Урок 54. Кольцо

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 54. Кольцо

 

В окружающей нас действительности (в природе, в рукотворном мире, в обществе и др.) много вещей и явлений закольцованных. Заканчивающихся тем, чем начались.

День, родившись утром из ночи, вечером в ночь же и возвращается.

Птица, вылетевшая из гнезда за кормом для птенцов, обязательно вернется в гнездо.

Минутная стрелка, начав час с цифры 12, через 60 минут опять окажется на 12-ти.

Троллейбус, уехав с остановки по Садовому кольцу, в недалеком времени, вновь окажется на этой же остановке.

Выборы президента могут повториться победой того же кандидата.

Бег по кругу стадиона, бег белки в колесе, движение самого колеса - закольцованы.

Круговорот воды в природе (испарение из озера, сбор влаги в тучи, дождь в озеро) тоже кольцо.

 

Поэт, пристально всматривающийся и вслушивающийся в жизнь, не может не заметить этих колец. Кольцевой принцип жизни он вправе (а, может быть, как правдивый созидатель, должен) применять и в поэзии.

Сегодня мы познакомимся с кольцом строфы и кольцом стихотворения.

 

КОЛЬЦО СТРОФЫ

 

Когда последний  стих строфы в точности повторяет первый, мы говорим, что строфа замкнута в композиционном кольце.

 

Афанасий Фет «Свеж и душист твой роскошный венок...»

 

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовония слышны,

Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок.

 

Свеж и душист твой роскошный венок,

Ясного взора губительна сила, -

Нет, я не верю, чтоб ты не любила:

Свеж и душист твой роскошный венок.

 

Свеж и душист твой роскошный венок,

Счастию сердце легко предается:

Мне близ тебя хорошо и поется.

Свеж и душист твой роскошный венок.

 

Если каждая строфа или, по крайней мере, большинство строф замкнуты кольцевыми повторениями, а замыкающие кольцо строки одинаковы на протяжении целого стихотворения, мы говорим о «кольчатой цепи» (термин использован Виктором Жирмунским в «Теории стиха»).

У Афанасия Фета мы это и наблюдаем.  

 

Такая композиционная форма встречается очень редко – кольчатая цепь во многом  искусственна и условна. Гораздо чаще кольцо замыкает одну строфу.

 

Константин Бальмонт «Осень»

Вы умрёте, стебли трав,
Вы вершинами встречались,
В лёгком ветре вы качались,
Но, блаженства не видав,
Вы умрёте, стебли трав.

В роще шелест, шорох, свист
Тихий, ровный, заглушённый,
Отдалённо-приближённый.
Умирает каждый лист,
В роще шелест, шорох, свист.

Сонно падают листы,
Смутно шепчутся вершины,
И берёзы, и осины.
С изменённой высоты
Сонно падают листы.

 

Бывают случаи, когда кольцо строфы образуется из повторения в начале и в конце строфы не одного, а двух строк (чаще всего измененных и переставленных).

 

Федор Сологуб«Прикасаясь холодной рукой...».

 

Прикасаясь холодной рукой

Осторожно к плечу моему,

Ты стоишь у меня за спиной.

И зовёшь меня кротко во тьму, —

Прикасаясь к плечу моему,

Повелительно-нежной рукой.

 

Но не смею я встать и сказать,

Что с тобою готов я идти

Безмятежное счастье искать

На последнем, на тайном пути, —

Я хочу за тобою идти,

Но не смею об этом сказать.

 

И к чему! Не исполнился срок,

Не настал заповеданный час,

Да и мой не окончен урок,

И огонь предо мной не погас, —

Не настал заповеданный час,

И земной не исполнился срок.

 

В стихотворении Александра Пушкина «Певец» укороченный последний стих строфы, соответствующий началу первого стиха, остался без рифмы (как обособленный припев).

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

 

КОЛЬЦО СТИХОТВОРЕНИЯ

 

Когда повторяющиеся стихи замыкают собой не одну строфу, а целое стихотворение – мы имеем дело с кольцом стихотворения.

Кольцо повторяющихся слов – это внешний признак внутреннего кольцевого движения, в котором автор в конце стихотворения возвращается к той же теме, с которого стихотворение началось.

 

Афтанасий Фет«Фантазия»

 

Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон,
Развиваясь, падает на плечи.

Что ж молчим мы? Или самовластно
Царство тихой, светлой ночи мая?
Иль поет и ярко так и страстно
Соловей, над розой изнывая?

Иль проснулись птички за кустами,
Там, где ветер колыхал их гнёзды,
И, дрожа ревнивыми лучами,
Ближе, ближе к нам нисходят звёзды?

На суку извилистом и чудном,
Пёстрых сказок пышная жилица,
Вся в огне, в сияньи изумрудном,
Над водой качается жар-птица;

Расписные раковины блещут
В переливах чудной позолоты,
До луны жемчужной пеной мещут
И алмазной пылью водометы.

Листья полны светлых насекомых,
Всё растет и рвётся вон из меры,
Много снов проносится знакомых,
И на сердце много сладкой веры.

Переходят радужные краски,
Раздражая око светом ложным;
Миг еще — и нет волшебной сказки,
И душа опять полна возможным.

Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон,
Развиваясь, падает на плечи.

 

Нарастающее движение в чудесном видении средней части и возвращение в конце к исходной ситуации придает этому исходному положению новый лирический смысл: вначале – как бы темнота и нарастание света, потом (начиная с 4-й строфы) – потухание света и снова темнота, но уже другая.

После света – вечерняя заря рядом с утренней.

 

Новый смысл последней строфы по сравнению с первой часто приводит к контрасту кольцевых строф. Стихотворение Александра Блока «О доблестях...» начинается воспоминанием о юношеской любви и романтических мечтах и заканчивается в последней строфе контрастным отрицанием исходного момента.

 

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Наряду с точным повторением закольцовывающих стихотворение строк, есть примеры (как и в кольцах строф) их перестановки.

 

Яков Полонский«Рассказ волн».

 

Я у моря, грусти полный,

Ждал родные паруса.

Бурно пенилися волны,

Мрачны были небеса,

И рассказывали волны

Про морские чудеса.

Слушай, слушай: «Под волнами

Там, среди гранитных скал,

Где растет, сплетясь ветвями,

Бледно-розовый коралл;

Там, где груды перламутра

При мерцающей луне,

При лучах пурпурных утра

Тускло светятся на дне,

Там, среди чудес природы,

Током вод принесена,

Отдыхать от непогоды

На песок легла она.

Веют косы, размываясь,

Чуден блеск стеклянных глаз.

Грудь ее, не опускаясь,

Высоко приподнялась.

Нити трав морских густою

Сетью спутались над ней

И нависли бахромою,

Притупляя блеск лучей.

Высоко над ней горами

Ходят волны, и звучит

Над кипящими волнами

Звонкий голос нереид.

Но напрасно там, в пространстве,

Слышны всплески, крик и стон -

Непробуден в нашем царстве

Вашей девы сладкий сон...»

Так рассказывали волны

Про морские чудеса, -

Бурно пенилися волны,

Мрачны были небеса,

И глядел я, грусти полный:

«Чьи мелькают паруса?!»

 

С помощью перестановки осуществляется основное композиционное движение кольца – восходящее в начале и обратное – исходящее в конце.

 

Вариаций кольцевых строф так много, что описать их все довольно трудно.

Повторяющиеся строфы могут иметь одну или несколько общих строк, в одинаковом или обратном расположении, целиком совпадающие, видоизмененные, совпадающие только в рифмующихся словах, или даже в одних созвучиях рифм и т.д.

 

Попробуйте в русской поэзии самостоятельно найти варианты колец строф и стихотворений. И покажите их в ДЗ.   

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!