Рубрики литературного факультатива

Андрей Басов
Автор публикации:

5. Мифы

5. Мифы

От борьбы за права плавно перетекаем к идеологиям этой борьбы. Здесь нас ожидает буйство политических красок. Есть где побаловаться дедукцией. Но вот почему-то натурная проба любой, осуществленной на сегодня политической и экономической идеи всегда оканчивалась и оканчивается одним и тем же - крахом ожиданий для народов и прелестью исполнения желаний для проповедников идей, оказавшихся у кормила власти.

Так было в России после 1990-го года. Так было в Германии во времена фашизма. Так было в России после 1917 года. Так было во Франции во времена установления республики. Так было в Америке во времена установления капитализма. Так было и так далее...

Исходя из торжества разных идей, ведущих к провалу ожиданий для народов, мы вправе предположить, что сами политические идеи просто некие абстрактные мифы. Они либо кроме слов ничего общего с интересами народов не имеют, либо носители этих мифов что-то очень тайное не договаривают.  Причем раз результат всегда и везде один, то, значит, во всех идеях и идеологиях, несмотря на их разницу, умолчание по существу касается одного и того же. О чем же наглухо молчат поголовно все идеологии?

Везде речь о правах человека, труде, имущественных правах, свободе. А разноголосица по существу лишь в том, как можно вертеть всем этим для разного эффекта. Но ведь интересы народа всегда в одном и том же: "Не надо нас убивать, унижать и грабить" и осуществление их может иметь только один путь - поражение существующих возможностей легально убивать, унижать и грабить.

Так вот, ни в одной идеологии и пропаганде мы не найдем ни малейшего упоминания о том, каким конкретно и дословно содержанием основополагающих гражданских и административных законов идеологии намерены обеспечить имущественные, трудовые и политические права населения. Почему? Это очень сложно? Напротив, это просто и даже очень просто. Но вся фишка в том, что, во-первых, из формулировки закона совершенно ясно видно приведет она к исполнению прав и интересов масс людей или заведомо является законодательным мошенничеством ради корысти лишь некоторых. Соответственно, ясно видно можно ли верить политической или экономической идее.

Во-вторых, массы людей будут ориентироваться не на абстрактные посулы свободы, счастья, обуздания произвола неведомым путем, а на введение именно оговоренных формул в законы и надуть народ подменой понятий и формулировок будет сложно или вообще невозможно. А пока за неконкретной эфемерностью абстрактных идеологических, пропагандистских пронародных изысков может при натурализации скрываться любой антинародный законодательный монстр произвола и корысти.

И ведь действительно, мы все находимся в плену идеологий политических, экономических и социальных мифов. Ими потчуют нас на завтрак, обед и ужин с завидным постоянством, назойливостью и в результате сильно преуспели как в оболванивании масс, так и в создании странных лженаук, основанных не на фактах, а на идеологических, пропагандистских толкованиях и иллюзиях.

Политические и социологические мифы очень заразны и способны передаваться не только от человека к человеку, но и из поколения в поколение, из столетия в столетие, становясь хроническими тупиками мышления. Возникают странные картины поклонения и стремления к абстрактной справедливости, но формы представления о свершившейся справедливости сейчас преимущественно либо коммунистические, либо капиталистические. Никому не приходит в голову, что если произойдут коренные изменения в общественных отношениях в сторону практической, осязаемой справедливости, то окружающий мир будет совершенно не похож ни на что известное теоретическое и, тем более, утопическое. Не похож и на коммунизм или капитализм в том числе.

Могу даже сказать по своему опыту, что когда многие люди получают представление о том, как будет в натуре выглядеть справедливый мир, то они испытывают перед ним подсознательный страх и недоверие. Хотя их мечты и стремления там исполняются, но существенно не в том игрушечном виде как представлялось. Однако, с другой стороны, чтобы возразить этому, доказательных аргументов нет.

Раскрывать эти мифы, показывая корень зла, дело долгое, неблагодарное, сулящее неприязнь окружающих. Ибо развенчивание наведенных, ложных представлений часто вместо понимания и признания фактов вызывает протесты, злобу и порождает причуды демагогии даже у вроде бы совершенно безупречных людей. Ведь подчас пороки настолько неощутимо, глубоко и вынужденно проникают в жизнь каждого человека, что он тем или иным образом бессознательно оказывается участником и соучастником того, против чего сознательно протестует.

Мы почти все, так или иначе, в то или иное время, в той или иной степени можем быть втянуты, как минимум, в потенциальное мошенничество друг против друга. А воспримем его как норму, а себя безгрешными. Естественно, что в собственный грех никак не хочется верить, несмотря ни на какие аргументы и факты. В жертву внутреннему протесту самолюбия отдается разум, объективность и принципы.

Нельзя обойти вниманием и то, что является движителем мифов в нашей жизни. Это не просто какая-то идеология, пропаганда, а гораздо больше – литература и кино вообще. Не знаю, насколько обоснована теория заговора. Мне на неё совершенно наплевать, но, оглянувшись вокруг, поневоле задумаешься о странном духовном контрасте между нашей сегодняшней жизнью и прошлой в СССР. А ведь люди всегда и везде от рождения одни и те же.

Несмотря на все издержки советского строя, вряд ли можно отрицать прогрессивность государства, в котором взаимоотношения между людьми пытаются строить на дружбе, взаимовыручке, доброте, национальной терпимости. Стоит только вспомнить слова из песни: "Русский с китайцем братья навек. Крепнет единство народов и рас…". Однако чтобы достичь единства не должно быть противоречий между психологической обработкой населения и прочей внутренней политикой в отношении людей, а противоречия были.

Тем не менее, коммунисты прекрасно понимали, что дружба и взаимовыручка – это основа сплочения масс, их сопротивления вторжению извне. Можно сколько угодно спорить получилось это или нет, но в войне выстояли. Именно на психологию воспитания дружбы и были нацелены литература и кино в СССР. И не важно, какие шкурные политические интересы и противоречия за этим стояли.

Теперь посмотрим, что происходит в искусстве сейчас. Монстры, ужасы, непрерывный мордобой, реки крови и горы трупов, пропаганда индивидуализма, подлости и воровства. Конечно, и страшилки, и пороки имеют право на существование в искусстве, но в виде одного из множества жанров, а не оголтелой, всепоглощающей пропаганды уже не дружбы, а насилия. Зачем это нужно не трудно догадаться. Цель – парализовать волю к сопротивлению в массах. Создать ощущение разобщённости и безысходности. На это работает даже публицистика своей беззубостью, в которой напрочь отсутствуют достоверные рецепты выхода из тупика. Хотя по замыслу и форме она должна бороться со злом.

Прилавки книжных магазинов завалены историческими и современными разоблачениями злодейств. Телевидение, кино и даже Интернет не отстают. Полное впечатление борьбы за справедливость, но если присмотреться, оказывается, что это лишь иллюзия борьбы. В ней отсутствует указание на действительно достижимую цель в исполнении ожиданий масс и возможный положительный результат, хотя бы теоретически. А без этого все эти разоблачения, обвинения, причитания о бедах и рецепты исторически заведомо провальных действий не более чем переливание из пустого в порожнее, рождающее всё ту же насаждаемую безысходность.

Ставка не на образование, расширение кругозора, а на скандал – такова политика издательств и с литературой, не попадающей в общую струю щекотания нервов бесполезно к ним и соваться. Насколько бы она ни была бы полезна, поучительна. То же касается и состояния со сценариями для фильмов. Обратили внимание, что с экранов практически почти пропали новые романтические истории типа Дюма, Жюль Верна или Конан Дойля? Например, даже недавний сериал "Мушкетёры" – это характерный пример мрачности и жестокости. Какой там Д'Артаньян и мушкетёры с их романтической дружбой!

Масштабы мифологического одурманивания, развращения населения носят характер государственной политики. Тем не менее, нужно всегда пытаться в силу своего разумения отодвигать завесу путаницы мифологической лжи, смотреть, какие простые истины скрываются за ней. Дальше мы увидим, какие элементарные, микроскопические подлоги в законах и понятиях приводят к грандиозным событиям политики и экономики, к смерти и нищете, как отдельного человека, так и целых народов, деградации сознания и ощущению беспомощности и безвыходности.

Предыдущая/следующая статья этой рубрики:
12:49
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...