Урок 66. Парцелляция

Поэтическая группа №6 "Путь в неведомое"

Урок 66. Парцелляция

Настоящий урок подготовлен участницей группы «Путь в неведомое» Ольгой Герасимовой. Благодарю!

Парцелляция (от фр. Parcella - «частица») — такое синтаксическое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта, изображения внутренней речи и пр.

Плавно текущая мысль неожиданно прерывается и превращается в короткие отрывочные кусочки фраз, каждая из которых оформлена завершающим пунктуационным знаком, чаще точкой:

.

… Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведем

У печки. В Имеретии. Зимою.

Как в Переделкине, как под Москвою.

В. Инбер.

.

В данном примере парцелляция является способом привнесения в речь повествователя разговорной интонации. Как будто, герой, увидев горы, начинает представлять свой будущий быт и картинки возникают постепенно, так же не сразу появляется и сравнение с предыдущей жизнью.

В комедии «Горе от ума» парцелляция выделяет отдельные детали из общей картины, и тем самым усиливает общий эффект – в итоге получается яркое эмоциональное высказывание:

.

А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

А.С. Грибоедов

.

В стихотворении Евгения Винокурова сначала парцелляция подчёркивает эффект длительности действия, как бы замедленного кадра в видео: герой словно бы оглядывается и видит сначала лампу, потом гардины, затем тахту. В последнем четверостишии автор намеренно выделяет каждое слово, так как нарисованная картина слишком ужасна. Ужасно быть одному навеки. Ужасно быть одному навеки и не понарошку, а в самом деле. Ужасно быть одному навеки в самом деле и не иметь возможности что-то изменить:

.

Боюсь гостиниц. Это неспроста.

Здесь холодом от окон веет люто.

Здесь лампа. Здесь гардины. Здесь тахта.

Иллюзия семейного уюта.

.

Боюсь гостиниц. Может, потому,

Что чувствую, что в номере когда-то

Остаться мне случится одному.

Навеки. В самом деле. Без возврата.

Е. Винокуров

.

Основными функциями парцелляции являются:

Характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;

Изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;

Эмоционально-выделительная: реализуется, когда автор пытается добиться усиления эмоций;

Экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

К парцелляции также относится разбивка стиха на короткие строки. Такой прием встречается в творчестве у В. Маяковского, С. Кирсанова, Р. Рождественского и других.

.

Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?

В.В.Маяковский



Использованы материалы сайтов:

https://russkiiyazyk.ru/leksika/partselliatsiia.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%81)

https://liricon.ru/partsellyatsiya-dlya-chego-ispolzuetsya-v-russkom-yazyke-literature.html

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...