8. Сказка и постмодерн (окончание)
Итак, в прошлый раз мы начали разговор о постмодернизме и сказке. Мы узнали, что постмодернизм проявляется в ней на разных уровнях — на лингвистическом и на сюжетном (трансформация персонажей и образов). Мы увидели как авторы пытаются рационализировать магию, придавая ей схожесть с наукой. Мы немного затронули идейный уровень, когда говорили о юмористическом фэнтези. Вот про этот, идейный уровень, мы продолжим говорить сегодня.
Что такое идея? Рассмотрим на примере всё того же Гарри Поттера. Но для того, чтобы понять идею этой сказки, необходимо различать идею и тему. Именно эти два понятия чаще всего путают, когда говорят об идее произведения. В Поттериане главная тема — это любовь. А идея — это то, что любовь — самое сильное волшебство в мире, способное победить даже смертельное заклятие. То есть, темой может быть некое философское или этическое понятие (любовь, смерть, ненависть, милосердие, жадность), а идеей произведения — то, как автор это понятие интерпретирует.
Постмодернизм — это концепция, основанная на переосмыслении опыта предыдущих эпох и осознание исчерпанности этого опыта. Однако есть базовые вещи, константы, которые даже постмодернисткому сознанию не под силу изменить. Рождение и смерть, любовь и ненависть, война и мир, своё и чужое и т.п. Сказка говорит именно об этих константах, оттого она и сохраняет свою актуальность по сей день. Сказка — это рассказ на все времена. Но в то же самое время сказка даёт широкий простор для переосмысления этих констант. В современной литературной сказке этому множество примеров. Но самое главное в сказке до сих пор остаётся неизменным — это победа добра над злом. Для сказки эта победа — важнейший идейный элемент. Сказка по своей сути оптимистична. Герой в ней страдает, его бьют, сажают в темницы, лишают самого дорогого и даже убивают. Но герой побеждает смерть и зло. Во все времена человеку было важно знать, что всё будет хорошо, что итог всегда будет хороший. Сказка давала нашим предкам, жившим в условиях гораздо более тяжелых, чем мы, надежду. И хотя времена изменились, человек стал дольше, лучше и безопаснее жить, мы всё равно остаёмся людьми надежды. И за это и продолжаем любит сказки. Однако современный человек склонен переосмысливать конфликт добра со злом и саму природу обоих этих понятий. То есть, в сказке конфликт добра со злом остаётся и добро в итоге побеждает. Но добро и зло многогранны, поэтому конфликты могут быть разнообразны.
Важно: в сказке добро обязательно должно победить, а зло — быть наказанным, при этом автор волен отойти от традиционного дуализма «абсолютное зло против абсолютного добра». Мы знаем, что все поступки людей — результат каждодневного выбора. Как он делает этот выбор и почему — вот, что интересно!
Иными словами, современная авторская сказка по-новому интерпретирует базовые философские, этические и моральные понятия, предлагает читателю посмотреть на них с другой стороны, под другим углом, переосмыслить основные идейные конфликты. При этом главная идея — победа добра над злом — остаётся неизменной.
Сказка традиционна, несмотря на влияние постмодернистских идей. В сказке важна структура, то есть те функции, о которых говорил В.Я Пропп, — именно они определяют жанр сказки. В сказке мы обращаемся к архетипам нашего коллективного бессознательного. Убери это всё — и от сказки ничего не останется. Мы получим некую фантасмагорию, которая нас, возможно, позабавит, но чувств не затронет. Иными словами, к написанию сказки надо подходить осторожно. Работа со сказочным жанром похожа на работу иконописца: есть весьма ограниченный набор требований, за рамки которых заходить нельзя. При этом необходимо сделать нечто новое, а не копировать других. То есть, нужно быть оригинальным в неоригинальном жанре. Именно поэтому очень важно как можно плодотворнее работать на этапе придумывания, фантазирования. Работая над сказкой, вы не можете позволить себе сойти с определенных тропинок — уйдете чуть дальше, и сказка перестанет быть сказкой. Поэтому единственный правильный путь — это отрастить у вашей фантазии огромные сильные крылья и не бояться летать. Зная, при этом, маршрут вашего полета. Маршрут можно варьировать, но залетать на чужую территории нельзя. Посвятите месяц-другой придумыванию, фантазированию. Записывайте самые абсурдные идеи, которые приходят вам в голову. Не бойтесь, что вы зря теряете время: сейчас, в эпоху компьютеров, мы все владеем быстрой печатью. То есть, напечатать вы всегда успеете, отредактировать, отшлифовать — тоже. А вот если вы плохо поработаете на этапе придумывания, этого уже исправить нельзя.
Впереди новогодние каникулы. Может быть, в это самое волшебное время вы начнете писать вашу сказку. Надеюсь, мой мастер-класс, мои советы вам пригодятся. Желаю вдохновения и удачи! Всех с наступающим Новым годом!
Если надумаете провести новый мастер-класс, с удовольствием присоединюсь.
С наступающим вас Новым годом! Крепкого здоровья и творческого вдохновения на долгие-долгие годы!
Я сам прочёл почти всю сагу о Поттере — и сейчас просматриваю её видеоверсию. Не могу сказать, что без удовольствия — и фильмы хорошо сняты, и писать Роулинг умеет хорошо. К сожалению, вспоминая своё детство и подростковый период, нахожу, что даже «ширпотреб» вроде Г. Гаррисона(его «Билл, Герой Галактики», 1965 г., является ярким примером постмодернистской литературы, научно-фантастической версией «Уловки-22»)был куда более «взрослой» литературой, нежели «Поттериана». Даже не знаю, какой будет литература следующего поколения, если дело так пойдёт дальше. Возможно, речь идёт о закате «Планеты Обезьян»?
Желаем Вам в Новом году как можно больше сказочных дней!