О христианском понимании свободы человека
Всё что мы слышим в СМИ о свободе, о свободной воле человека, всё это часто отличается от христианского понятия этих слов. Постараюсь обосновать это изложением ниже. Материал из Википедии:
«Свобода- это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. В «Декларации прав человека и гражданина» свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
Свобода- средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулась и большая часть современных государств. Представления о свободе в различных философских системах различно. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения). Так Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость, а также как любовь к Богу и любовь Бога к человеку: «Из этого мы ясно понимаем, в чем состоит наше спасение, или блаженство, или свобода, а именно в постоянной и вечной любви к Богу или в любви Бога к человеку».
Слово «свобода» в нынешней его форме имени существительного- сравнительно позднего происхождения. В древних памятниках XI и XII в. в. встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободь. Происходит слово от старинного и малоизвестного существительного своба, что служило, по чешским толкователям 1202 года, наименованием одной из языческих богинь. Таким образом, в основе понятия свободы лежит не конкретное какое-либо впечатление или ощущение, а высшее, мистическое начало, преимущественное право, свойственное божеству.
----------------------------------------------------
Слово «свобода» часто употребляется для пояснения различных процессов и состояний в физике, механике, математике и других областях знаний, где это слово имеет свою специфику понимания. Когда мы говорим в христианских беседах о свободе выбора поступка, то подразумеваем всегда личность со своей определённой сущностью. Абсолютной свободой воли обладает Бог. Бог не может создавать, творить всего того, в том числе материальный существующий мир, его физические законы, подчиняющиеся также и теории относительности, которые ограничивали бы или препятствовали исполнению воли Бога.
Дети Бога в своей вечной жизни с Богом тоже будут обладать абсолютной свободой в своих поступках, так как они имеют божественную сущность-Духа Святого. Однако, будучи при жизни на земле, хотя они и являются Детьми Бога, но они имеют пока тело, побуждающее их к греху. И хотя находящийся в них Дух Святой помогает избежать греховный поступок, они несознательно могут совершить его.Это ограничение свободной воли верующего человека похоже на ограничение свободы детей в своих поступках в земной семье, и оно направлено родителями для спасения своих детей.
Cвобода выбора есть понятие относительное. Свобода одного человека может нарушить свободу другого. Свобода может для одних быть вседозволенностью, в том числе и совершении греха и зла для другого. Свободы без нравственности быть не может. Свобода без нравственности рождает грех. Свобода для человека может быть только тогда, когда он обладает Истиной и совершает свою волю в действиях согласно Слова Божьего. Бог в самом начале творения людей дал полную свободу, но только предупредил их одним условием для их жизни- не есть плодов с дерева познания ДОБРА и ЗЛА. Бог им ничего не запрещал и не поставил ЗАБОРА вокруг этого дерева, и они воспользовались полностью свободой им от Бога.
Свобода во всём для людей никогда их к ничему хорошему не приводила. Все мерзости, которые люди делают на земле, они это делают по своей полной свободе. Бог как бы поставил перед Адамом и Евой два знака на развилке дороги, а также в дальнейшем и для всех людей: Вера Богу (дорога добра) и неверие Богу (дорога зла). Бог никого не заставляет делать выбор Дороги к Богу. В этом есть свобода для каждого человека. Верующие выбрали Дорогу к Богу, но пока они живут во плоти на земле они будут подвергаться искушениям.
В своей жизни прежней я курил с детства более 30 лет. Через несколько месяцев мне уже будет 82, и я уже не курю 32 года. У меня уже давно пропало желание курить, но осталось в памяти то, что курение приносит наслаждение. Для могих людей наслаждением являются: водка, вино и праздная жизнь. И если они даже всё это выбросят за борт, то всё же останутся воспоминания о приятных наслаждениях от них на долгие годы, но не навсегда. Я себя ограничиваю и в употреблении спиртного в гостях, на праздниках, но этот мой выбор я делаю сам. Я выбрал это ограничение свободно, по своему новому во мне желанию разума без принуждения, которое подавляет полностью желание тела. Мне уже не требуется сила воли отказаться от искушения исполнить желание, так как желаний выпить или закурить у меня совсем уже нет, они исчезли.
Вожделение: Страстное желание, сильное чувственное влечение. Это можно проследить по многим поступкам человека, когда он совершает поступок согласно своей воли и свободы, но при этом совершает грех и становится рабом своего греха. Тяга за тем, к чему влечёт желание тела и желание души, противоречащие совести, становятся для человека гибелью или превращением его в животного. К этим людям можно отнести пьяниц, наркоманов и рвущихся людей во власть для обретения свой славы и богатства в обществе. Так свобода выбора поступка для человека по его воле приводит к такому его состоянию, что этот человек становится рабом. Свобода в этих случаях рождает рабство.
Есть очень важное, очень главное, что присуще только Моисею и Иисусу Христу- они являются избавителями людей от рабства, но рабства отличающегося в своей сущности. И если Моисей под руководством Бога избавил евреев от рабства физического, то Иисус Христос пришел избавить не только евреев, а всех людей от рабства духовного.
Быть свободным физически, т.е. не быть под властью кого-то, тем более не быть рабом, дает возможность человеку жить на земле так, как он хочет. Это большое счастье для людей, и многие добиваются этого, проливая кровь на полях сражений.
Но имея греховный человеческий дух, который человек получил по наследству от Адама и Евы, а также, продолжая совершать и другие грехи в своей жизни, человек становится зависимым от них. А всякая зависимость ограничивает свободу или делает ее невозможной. Совершив какой-то проступок, нарушив какой-то закон, обидев кого-то, причинив другому зло, совершив кражу или что-то другое, человек начинает бояться получить наказание, многие стараются скрыться от правосудия или начинают бояться, что им могут отомстить, а иногда человек, нанесший другому обиду, зло, избегает встречаться с ним и меняет маршруты своих передвижений.
Греховный дух, который мы получили от Адама и Евы, все время сопровождает наше тело, призывая совершать недозволенное, морально грязное, но только, чтобы это было приятно нашему телу и выгодно для благополучной жизни, получая от людей поклонение, славу и материальную беспечность. Но все это связано с получением зависимости от тех последствий греховной жизни, которую человек получает при этом. Грех приводит к потере свободы человека, к потере его человечности, к потере его божественной сущности, связывающей его с Богом. Поэтому, отвечая иудеям в Евангелии от Иоанна, глава 8-34, Господь говорит: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
Любой человек может избежать делать в своей жизни грех, если будет руководствоваться Словом Божиим- Его Истиной. Истиной для людей стал Иисус Христос. Господь так говорит об этом в Евангелии от Иоанна, глава 8, 31-32, чтобы стать свободными от рабства греха: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Бог дал свободу и людям и ангелам, но эта свобода имеет одно ограничение. Она не должна препятствовать замыслам Бога. Так в книге Иова Бог ограничивает действия сатаны в отношении Иова, не разрешив сатане погубить душу Иова (Иов 2:6). И таких примеров в Библии много: потоп, Содом и Гомора и другие.
Свобода для человека может быть только тогда, когда он обладает Истиной, только в поступках человека, определённых его выбором, реализуется его свобода, но выбор христианина определяется наличием в нём Духа Святого, позволяющего совершать правду, а ведь вся правда только в Боге. Правда даёт убеждённость человеку в правильности им выбора и в осуществлении её поступками в жизни, а это и есть настоящая свобода! «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:1.)
----------
Интересно изложил свои мысли о понятии слова «свобода» Н. Бердяев в своей книге «Царство Духа и царство Кесаря» в главе 6-ой «Противоречия свободы». Помещаю только некоторые из них: «Человек может быть рабом не только внешнего мира, но и самого себя, своей низшей природы. Освобождение рабов во внешнем обществе не есть еще освобождение от внутреннего рабства. Человек может стать внутренне рабом. В этом причина того, что революции не приводят обыкновенно к созданию нового свободного общества и всегда заключают в себе возврат к старому обществу. В революциях обыкновенно бывает меньше всего свободы. Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека...
Либералы обыкновенно понимают свободу как право, а не обязанность, и свобода для них означает легкость и отсутствие стеснений. Поэтому свобода превращается в привилегию господствующих классов. В более глубоком смысле свобода есть совершеннолетие человека, сознание долга перед Богом быть свободным существом, а не рабом. Героическое понимание свободы противоположно старому либеральному пониманию свободы. Свобода предполагает сопротивление, она есть обнаружение силы. Декларация прав человека и гражданина, чтобы не быть формальной, должна быть также декларацией обязанностей человека и гражданина. И ударение должно быть сделано на человеке как существе духовном, чего обыкновенно не делалось в политических революциях. Слишком известно, что в демократиях может совсем не быть настоящей свободы....
В демократиях капиталистических деньги и подкупленная печать могут править обществом и лишать реальной свободы. Лживая пропаганда совершает насилие над массами. Массы, подверженные этой пропаганде, не имеют внутренней свободы. Злоба и ненависть, вызванные демагогической пропагандой, делают людей внутренне рабами. И этими рабьими чувствами пользуются для своих целей и власть и партии. Ни о какой действительной демократии при этом не может быть и речи. Общество будет таким, каковы составляющие его люди».