Урок 19. Неологизм
Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"
Урок 19. Неологизм
Жизнь и развитие народа (этноса) зависят, как минимум от двух условий.
Должны рождаться новые люди. И должны рождаться новые слова.
Без новых слов невозможно обозначить те новые явления и вещи, которые появляются постоянно. Невозможно соответствовать современным реалиям жизни. Невозможно обозначить новые грани, смыслы и оттенки.
Рождение новых слов обеспечивает жизнь и развитие языка, на котором народ говорит.
Слова рождаются в разных сферах жизнедеятельности: в науке, технике, общественной жизни… Но главным полем словотворчества является поле литературы, в первую очередь - Поэзии.
Почему?
Потому что на этом поле работают люди, которые словом и языком занимаются профессионально. Способные образовывать слова - отсутствующие в языке раньше - мастерски.
Сегодня мы
будем работать с поэтическими неологизмами (др.-греч. νέος - новый, λόγος - слово) - новыми словами, значениями
слов и словосочетаниями, которые появились в языке трудами поэта. Конечно, не
все они «пошли в народ», но внимания заслуживают пристального.
Какого поэта?
В Поэзии русской нет автора,
который «родил» бы больше неологизмов, чем Владимир Маяковский.
С «детьми» Владимира Владимировича мы и познакомимся.
Поэма «В.И. Ленин».
Партия –
рука миллионопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.
Посмотрим, как рожден неологизм «миллионопалая». Соединением корней слов «миллион» и «палец». Что дает автору новое слово? Возможность донести до читателя мысль о силе коллективной коммунистической руки – на которой миллион пальцев рук отдельных коммунистов – сжатой в один кулак.
И читателю кажется, что нет силы способной этот кулак разжать.
«Адище города» (1913).
Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Оглядываясь на увеличительные и уменьшительные формы русской фольклорной поэзии, автор увеличил «ад» до «адища», затем уменьшил до «адка». Родились новые слова и новые, сильные образы.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)
…Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Что это за ясь струилась из солнца? По логике событий – ясность.
Только ли чтобы попасть в рифму с «разговорясь» автор пошел на сокращение, выкинув ненужный суффикс и получив неологизм?
Не только.
Владимиру Маяковскому нужно было приравнять солнце с Владимиром Маяковским. Принизить великое небесное светило до какой-то небольшой земной вещи. Какая-то «странная ясь» помогла это сделать.
Мы видим, что поэт создает новое слово не ради его создания (чем, к примеру, увлекался Велимир Хлебников), а с чисто практической целью.
«***»
Мое пребывание небом не считано,
и я
от зорь его,
от ветра,
от зноя
окрасился весь небесно-защитно -
тело лазоревосинесквозное.
Я так натянул мою материю,
что ветром
свободно
насквозь свистело,-
и я
титанисто
боролся с потерею
привычного
нашего
плотного тела.
Казалось:
миг -
и постройки масса
рухнет с ног
со всех двух.
Но я
сковался мыслей каркасом.
Выметаллизировал дух.
Длинный эпитет-неологизм «лазоревосинесквозное» родился путем соединения трех эпитетов «лазоревое», «синее» и «сквозное».
«Титанисто» - из «титана». «Сковался» - из «сковал» (сам себя). «Выметаллизировал» - из «металлизации» (но опять по отношению к самому себе, поэтому потребовалась приставка «вы»).
Посмотрим, как поэт рождает неологизмы для стихотворения "Киноповертие".
Первый вариант:
Жирные животами. Лобиками
узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?
Второй вариант:
Жирные
животами. Лбёнками узкие.
Европейцы
– на чем у вас пудры пыльца?
Наконец, окончательный вариант
Жирноживотые. Лобоузкие.
Европейцы, на чем у вас пудры пыльца?
Разве эти чаплинские усики —
не всё, что у Европы осталось от лица?
Владимир Влидимирович решал задачу восхваления советского образа жизни и
умаления всего европейского, капиталистического.
Умалять - так умалять.
"Лобиками узкие" слабее чем "лбенками узкие". Но - опять
два слова! Сложное произношение - какие-то "амиузки".
И певец советского строя из двух слов делает одно, новое, звучное, дающее
четкую характеристику и главное - максимально выразительное... Рождается
неологизм - "лобоузкие" (перевертыш от "узколобые"). А
рядом еще один, схожий - "жирноживотые".
А вот прием создания неологизма путем превращение единственного числа во
множественное.
До Маяковского, было принято считать, что природа у нас одна. Но поэту в этой
одной природе тесно. От видит несколько природ - сильных, слабых...
В марше "Мы идем" (1919) провозглашает:
Мы
разносчики
новой веры,
красоте
задающей железный тон.
Чтоб
природами хилыми не сквернили скверы,
в
небеса шарахаем железобетон...
Маяковский создает неологизмы не только соединяя. Вот пример, когда ненужная
приставка просто отрезается.
Вернемся к «Необычайному приключению..."
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится...
"Сонница" - новое слово.
Еще один вариант
неологизмотворения - придумывание необычных степеней сравнения.
Из "Послания пролетарским поэтам".
Что может быть
капризней славы
и пепельней?
В гроб, что ли,
брать,
когда умру?
Наплевать мне, товарищи,
в высшей степени
на деньги,
на славу
и на прочую муру!
Какое точное, новое слово "пепельней"! От слова "пепел", который ветер развеет по миру и ничего не останется.
Из «Владимира Маяковского»
Мир зашевелится в радостном гриме,
цветы испавлинятся в каждом окошке...
Кто из поэтов до Владимира Владимировича сравнивал цветы в окошках с павлиньими хвостами? Поэт не просто сравнил - сотворил неологизм.
Неологизм можно создать присоединив к глаголу не одну, а две равновеликих приставки. Из "Жида".
Буржуй
бежал
подгибая рессоры,
сел
на английской мели'.
В его интересах расперессорить
народы советской земли.
Зачем к приставке "пере" поэт добавляет "рас"?
Чтобы усилить корень "ссор" и значение слова с этим корнем. Не просто "поссорить", не просто "перессорить", но "расперессорить"!
Без какой бы то ни было возможности примирения народов!
Владимир Владимирович не сомневается и в трех приставках.
"Стих как бы шофера"
Сто́ит
машине
распрозаявиться —
уже
с тротуара
спорхнула девица.
У автомобильного
у колесика
остановилась
для пудрения носика.
Рас-про-за-явиться!!! - авторский неологизм с тремя равновеликими приставками.
В трехсотстрочной (мой неологизм) поэме "Флейта-позвоночник" поэт выдаёт серию глагольных форм с приставкой "вы": выдумалась, вымозжу, вымер, выгранивал, выселится, выбелят, выдранный, вычекань, вылинял, вырылись, выгромил, высеченный, вымучившая и др.
В поэме «150 000 000»находим такой необычный неологизм – глагол от знакомого всем существительного «гром».
В диком разгроме,
старое смыв,
новый разгро'мим
по миру миф.
Не разгромИм (разобьем), а разгрОмим - то есть уподобимся грому, и громко разнесем по миру новый миф.
Зачем поэту столько неологизмов? Не есть ли их производство - личным
увлечением, хобби?
Нет.
Маяковский отражал новое время, в котором всё (до мыслей в головах) было в
новинку. Поэт искал возможности "дать" читателю новые, дополнительные
оттенки значений, "цеплял" его неожиданными поворотами мысли. Не
боясь рисковать, искал и находил. Ведь "Поэзия - вся! - езда в
незнаемое."
"Война и мир"
...Тихие!
Недолго пожили.
Сразу
железо
рельс всочило по жиле
в
загар деревень городов заразу.
Где
пели птицы — тарелок лязги
Где бор был стодомым
содомом.
Шестиэтажными
фавнами ринулись в пляски
публичный
дом за публичным домом.
Значение слова "всочить" сразу и не найдешь.
Оказывается "зараза городов" сочится по рельсам, железо которых насильственно
вставлено в загар деревень.
В стихотворении «Пиво и социализм» Владимир Владимирович -
после того как высмеял неуместность сочетания имени Бебеля с пивным заводом,
которому оно присвоено - говорит:
Товарищ,
в
мозгах
просьбишку
вычекань,
да
так,
чтоб
не стерлась,
и
век прождя:
брось
привычку
(глупая
привычка!)
приплетать
ко
всему
фамилию
вождя.
Неологизмы "вычекань" и "прождя" помогают экономно,
ярко и сжато выразить основную нравоучительную мысль.
Вычекань - не просто запомни, не запиши на воображаемой бумаге - но сохрани
"в металле", "в чеканке".
«Век прождя» - поэт опасается, что глупая привычка может быть отброшена, но не
видит гарантии того, что к ней не вернутся через сто лет.
Поэтому - чтобы не стерлась - и должна она ждать век в металле.
К такой краткости и яркости выражения мысли должны стремиться и мы!
"Вычеканим в своих мозгах" эту мыслишку-мотивацию.