, отсутствие конкретных системных требований говорит о том, что их выдвижение, возможно, тормозится не без умысла.

Народная мудрость гласит: "Дьявол кроется в деталях". Вот этих деталей как раз и нет в информационном обороте. Массы прекрасно сознают, что всё начинается с мелочей, но одновременно и не могут в это поверить в отношении власти. Вышесказанное является детализацией и мысли, высказанной когда-то очень давно самим Отто фон Бисмарком:

"Чиновники - это трутни, пишущие законы, по которым человеку не прожить. Почему у министров жалованье постоянно и независимо от того, хорошо или дурно живётся населению Пруссии? Вот если бы квота жалованья бюрократов колебалась вверх-вниз в зависимости от уровня жизни народа, тогда бы эти дураки меньше писали законов, а больше бы думали".

А ведь Бисмарка не заподозришь в принадлежности к "черни", как бы беспричинно бунтующей против власти. Только вот беда. Мудрый Отто не оставил нам рецепта, как жалование чиновников сделать зависимым от положения народа. Придётся добираться до этого самим. На сегодняшний день протестные, революционные движения не в состоянии отстоять права населения, ибо системные цели движений и инструменты их достижения – ложные.

Неплохо бы вспомнить о юридической казуистике. Это такая хитрая штука подлога смысла, которая позволяет прописать текстом директиву в законе об одном, но если применить её на практике, то это вызывает события совершенно отличные от директивных. И увидеть, откуда свалилась напасть почти невозможно. Нет очевидной связи между законом и его действием. В формулах законов нет и следа речи о произволе.

Так в чём же в двух словах состоит казус борьбы за справедливость? В требовании протестными движениями абстрактных сдвигов, но ожидание и желание получить совершенно конкретные блага. Нонсенс…

Предыдущая/следующая статья этой рубрики:
08:57
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...