Урок 62. Порядок слов

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 62. Порядок слов

По сравнению с прозаической речью, порядок слов в Поэзии отличается большей вариативностью и свободой.

В стихах каждое полноударное слово может приобретать интонационную самостоятельность. Поэтому различные варианты словорасположения приобретают стилистическую равнозначность.

В Поэзии экспрессивное выделение слова попадает в зависимость от сложных и изменчивых условий, связанных со структурой строфы, соотношением синтаксического и ритмического членения, характером переносов, интонационным типом стиха.

Примеры:

Постпозиция прилагательного по отношению к существительному:

.

Но лето быстрое летит,

Настала осень золотая

(Александр Пушкин)

.

Внизу огни дозорные

Лишь на мосту горят,

И колокольни черные,

Как сторожи, стоят

(Михаил Лермонтов)

.

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней

(Афанасий Фет)

.

Овин расстелет низкий дым,

И долго под овином

Мы взором пристальным следим

За лётом журавлиным

(Александр Блок)

.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой

(Алексей Сурков)

.

Говоря прозой, мы не задумываясь сказали бы так: быстрое лето, золотая осень, дозорные огни, черные колокольни, зеркальный месяц, степные травы, вечерней влагой, пристальным взором, живой голос и т. д.

В стихах, подчиняясь определенному ритму и решая задачу художественной выразительности, мы (так же особенно не задумываясь) меняем порядок слов.

Препозиция и постпозиция прилагательного могут свободно чередоваться в одном стихотворном тексте.

.

Я вспомню речи неги страстной,

Слова тоскующей любви

(Александр Пушкин)

.

Уж за горой дремучею

Погас вечерний луч

(Михаил Лермонтов)

.

Налево беру и направо,

И даже без чувства вины,

Немного у жизни лукавой

и все — у ночной тишины.

(Анна Ахматова)

.

Отметим, что конец строки является интонационно сильной позицией. Поэтому «нужные» слова (прилагательные «страстной», «дремучею», «лукавой») ставятся именно в эти места.

.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой

(Александр Пушкин)

.

Слова – «жестокой», «широкой», «холостой», «голубой» – тоже не звучали бы так ярко, и не характеризовали бы так сильно – зиму, Неву, пирушку и пламень – если бы находились не в конце строки (и - в конце смысловой единицы текста), а где-то в её середине.

.

В Поэзии возможна конструкция, в которой существительное обрамлено двумя прилагательными:

.

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой

(Федор Тютчев)

.

Хотя в быту (прозой) мы бы сказали: легкой, пуховой цепью.

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской

(Михаил Лермонтов)

.

А вот варианты союзного сочетания прилагательных:

.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной

(Афанасий Фет)

.

Я все равно к тебе войду,

Старинный друг и нежный

(Александр Блок)

.

Если из двух прилагательных одно — качественное, а другое — относительное, то проявляется тенденция к препозиции качественного прилагательного и постпозиции относительного.

К редким случаям относится возможное в стихах разъединение прилагательных больше чем одним словом:

.

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный

(Алексей Толстой)

.

Для стихотворной речи характерно дистанционное расположение существительного и относящегося к нему прилагательного. Существуют два равноправных варианта такого расположения: 

С препозицией прилагательного по отношению к существительному:

.

Тускнеют угли.

В полумраке

Прозрачный вьется огонек

(Афанасий Фет)

.

И - с постпозицией:

.

Встающий день — осенний, голубой —

Тебя последним баловал приветом

(Самуил Маршак)


Обычным является способ разъединения подлежащего и сказуемого:

.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза

(Алексей Сурков)

.

Возможны и необычные, индивидуальные варианты дистанционного расположения ключевых слов – подлежащего и сказуемого:

.

И чернеет там зубчатый,

За холодною чертой,

Неподступный, непочатый

Лес над черною водой

(Александр Твардовский)

Нетрудно заметить, что в последнем примере разъединение слов «чернеет» и «лес» (максимально возможное отдаление существительного от глагола) необходимо автору, чтобы придать «чернеющему, недоступному, непочатому лесу» как можно большей таинственности, чарующей неизвестности.

И это получается!

А значит, от порядка слов в поэтическом тексте зависит не только его художественная выразительность. Но и смысловое усиление (гиперболизация) того или иного состояния (объекта).

На что еще влияет расстановка слов?

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...