О понятии совести в христианстве. Меня спросили...
О понятии совести в христианстве.
В человеке в результате его грехопадения произошли изменения его сущности, в том числе человек получил в свою сущность совесть, но прежде немного о главном:
Человек стал смертным, то-есть Бог изменил программу времени его жизни. Слово ПРОГРАММА не употребляется в Библии, как и многие другие слова, которые стали люди применять позже. Все жизненные процессы, в том числе и время жизни (скорость старения), не могут быть независимыми друг от друга и могут существовать согласно определённой организации взаимодействия, подчинённых заложенной кем-то программой. Программа- это термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий.
Смертным человек стал сразу же после совершения первородного греха. Это означает, что не только включился его хронометр пребывания на земле, который все люди при рождении получают как наследство от Адама и Евы, но сразу же включилось и старение всего организма с назначением смерти всем людям по определённому Богом для них времени жизни на земле. Бог «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него… ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17,19 ). Дух человеческий (1Кор. 2:11), который сотворил в человеке Бог не был Духом Божьим (святым) не умер, но принял в себя дух искушения и зла, дух нечистый, дух антихриста, дьявольский (Марк 5:8,9; 1Иоанна 4:3). Поэтому можно говорить, что Адам и Ева сразу же обрели смерть после совершения греха, которая стала неотвратимо приближаться по времени.
Человек получил совесть. Совесть, также как и любовь чувствами не являются, но они вызывают чувства. В отличие от любви совесть является инстинктом (частью программы, заложенной Богом в психику человека после совершения первыми людьми греха). Это как бы кто-то подсказывает нам, когда мы делаем, что-то неугодное Богу перед тем как выбрать свой тот или иной поступок. При этом, когда человек делает плохое (грех), то его охватывает стыд за это. Некоторые краснеют при этом. Правда, говорят, что таких становится всё меньше и меньше. Многие просто стараются подавить в себе совесть.
Человек получил совесть только после грехопадения. Об этом ясно сказано в Бытиё 2:25, что Адам и Ева до совершения греха «не стыдились». А после совершения греха " открылись глаза у них обоих и узнали, что они наги" и закрыли стыдные места свои, См.3:7. Совестью обличается человек, на совести строится и христианская мораль. В вечности с Богом верующий человек не будет иметь совести, так как не будет делать ничего неугодного Богу. В вечности совесть уже не будет нужна верующим, а поэтому её и не будет у них, в отличие от тех кто будет в аду. Но будучи на земле люди не могут жить без совести. Совесть — это подсказка людям, делающим свой выбор в том или ином поступке, подсказка -от Бога. Бог дал это понятие человеку для облегчения правильного выбора поступка, а это есть помощь человеку в обретении Рождения свыше.
Для понимания слов СОВЕСТЬ и СТЫД лучше пользоваться Толковым словарём Даля, так как В.Даль, в отличие от других авторов наиболее приемлем для пояснения христианского понятия употребляемых слов в Библии. Публикую текст с сокращением:
СТЫД -внутренняя исповедь перед совестью. Стыд истинный, стыд совести, укор, угрызение совести в дурном поступке; стыд есть признак, наружное проявление совести.
СОВЕСТЬ — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
Грех не осознаётся вполне, пока не наступает наказание, так ли это? Происходит ли осознание совершение зла в процессе наказания? Да, это так, вполне не осознаётся, но это не для всех и не всегда. Это зависит от того глушит ли человек свою совесть или руководствуется ею, также это зависит от духовности человека, иногда через обличение себя совестью и переживаниями человек наказывает себя больше, чем это положено по каким-то законам и правилам, и в этом случае наказание излишне, так как оно ничего не даёт.
Если в нём есть Божий Дух, то Дух Божий превалирует над совестью (превосходит), а поэтому верующий человек, а также кто руководствуется своей совестью, может осознавать свой проступок без наказания, но не каждый верующий, так как это зависит от того как сильна, крепка его вера.
Осознание (познание) приводит к знанию, что делать неугодное Богу есть грех. Да, у Адама и Евы это было так и они получили знание от Бога при вкушении плода с дерева познания добра и зла, а также Бог им дал совесть, (также и всем другим людям) для понимания того, что является злом. Совесть есть духовный инстинкт, заложенный Богом в программу человека после совершения греха. Совесть совместно с практикой человека совершенствуется в понятии зла, начиная с детских лет жизни ребёнка.
Однако, некоторые говорят, что- это кто-то подсказывает нам", что совесть это есть голос Бога. Можно сказать, что это голос Бога, так как Бог заложил совесть в человека, но это не совсем правильно. Так птицы и многие животные руководствуются часто инстинктом, но не голосом Бога. Инстинкт есть одно из предписаний программы жизни от Бога для животных и людей, заложенной в их сущность при их первоначальном творении. Подсказывать можно только человеческим словесным языком, который нам доступен по знанию. А если это не так, то люди бы всегда говорили, что всё время слушают голос в своих ушах словами человеческими; голос- это совокупность ЗВУКОВ.
Инстинкт- естественное влечение, то-есть наследственная склонность к определенному поведению, или образу действий. У человека есть инстинкты: самосохранения, продолжения рода и другие. Всё это является программой жизни от Бога, заложенной Богом в человека. Богу просто незачем каждому человеку в течение дня всё время подсказывать, что правильно, угодно Богу, а что нет. Бог просто заложил это программой в сущность человека.
Вот что говорится о совести в сайте «Азбука веры»:
1)Епископ Александр (Милеант): Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный ИНСТИНКТ, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо. (Мт. 6:22)
2)Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей). Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения.
Меня спросили...
Меня спросили: «Скажите, а за что христиане любят Христа?» ОТВЕТ: «ЗА ЧТО?»- вопрос правильный и неправильный.
1) Христиане любят Христа не за что-то, но как дети любят своих родителей. Поэтому вопрос: «ЗА ЧТО?» — здесь неправильный вопрос. Родители для детей стали их жизнью, неотъемлемой частью всего их существа. Христос стал также нашей жизнью, и они просто не понимают свою жизнь без Иисуса Христа.
2) «ЗА ЧТО»- вопрос правильный, так как Господь первый возлюбил нас, когда нас ещё и не существовало. Он не просто простил неверие наше, но и мерзости ВСЕ в нашей жизни, и мы поняли также, что через Него нам простили все другие люди, кому мы сделали плохое в жизни, в том числе и родители, которых уже нет на земле. И эта милость Бога к нам согрело наше сердце, поселившись в нём Своею любовью. Мы обрели счастье и уверенность в жизни, мы поняли смысл своей жизни. Есть Образ, с котором мы никогда не расстаёмся- это тот образ Иисуса Христа на Голгофском Кресте, который всегда существует в нас. Этот образ невидим для других, но Он возникает перед нами и согревает нас. Мы любим Его и благодарим Его за Голгофу и любовь Его к нам в начале большинства всех наших молитв. Наше желание- быть всегда с Ним, и мы ждём первой встречи с Ним, потому что любим Его. Только Иисус может понять нас больше всех, даже близких нам людей, и помочь нам. Иисус наш Бог и самый близкий друг- НАША ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА ВО ВСЁМ.
Если человеку Бог не нужен, то-есть если человек не нуждается в Боге при жизни на земле, то он верующим стать не может. Но верующий свои отношения с Богом строит на основе любви, а не по выгоде. Все верующие люди после рождения какое-то время были неверующими людьми, но стали верующими и изменили свои убеждения не из-за выгоды. Если человек понял, что он ошибался в своих убеждениях, то он не должен бояться отказаться от них. Говорить о том, что человек изменил свои убеждения из-за выгоды, когда стал верующим, конечно мерзко. Итак, к Богу приходят нуждающиеся в Нём. И это легче можно понять на отношениях в земной семье детей к отцу. Они строятся (при нормальной семье) на любви детей к отцу, и дети знают, что отец всегда встанет на защиту, чтобы спасти их. Но в любви нет никакой выгоды. Так и у христиан вера основана не на выгоде, а является результатом любви к Богу.
Меня тогда спросили: «А как Вы видите образ распятого Христа? Просто образ и всё, без всякого смысла?
ОТВЕТ:
Полностью может и не смогу объяснить, однако, постараюсь в общих чертах. Здесь нет никакой мистики. Это не картина, на которой я вижу всего Христа, в том числе и лицо Его. Это всё по-другому. Вот у каждого человека всегда присутствует образ близких людей: матери, отца, жены (мужа), детей, братьев, сестёр. Образ каждого из них есть не фотография, но совокупность всего из нашей памяти о них: доброта, душевность, отдельные поступки из жизни и наши совместные радости и переживания о чём-то в прошлом. Всё это вместе сливается, соединяется, образуя некоторое естественное состояние присутствия их в нас.
В этом конечно есть таинственность возникновения близости, но это не является мистикой, так как мы просто ещё не всё знаем, также как и не знаем, что такое сознание, которое люди ещё не понимают, но сознание человека нельзя назвать мистикой. Все эти образы как бы несколько туманны, но при воспоминании о каждом из близких людей у нас возникают определённые чувства, которые мы имели при совместном общении, будучи с ними рядом. Всё это также можно отнести к образу Иисуса Христа.При произношении мною или слушании имени Господа происходит что-то подобное, а также всё это бывает и в мыслях.
Моё совместное общение с Христом через чтение и слушание Слова Божьего, размышления обо всем этом под впечатлением Голгофы, мои молитвы с сообщением Господу обо всём моём сокровенном, познание величайшего подвига Христа ради людей, ради меня и прощение меня, совершенно не заслуживающего этого- всё это воплотило во мне образ Того, без Которого я уже не представляю свою жизнь. Но из всего этого у меня превышает воспоминание Голгофы и Крест Голгофский с Господом, как чувства возникновения рядом со мною в моей жизни Того, к Которому я стремился в своей жизни, но стал с Ним только в последние годы. Почти во всех молитвах я всегда благодарю Иисуса Христа за Голгофу. Может быть поэтому у меня всегда создаются какие-то духовные впечатления всегда присутствия Христа на Голгофском Кресте.