Урок 61. Декламация

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 61. Декламация

Есть поэты, которые редко читают - или никогда не читают - свои стихи вслух. Для них внутреннее звучание стиха гораздо важнее внешнего. И графическое «изображение» стихотворения на бумаге важнее его звукового «изображения».

Ваш покорный слуга придерживается противоположного взгляда. Стихи со сцены я читаю уже больше двух десятков лет. Может быть, потому что люблю это занятие…

Стихотворение - это буквы, слова, знаки препинания… Понятно, что без них мысль не зафиксировать. Но не всегда эти знаки доносят мысль автора до другого человека «в полном объеме». При чтении текста вслух - в том случае, когда стихи читаются перед зрителями, а декламацию можно назвать представляющей - в процесс передачи информации вступают: интонация и мимика, жестикуляция и тембр голоса, взгляд чтеца и положения его тела, даже - костюм и его прическа.

Есть и другое чтение вслух - когда стихи еще только пишутся, и декламация становится созидающей. В этом случае - слушая и поправляя самого себя - автор способен избавиться от «незвучных» сочетаний букв, лишних шипящих и свистящих звуков, утяжеляющих текст слов и «фигур речи», способен обеспечить «певучесть» поэтического текста. Вообще - отшлифовать свое произведение в звуке.

В обоих случаях, декламация – это интерпретация стихотворения, выделение его смыслов, важных деталей, нужных оттенков.

.

Послушайте, как – без театральных эффектов, кажется даже «без выражения» - читает свое стихотворение Александр Блок.

https://www.youtube.com/watch?v=gdQ-6jfM8JM

Вот как это же стихотворение звучит в исполнении актера Вениамина Смехова:

https://www.youtube.com/watch?v=5MXJnn3l7Zg

А вот еще одно прочтение – актера Николая Чиндяйкина:

https://www.youtube.com/watch?v=agVr7kg2j7Q

.

Вы почувствовали разницу?

В чем она?

RSS
Сергей Иванович
17:18 (отредактировано)
Каждый человек не повторим в своём восприятии мира. Для поэта стихотворение — это форма реакции на восприятие явления. Мир — объект, человек субъект. Для читателя разных эпох стихотворение — объект, читатель субъект, то же и для тех, кто декларирует. Чтецы хотят выразить своё понимание произведения и потому выбирают наиболее близкую им форму декларирования, которая в полном многообразии доносит воображаемым слушателям восприятие чтеца. Для слушателя, чтец — объект. Не автор, а именно чтец. Вопрос в том, какая форма изложения наиболее близка как к конкретной аудитории, так и к конкретному слушателю. Если хотите, это подобно психологической совместимости.
Загрузка...