Рубрики мастер-классов

2. Миф и сказка: истоки жанра

Когда-то наши предки обладали мифологическим сознанием (ученые и психологи утверждают, что оно и сейчас в нас присутствует). Миф — это был способ понять окружающую действительность и передать знания о ней потомкам. Существует огромное, просто необъятное количество исследований о мифе, любознательных я отсылаю к ним — при желании, ссылки на них и даже тексты можно отыскать в интернете. Нас же интересует то, что случилось с мифом. Очень условно говоря, он разделился на две части — сакральную и профанную. Сакральная часть не допускала никаких изменений, она была священной и истинной априори. С появлением письменности эти сакральные знания были записаны и дошли до нас в виде священных книг — «Вед», «Эдды», «Библии», «Авесты» и так далее. Профанная же часть мифа имела хождение среди обычных людей и со временем претерпевала изменения, превратившись в многочисленные сказки. Вот эти изменения:

— Первым изменились герои. В мифах действуют боги, полубоги, божества, хтонические создания, культурные герои и им подобные. И все эти персонажи совершают подвиги, деяния, сражаются со злом, спасают мир от тьмы и т.п. В сказках главные герои — люди. Простые или королевских кровей, но всё же люди. И совершают они не подвиги, а поступки. Цель этих героев — не победить зло, а повысить свой статус. Зло ими уничтожается по ходу, только если это необходимо для достижения главной цели — жениться (выйти замуж), стать лучше, краше, богаче. То есть, изменить свою жизнь к лучшему. Именно поэтому сказка нам и близка — разве мы все не хотим для себя лучшей жизни?

— Деяния богов в мифах были часто абсурдны, жестоки, но всегда — велики. Смеяться над богами нельзя. Мифы рассказывались не для развлечения. Со сказками дело обстояло иначе — не грех и посмеяться над неуклюжими героями, то и дело оказывающимися в глупых ситуациях. У сказки появилась гедонистическая функция, то есть функция развлечения, которой у мифа в принципе быть не может, ибо над священным не смеются.

— В мифах артефакты имеют сюжетообразующую функцию и зачастую владение тем или иным артефактом означает победу тех или иных сил. Потому что в мифах многие артефакты — это атрибуты богов и символы их власти. В сказках же артефакт — это всего лишь инструмент, которым герой пользуется на пути к цели. Что бы делал, например, Аполлон без своей колесницы? А Иван-царевич спокойно продолжил жить без меча-кладенца (после победы над Змием про этот меч вообще не упоминается).

— Мифы всегда связаны с неким условным прошлым, древними временами. Сказка же берет начало в реальности. Даже реалии народных сказок, для нас уже ставшие прошлым, для тех, кто эти сказки рассказывал и слушал, были вполне современными.

Именно благодаря этим изменениям сказка остается актуальной для нас по сей день. Главные герои в сказке — такие же обычные люди как и мы, и цели у них такие же — повысить свой социальный статус, добиться лучшей жизни. Как и нам с вами, героям сказок приходится рассчитывать, в основном, на свои силы и характер, даже если в их руках оказывается волшебный предмет или им помогают магические силы/существа. Как и мы, герои сказок попадают в глупые и нелепые ситуации, над ними смеются и им приходится доказывать, что они чего-то стоят. И, наконец, время и место действия сказки — это наша с вами реальность, из которой герой попадает в параллельный мир — «иное царство», где и сталкивается с таким привлекательным для нас, долгожданным чудом.

Получается, что возможности мифа как основы для индивидуального мифотворчества писателя ограничены по меньшей мере неким условным средневековьем или «седой стариной», а также использованием того, что уже создали те, кто стоял у истоков жанра эпического фэнтези. Сказка в этом отношении дает больше простора для фантазии, она связана с настоящим, с нашей действительностью, и одновременно позволяет перенести героев куда-угодно, в любой выдуманный мир. Мотивы змееборчества, пути героя, инициации героя и другие — то, что пришло к нам из мифа — также постоянно используются в сказке. При всё при этом сказка сохраняет свою собственную, присущую только ей структуру. Зная основополагающие элементы этой структуры, можно написать современную литературную сказку, по силе воздействия не уступающую народным волшебным сказкам. В качестве наиболее яркого примера можно привести уже упомянутого мною в Вводной части «Гарри Поттера», а также другие, не менее великолепные сказки, которые не удостоились внимания Голливуда. Остается надеяться, что только пока.

Задание для самостоятельной работы:

Вспомните ваши любимые произведения в жанре "фэнтези" (не имеет значения, эпическое это фэнтези или литературная сказка) и проанализируйте:

1. Главных героев. Какова их цель. Какие поступки они совершают. Их происхождение и род деятельности.

2. Найдите мифологические сюжеты. Вот некоторые из них:

- Змееборческий (победа над драконом)

- Инициация героя

- Очеловечивание животных или природы

- Тотемизм

- Мотив центра мира (пупа земли, мирового древа)

- Путь героя

3. Какие артефакты являются сюжетообразующими, а какие - лишь инструментами для достижения цели героя.


Удачи и до встречи в понедельник! И, конечно, обсуждение сегодняшней темы открыто в комментариях!

RSS
05:00
+2
Интересно.) А домашнее задание куда выкладывать?)
10:58
Доброго Вам дня!

В публикации указано, что задание для самостоятельной работы.

Пр желании для выполнения задания любой участник может воспользоваться разделом «На перемене»: в верхнем меню сайта наведите на пункт «Создать» и выберите «Добавить Текст на перемене».

Ссылку на Вашу публикацию приведите в комментарии.
12:21
+1
О, очень интересно и полезно! Очень жду продолжения!
Я уже и сама хочу написать сказку!)
Спасибо за отзыв! Рада, что и интересно, и полезно! В следующий раз поговорим о более конкретных вещах. А сказку обязательно пишите, сказки не устаревают:)
14:21
+1
Спасибо за драгоценные истоки! Я очень люблю сказки и мифы. Правда, в школе мифы недолюбливала, они мне казалась скучноватыми и однообразными.
Сейчас же часто обращаюсь к мифологии, черпаю оттуда героев. Особенно нравятся кельтские и скандинавские мифы. Один из любимых авторов Алан Гарнер, произведения которого буквально пропитаны кельтскими легендами. Проанализировала книги того же Алана Гарнера, получилось довольно интересно. Нашла и очеловечивание животных, и путь героя, и мотив центра мира ))
О, я тоже люблю Алана Гарнера, мои любимые вещи у него «Луна в канун Гомрата», «Волшебный камень Бризингамена» и «Совы на тарелках». Очень жаль, что не всё еще из его произведений у нас переведено.
19:00
+1
«Луна в канун Гомрата", «Волшебный камень Бризингамена» «Совы на тарелках» – проглотила на одном дыхании. Ещё читала «Элидор». Да, больше, увы, не переведено. Но я надеюсь, что в скором времени переведут и остальные произведения. Хоть Алану Гарнеру уже 81 год, он ещё сможет нас удивить и порадовать ))
В произведениях писателя чувствуется английский дух. Так и хочется перенестись в деревушку Олдерли Эдж и погулять по волшебному лесу, населённому мифическими существами и фольклорными персонажами ))
Всё таки британская фантастическая литература — она эталонная во многих смыслах. В американской больше драйва и экшна либо романтический зашкал. А у британцев есть и дух волшебства, и юмор присутствует. Вот что значит — культурная традиция, которя почти ни разу не прерывалась.
21:26
Согласна, у них всё в меру. Да и, как правило, все лучшие писатели, писатели с мировым именем – англичане. По крайней мере, из моего читательского списка большая половина англичане.
00:00
+1
Не думал, что так заинтересуют мифы, а тем более сказки)Хорошо, что тема затронута, я например в последнее время заинтересовался сказками, правда.Перечитывал недавно царевна лягушка и что хочу сказать, все таки лучше сказки почитать чем всякие экшены
01:47
+1
Сказки — это поистине чтение на все времена. В сказке «Царевна-лягушка» присутствует мотив женского оборотничества, который восходит к очень древним тотемическим верованиям. Лягушка — это символ влаги, плодородия, природных сил; он связан с Луной и деторождением. Мы так восприимчивы к сказкам, потому что все эти архетипические сюжеты хранятся в нашей общей генетической памяти.
12:19
+2
А Колобок вообще — суровый триллер, если вдуматься!!!
14:47
+2
Такой триллер галактического масштаба получается, ведь колобок — солярный символ, и его рождение и смерть в лисьей пасти — это цикл рождения и смерти солнца.
16:51
+1
Ох, как хорошо, что я по чистой случайности сюда кликнула и прочитала интересный материал.
Спасибо вам большое.
Всегда любила мифы и сказки.
Они завораживают, но по-разному.
Миф он более тяжелый для восприятия, но очень атмосферный. А сказки это добрая страна детства. Хотя, не все сказки столь беспечны)
Анна, добро пожаловать! Мастер-класс будет продолжаться, еще остались три части. Читайте, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении, если интересно.
Мифы тяжеловаты, потому что они эпичней и масштабней. Сказки легче, хотя, как вы правильно заметили, не всегда беспечны)
20:18
+1
Спасибо! Почерпнула для себя кое что полезное из статьи. Сказки уже доводилось писать, но без глубинного анализа и разбора по составляющим. Просто использовала традиционный старославянский стиль в изложении. Хочу спросить, можно ли использовать уже известную сказку, интерпретирую её на новый лад, или это будет отхождением от жанра?
Екатерина, рада, что статья оказалась вам полезной. Что касается вашего вопроса, то, конечно, можно использовать народные сказки в качестве основы для авторских. Вопрос лишь в форме. Например, Ершов писал авторские сказки, используя фольклор, при этом его сказки не являются народными, это лишь стилизации. То есть, его сказки — это авторские сказки, стилизованные под народные. Другой пример авторских стилизаций, это анимационные сериалы про Добрыню, которые сейчас регулярно выходят в прокат. Другой путь: можно максимально отойти от народных сказок, используя реалии современности, при этом структура сказки, как правило, частично или полностью сохраняется. Сказка похожа на механические часы: есть механизм с пружинами и шестеренками, принцип которого неизменен на протяжении веков. А вот корпус часов может принимать любую форму: от антикварной до суперсовременной.
интересно, почему сказка и не фентези???
На сайте зарегистрировалась, чтобы поделиться стихотворениями. И вот поменялась структура сайта, и я обратила внимание на этот материал. Сказки всегда любила. И за последние несколько лет прочитала несколько статей про сказки, про сказкотерапию, а теперь и про создание сказки. Наверно, стоит попробовать. Обязательно прочитаю остальные статьи мастер-класса.