Рубрики мастер-классов

1. Введение в мастер-класс

Здравствуйте, уважаемые участники проекта "Школа начинающих авторов". Сегодня стартует мастер-класс "Как написать современную авторскую сказку", который я с удовольствием для вас проведу. Мастер-класс состоит из 6 частей:

1. Вводная часть

2. Миф и сказка: истоки жанра

3. Структура сказки

4. Пространство сказки

5. Герои

6. Сказка и постмодерн

Новый материал будет появляться два раза в неделю - по понедельникам и четвергам - и сопровождаться заданием для самостоятельной работы (кроме вводной части). Обсуждение, комментарии и вопросы - приветствуются.


Предмет настоящего мастер-класса — это современная литературная (авторская) сказка. Сказка — это отдельный жанр со своими характерными особенностями и специфическими чертами. Литературная сказка — преемница сказки фольклорной.

Связь с народным творчеством сохраняется в авторских сказках на глубинном уровне благодаря особой конструкции, основные элементы которой мы последовательно рассмотрим в рамках данного мастер-класса.

В современном книгоиздании термин «сказка» используется как правило для обозначения народных сказок или детского чтения вообще. Однако множество произведений в жанре фэнтези относятся именно к сказке.

Задача данного мастер-класса — понять сказку изнутри, выделить ее структурные особенности, объяснить, как написать сказку, непохожую на миллион других, но сохраняющую дух волшебства. Совершенно не важно при этом, как назовут такую сказку издатели или читатели — будет ли она стоять на полке книжного магазина с пометкой «фэнтези», «фантастика», «мистика» или «детская литература». Однако тогда сам собой напрашивается вопрос — зачем вообще нужно отделять сказку от прочих фантастических жанров?

У меня есть свой ответ на этот вопрос. Если вам это окажется близко — я буду рада. Итак:

1. Мы с вами живем в эпоху глобального разочарования наукой и религией. На заре научного мировоззрения, в Новое время, и примерно до середины века двадцатого люди еще верили в то, что наука даст ответы на все вопросы, а религия вот-вот продемонстрирует нам чудеса веры. Но процесс научного познания мира идет крайне медленно, а ответы нам подавай здесь и сейчас. Религия же лишь обещает чудо, но не показывает его. Когда мы осознали, что наука далеко не всё может объяснить и совсем не так быстро, мы захотели чуда. Самого обыкновенного чуда, которое берется из ниоткуда и не нуждается в объяснении. Именно такого чуда, о котором идет речь в сказке.

2. Банально, но мы все — жертвы моды. Мода есть даже в литературе. Когда-то профессор англосаксонской литературы Оксфорда придумал квази-сагу про хоббитов, эльфов и прочих удивительных существ. Эпик-фэнтези тут же стало модным, у профессора появилось множество последователей и подражателей. Но наступил момент, когда читатели пресытились подобного рода литературой. Последним аккордом в этой эпической симфонии прозвучала «Песнь льда и пламени». Эпик-фэнтези отжил свой век, новых Толкинов и Мартинов не предвидится еще долго. Однако свято место пусто не бывает: британская литературная сказка, долгое время существовавшая в своём строго очерченном мире, вдруг вышла на мировую сцену с историей про мальчика-волшебника. Вот оно, то самое чудо, которого мы так хотели! Поттериана покорила мир и породила моду на истории про детей-волшебников, магические школы, чудеса и колдовство. Иными словами, сейчас в мире держится стойкая мода на сказки.

3. Голливуд с его чутьем на зрительский спрос в последние годы экранизировал немало классических сказок и не собирается останавливаться. Оставим заслуженного ветерана — Белоснежку (около 40 различных экранизаций), и вспомним, что сошло с конвейера фабрики грез за последние лет десять (включая мультфильмы и телесериалы): «Красная шапочка», «Питер Пэн», «Золушка», микс «Джека и бобовое зерно» и «Джека — повелителя великанов», «Волшебник из страны Оз», «Алиса в стране чудес», «Гензель и Греттель», «Красавица и чудовище», «Рапунцель», «Спящая красавица». Список можно продолжить экранизациями современных авторских сказок — тем же «Гарри Поттером» Джоан Роулинг, «Чернильным сердцем» Корнелии Функе, «Медвежонком Паддингтоном» Майкла Бонда, «Гринчем — похитителем Рождества» Доктора Сьюза, «Шреком» Уильяма Стейга и так далее. У нас в России «перезапустили» «Снежную королеву», выпустили мультсериал «Сухарева башня», сняли пусть и не очень удачную «Книгу мастеров» и запустили в прокат «Савва. Сердце воина» продюсера Макса Фадеева.

4. Книгоиздатели, почуяв спрос, начали переиздавать (а у нас в стране — некоторых авторов впервые издавать) Диану Уинн Джонс, которая еще в 80-е гг. стала классиком детской сказочной литературы, Джилл Мэрфи с её «Самой плохой ведьмой», Еву Ибботсон, Джорджа Макдональда, Эдит Несбит, Френсис Бернетт, Мервина Пика, Питера Бейгля и других. И, конечно, появилось и продолжает появляться много новых книг про волшебство.

Этого, в принципе, достаточно, чтобы убедить даже скептика в том, что сказка нынче в моде. Но не модой единой жив читатель. Сказка — это самый древний нарративный жанр, отобравший только самые жизнеспособные сюжеты и потому понятный и близкий нам на уровне бессознательного. У сказки самый короткий путь к сердцу читателя.

Предыдущая/следующая статья:
RSS
19:21
+1
Очень интересная статья) Спасибо!
23:21
+1
Спасибо за статью, заинтриговали :)
05:06
+1
Спасибо большое! Прямо сразу в сказку захотелось! )
07:16
+1
Полезная статья, благодарю.
17:08
+1
Спасибо всем за комментарии! Рада, что статья понравилась! В четверг будет продолжение мастер-класса))
23:04
+1
Интересная статья. Буду ждать продолжения.Спасибо Вам.
13:14
+1
Спасибо за статью! Она помогла убедиться: правильным путём идём, товарищи!Жду продолжения.