2. Миф и сказка: истоки жанра
Когда-то наши предки обладали мифологическим сознанием (ученые и психологи утверждают, что оно и сейчас в нас присутствует). Миф — это был способ понять окружающую действительность и передать знания о ней потомкам. Существует огромное, просто необъятное количество исследований о мифе, любознательных я отсылаю к ним — при желании, ссылки на них и даже тексты можно отыскать в интернете. Нас же интересует то, что случилось с мифом. Очень условно говоря, он разделился на две части — сакральную и профанную. Сакральная часть не допускала никаких изменений, она была священной и истинной априори. С появлением письменности эти сакральные знания были записаны и дошли до нас в виде священных книг — «Вед», «Эдды», «Библии», «Авесты» и так далее. Профанная же часть мифа имела хождение среди обычных людей и со временем претерпевала изменения, превратившись в многочисленные сказки. Вот эти изменения:
— Первым изменились герои. В мифах действуют боги, полубоги, божества, хтонические создания, культурные герои и им подобные. И все эти персонажи совершают подвиги, деяния, сражаются со злом, спасают мир от тьмы и т.п. В сказках главные герои — люди. Простые или королевских кровей, но всё же люди. И совершают они не подвиги, а поступки. Цель этих героев — не победить зло, а повысить свой статус. Зло ими уничтожается по ходу, только если это необходимо для достижения главной цели — жениться (выйти замуж), стать лучше, краше, богаче. То есть, изменить свою жизнь к лучшему. Именно поэтому сказка нам и близка — разве мы все не хотим для себя лучшей жизни?
— Деяния богов в мифах были часто абсурдны, жестоки, но всегда — велики. Смеяться над богами нельзя. Мифы рассказывались не для развлечения. Со сказками дело обстояло иначе — не грех и посмеяться над неуклюжими героями, то и дело оказывающимися в глупых ситуациях. У сказки появилась гедонистическая функция, то есть функция развлечения, которой у мифа в принципе быть не может, ибо над священным не смеются.
— В мифах артефакты имеют сюжетообразующую функцию и зачастую владение тем или иным артефактом означает победу тех или иных сил. Потому что в мифах многие артефакты — это атрибуты богов и символы их власти. В сказках же артефакт — это всего лишь инструмент, которым герой пользуется на пути к цели. Что бы делал, например, Аполлон без своей колесницы? А Иван-царевич спокойно продолжил жить без меча-кладенца (после победы над Змием про этот меч вообще не упоминается).
— Мифы всегда связаны с неким условным прошлым, древними временами. Сказка же берет начало в реальности. Даже реалии народных сказок, для нас уже ставшие прошлым, для тех, кто эти сказки рассказывал и слушал, были вполне современными.
Именно благодаря этим изменениям сказка остается актуальной для нас по сей день. Главные герои в сказке — такие же обычные люди как и мы, и цели у них такие же — повысить свой социальный статус, добиться лучшей жизни. Как и нам с вами, героям сказок приходится рассчитывать, в основном, на свои силы и характер, даже если в их руках оказывается волшебный предмет или им помогают магические силы/существа. Как и мы, герои сказок попадают в глупые и нелепые ситуации, над ними смеются и им приходится доказывать, что они чего-то стоят. И, наконец, время и место действия сказки — это наша с вами реальность, из которой герой попадает в параллельный мир — «иное царство», где и сталкивается с таким привлекательным для нас, долгожданным чудом.
Получается, что возможности мифа как основы для индивидуального мифотворчества писателя ограничены по меньшей мере неким условным средневековьем или «седой стариной», а также использованием того, что уже создали те, кто стоял у истоков жанра эпического фэнтези. Сказка в этом отношении дает больше простора для фантазии, она связана с настоящим, с нашей действительностью, и одновременно позволяет перенести героев куда-угодно, в любой выдуманный мир. Мотивы змееборчества, пути героя, инициации героя и другие — то, что пришло к нам из мифа — также постоянно используются в сказке. При всё при этом сказка сохраняет свою собственную, присущую только ей структуру. Зная основополагающие элементы этой структуры, можно написать современную литературную сказку, по силе воздействия не уступающую народным волшебным сказкам. В качестве наиболее яркого примера можно привести уже упомянутого мною в Вводной части «Гарри Поттера», а также другие, не менее великолепные сказки, которые не удостоились внимания Голливуда. Остается надеяться, что только пока.
Задание для самостоятельной работы:
Вспомните ваши любимые произведения в жанре "фэнтези" (не имеет значения, эпическое это фэнтези или литературная сказка) и проанализируйте:
1. Главных героев. Какова их цель. Какие поступки они совершают. Их происхождение и род деятельности.
2. Найдите мифологические сюжеты. Вот некоторые из них:
- Змееборческий (победа над драконом)
- Инициация героя
- Очеловечивание животных или природы
- Тотемизм
- Мотив центра мира (пупа земли, мирового древа)
- Путь героя
3. Какие артефакты являются сюжетообразующими, а какие - лишь инструментами для достижения цели героя.
Удачи и до встречи в понедельник! И, конечно, обсуждение сегодняшней темы открыто в комментариях!
В публикации указано, что задание для самостоятельной работы.
Пр желании для выполнения задания любой участник может воспользоваться разделом «На перемене»: в верхнем меню сайта наведите на пункт «Создать» и выберите «Добавить Текст на перемене».
Ссылку на Вашу публикацию приведите в комментарии.
Я уже и сама хочу написать сказку!)
Сейчас же часто обращаюсь к мифологии, черпаю оттуда героев. Особенно нравятся кельтские и скандинавские мифы. Один из любимых авторов Алан Гарнер, произведения которого буквально пропитаны кельтскими легендами. Проанализировала книги того же Алана Гарнера, получилось довольно интересно. Нашла и очеловечивание животных, и путь героя, и мотив центра мира ))
В произведениях писателя чувствуется английский дух. Так и хочется перенестись в деревушку Олдерли Эдж и погулять по волшебному лесу, населённому мифическими существами и фольклорными персонажами ))
Спасибо вам большое.
Всегда любила мифы и сказки.
Они завораживают, но по-разному.
Миф он более тяжелый для восприятия, но очень атмосферный. А сказки это добрая страна детства. Хотя, не все сказки столь беспечны)
Мифы тяжеловаты, потому что они эпичней и масштабней. Сказки легче, хотя, как вы правильно заметили, не всегда беспечны)